Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Непопалова Г.Г. и Бросовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 2 ноября 2022 г. по гражданскому делу N 2-3376/2022 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Непопалова Г.Г, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (далее по тексту - ОПФ РФ по Оренбургской области) от 25 января 2022 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. С указанным решением пенсионного органа истец не согласен, полагает, что оно вынесено незаконно и необоснованно.
На основании изложенного, с учетом последующего уточнения ранее заявленных исковых требований, ФИО1 просил суд:
- признать незаконным решение ОПФ РФ по Оренбургской области от 25 января 2022 г. в части отказа во включении в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 20 марта 1989 г. по 31 декабря 1997 г. в должности авиамеханика цеха техобслуживания самолетов по оперативным регламентам АТБ (цех N 1), с 1 июня 1989 г. авиатехник цеха N 1 ОТО АТБ, Оренбургского объединенного авиаотряда, а также периодов учебы и службы в составе Вооруженных Сил СССР;
- обязать пенсионный орган включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с 20 марта 1989 г. по 31 декабря 1997 г. - работа в качестве авиамеханика цеха техобслуживания самолетов по оперативным регламентам АТБ (цех N 1), с 1 июня 1989 г. - авиатехник цеха N 1 ОТО АТБ Оренбургского объединенного авиаотряда; с 1 сентября 1984 г. по 26 июня 1985 г. и с 1 сентября 1987 г. по 5 июля 1989 г. - учеба в Троицком авиационном техническом училище гражданской авиации по специальности 1303 "Техническая эксплуатация воздушных судов и авиадвигателей"; с 27 июня 1985 г. по 7 мая 1987 г. - служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 21 октября 2021 г.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 2 ноября 2022 г, исковые требования ФИО1 удовлетворены в части:
- признано незаконным решение ОПФ РФ по Оренбургской области от 25 января 2022 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), периода работы с 20 марта 1989 г. по 31 декабря 1997 г. в качестве авиамеханика цеха техобслуживания самолетов по оперативным регламентам АТБ (цех N 1), с 1 июня 1989 г. - авиатехник цеха N 1 ОТО АТБ Оренбургского объединенного авиаотряда;
- пенсионный орган обязан включить в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, период работы с 20 марта 1989 г. по 31 декабря 1997 г. в качестве авиамеханика цеха техобслуживания самолетов по оперативным регламентам АТБ (цех N 1), с 1 июня 1989 г. - авиатехник цеха N 1 ОТО АТБ Оренбургского объединенного авиаотряда, а также назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 20 ноября 2021 г.
В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее по тексту - ОСФР по Оренбургской области, до переименования - ОПФ РФ по Оренбургской области) ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части удовлетворения заявленных требований. Основаниями для отмены судебных актов в данной части ответчик указывает нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами не учтено, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается занятость ФИО1 в спорный период полный рабочий день, а именно не менее 80% рабочего времени, по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).
Истец ФИО1 и представитель ОСФР по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21 октября 2021 г. ФИО1 обратился в клиентскую службу (на правах отдела) в г. Оренбурге и Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ОПФ РФ по Оренбургской области от 25 января 2022 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости. По представленным документам продолжительность страхового стажа в гражданской авиации составила 28 лет 8 месяцев 26 день (требуется 25 лет страхового стажа в гражданской авиации), а продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 19 лет 8 месяцев 14 дней (требуется 20 лет).
При этом, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в числе прочих не засчитан период работы с 20 марта 1989 г. по 31 декабря 1997 г. в качестве авиатехника цеха техобслуживания самолетов по оперативным регламентам АТБ (цех N 1), с 1 июня 1989 г. - авиатехник цеха N 1 ОТО АТБ, Оренбургского объединенного авиаотряда, поскольку не подтверждена занятость полный рабочий день по непосредственному оперативному периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.
Полагая отказ ответчика в зачете в специальный стаж указанного выше периода работы незаконным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.
Вместе с тем, из записей в трудовой книжке на имя истца относительно оспариваемых периодов, следует, что с 27 июня 1985 г. по 7 мая 1987 г. Кипров В.Н. он проходил службу в Советской Армии. До поступления в Оренбургский ОАО обучался в Троицком АТУ ГА; 20 февраля 1989 г. по окончании училища принят стажером АТБ в Оренбургский объединенный авиаотряд; 20 марта 1989 г. назначен на должность авиамеханика цеха техобслуживания самолетов по оперативным регламентам АТБ по 2 классу 3 разряду, вредные условия; 1 июня 1989 г. переведен на должность авиатехника цеха N 1 ОТО АТБ по 3 классу 4 разряда, вредные условия; Оренбургский объединенный авиаотряд переименован в Оренбургское государственное авиапредприятие; 1 июня 1994 г. присвоен 2 класс 5 разряд авиатехника; Оренбургское государственное авиапредприятие переименовано в Государственное унитарное авиапредприятие "Оренбургские авиалинии"; 5 ноября 2001 г. присвоен 6 разряд авиатехника; Государственное унитарное авиапредприятие "Оренбургские авиалинии" переименовано в ФГУП "Оренбургские авиалинии"; 3 сентября 2009 г. уволен по собственному желанию.
Данные периоды работы согласуются с периодами работы, указанными в выданной ГБУ "Оренбургский государственный архив социально-политической истории" архивной справке от 12 июля 2021 г. N 2272, согласно которой в объединенном архивном фонде Предприятий гражданской авиации Оренбургской области (28 августа 1932 г. - 19 июля 2019 г.), Аэропорт, Оренбургский район Оренбургская область обнаружены следующие сведения о работе ФИО1
Приказом командира Оренбургского объединенного авиаотряда от 20 февраля 1989 г. N 17/Л параграф 5 ФИО1 молодой специалист, прибывший по окончанию Троицкого АТУ ГА (аббревиатуры не расшифрованы) допущен к производственной стажировке в АТБ (аббревиатура не расшифрована) сроком на один месяц, без выплаты денежного содержания, с последующим назначением на оплачиваемую должность, с 20 февраля 1989 г.
Приказом командира Оренбургского объединенного авиаотряда от 22 марта 1989 г. N 28/л параграф 1 ФИО1, курсант АТУ ГА (аббревиатуры не расшифрованы), по окончанию стажировки, назначен на должность авиамеханика цеха техобслуживания самолетов по оперативным регламентам АТБ (аббревиатура не расшифрована) (цех N 1), с ч/ставкой 78, 1 коп. (так в документе) по 2 классу 3 разряду, 4% за вредность (так в документе), с 20 марта 1989 г.
Приказом командира Оренбургского объединенного авиаотряда от 1 июня 1989 г. N 51/л параграф 22 ФИО1, авиамеханик АТБ (так в документе, аббревиатура не расшифрована), сдавший второй этап госэкзаменов, назначен на должность авиатехника цеха N 1 ОТО АТБ (аббревиатуры не расшифрованы), с ч/ставкой 87, 7 коп. (так в документе) по 3 классу 4 разряду, 4% за вредность (так в документе), с 1 июня 1989 г.
Приказом командира Оренбургского объединенного авиаотряда от 2 июня 1994 г. N 80-л параграф 5 ФИО1, авиатехнику цеха N 1 АТБ (так в документе, аббревиатура не расшифрована), присвоен 2 класс 5 разряд авиатехника с ч/ставкой 1 221, 0 рублей + 20% за классность (так в документе), с 1 июня 1994 г. Согласно примечаний, другой работник с такой фамилией, именем и отчеством в документах за указанный период не значится.
В материалы дела предоставлена архивная справка, выданная ГБУ "Объединенный государственный архив Оренбургской области", от 16 декабря 2021 г. N 1385-С, в которой содержатся сведения о переименовании Оренбургского объединенного авиаотряда, а именно: приказом Министра гражданской авиации СССР от 8 июня 1990 г. N 126 Оренбургский объединённый авиаотряд Приволжского управления гражданской авиации переведён на статус государственного предприятия.
В соответствии с распоряжением учредителя - Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области от 12 июля 1993 г. N 490-р, создано государственное Оренбургское авиапредприятие, утверждён устав.
Оренбургское авиапредприятие являлось правопреемником имущественных прав и обязанностей Оренбургского авиаотряда, на базе которого оно создано.
На собрании трудового коллектива 17 апреля 1996 г. внесено дополнение и изменение в Устав о переименовании Оренбургского авиапредприятия в государственное унитарное авиапредприятие "Оренбургские авиалинии".
Директором Федеральной авиационной службы России от 1 июля 1997 г. N 11.2.4-8, утверждён Устав государственного унитарного авиационного предприятия "Оренбургские авиалинии" (ГУАП "Оренбургские авиалинии").
ГУ АП "Оренбургские авиалинии" отнесено к Федеральной государственной собственности Российской Федерации, являлось правопреемником Оренбургского авиапредприятия. Выдано свидетельство о государственной регистрации N 573 серия М-97. Место нахождения: Оренбургская область, Оренбургский район, Аэропорт.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 710 "О территориальных органах Министерства транспорта Российской Федерации", приказом Министра транспорта Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 131, образовано на базе переданного Министерству транспорта Российской Федерации Приволжского регионального управления упраздненной Федеральной службы воздушного транспорта России Приволжское окружное межрегиональное территориальное управление.
Распоряжением первого заместителя министра транспорта Российской Федерации от 20 мая 2002 г. N НА-175-р, утверждён новый Устав федерального государственного унитарного предприятия "Оренбургские авиалинии" (ФГУП "Оренбургские авиалинии"), согласованный распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 1141-р.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2008 г. N 873 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 г. N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" и на основании распоряжения руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24 ноября 2009 г. N 1864-р реорганизовано ФГУП "Оренбургские авиалинии" в форме выделения из него федерального государственного унитарного предприятия "Международный аэропорт "Оренбург", осуществляющего аэропортовую деятельность, с передачей ему имущественного комплекса аэропорта Оренбург-Центральный.
10 августа 2010 г. было организовано два авиапредприятия ФГУП "Оренбургские авиалинии" и ФГУП "Международный аэропорт "Оренбург".
ОАО "Оренбургские авиалинии" создано путём преобразования ФГУП "Оренбургские авиалинии". Учредителем являлась Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 31 декабря 2010 г. N 1217-р утверждён устав. Выданы свидетельства о государственной регистрации юридического лица и постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения от 20 января 2011 г. N 1115658000754.
ОАО "Оренбургские авиалинии" являлось правопреемником ФГУП "Оренбургские авиалинии".
В 2011 г. полномочия единственного акционера ОАО "Оренбургские авиалинии" осуществляла Государственная корпорация по содействию, разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии".
В 2013 году полномочия единственного акционера ОАО "Оренбургские авиалинии" осуществляло открытое акционерное общество "Аэрофлот - Российские авиалинии".
В соответствии с требованиями Законодательства Российской Федерации в Устав ОАО "Оренбургские авиалинии" внесены изменения, согласно которым из полного официального наименования исключается слово "открытое". Теперь полное наименование организации звучит следующим образом: акционерное общество "Оренбургские авиалинии" или, сокращенно, АО "Оренбургские авиалинии".
АО "Оренбургские авиалинии" с 27 марта 2016 г. вошло в состав нового авиаперевозчика "Россия", которая является участником группы "Аэрофлот". Основным пунктом базирования авиакомпании "Россия" стал Санкт-Петербург при наличии филиалов в Москве, Ростове-на-Дону и Оренбурге.
В начале июня 2016 г. Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта АО "Оренбургские авиалинии", входящих в группу "Аэрофлот".
15 июня 2017 г. решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-186/2017 (резолютивная часть) АО "Оренбургские авиалинии" (ОГРН 1115658000754, ИНН 5638057840. КПП 563801001, адрес: 460049, РФ, Оренбургская область, Оренбургский район, посёлок Аэропорт) было признано несостоятельным (банкротом). АО "Оренбургские авиалинии" присоединили к авиакомпании "Россия" путем ликвидации".
Работа истца по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации подтверждается и представленным в материалы дела свидетельством "Техника гражданской авиации" III ТЭ N 041419 на имя ФИО1, из раздела XIII свидетельства следует, что истец допущен: к руководству двигателем ВС, спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах ГА, к работе в качестве оператора по выполнению самостоятельного технического обслуживания на спецмашине типа УАГ-300; к самостоятельному ТО самолетов ТУ-134, ТУ-154Б.М в отрыве от базы, в том числе, при выполнении международных рейсов.
Из материалов наблюдательного дела следует, что 29 октября 2009 г. в ФГУП "Оренбургские авиалинии" проводилась документальная проверка "Перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно статье 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ по состоянию на 1 января 2009 г. и обоснованность предоставления льготного пенсионного обеспечения работникам.
Из акта проверки следует, что согласно представленным первичным документам "Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ по состоянию на 1 января 2009 г. согласованны по профессиям и должностям, в числе прочих, значится профессия "авиационный техник по планеру и двигателям" и "авиационный техник по приборам и электрооборудованию, радиооборудованию" в Цехе оперативно-технического обслуживания Авиационно-технической базы. Таким образом, работодатель подтверждал право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости, данные обстоятельства также были проверены пенсионным органом, о чем имеется акт.
Как следует из кассационной жалобы, ОСФР по Оренбургской области обжалует состоявшиеся по делу судебные постановления лишь в части включения в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периода работы с 20 марта 1989 г. по 31 декабря 1997 г. в качестве авиамеханика цеха техобслуживания самолетов по оперативным регламентам АТБ (цех N 1), с 1 июня 1989 г. - авиатехник цеха N 1 ОТО АТБ Оренбургского объединенного авиаотряда, а также в части назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 20 ноября 2021 г, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным проверить обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы. Иные выводы судов первой и апелляционной инстанций заявителем не оспариваются, в связи с чем не являются предметом проверки судом кассационной инстанции.
Разрешая по существу спор в указанной выше части, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 8, 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, подпунктом "з" пункта 1 и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", положениями Списка должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 (далее по тексту - Список от 4 сентября 1991 г. N 459), пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N 258н (далее по тексту - Порядок от 31 марта 2011 г. N 258н), регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периода работы с 20 марта 1989 г. по 31 декабря 1997 г. в качестве авиамеханика цеха техобслуживания самолетов по оперативным регламентам АТБ (цех N 1), с 1 июня 1989 г. - авиатехник цеха N 1 ОТО АТБ Оренбургского объединенного авиаотряда.
Несмотря на отсутствие справки о льготном характере работы, суд первой инстанции, дав совокупную оценку сведениям, содержащимся в трудовой книжке на имя ФИО1, в архивных справках и в согласованном Перечне льготных профессий, исходил из того, что истец был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному, техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. При этом, в соответствии с актом проверки "Перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно статье 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено льготное пенсионное обеспечение для должности авиационный техник.
Разрешая требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом включения указанного выше периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, его продолжительность составит более требуемых 20 лет. 21 октября 2021 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраста 55 лет он достиг 20 ноября 2021 г. При таких обстоятельствах, досрочная страховая пенсия по старости подлежит назначению с даты достижения возраста 55 лет - с 20 ноября 2021 г.
В силу вышеизложенного, суд первой инстанции посчитал необходимым обязать ОПФ РФ по Оренбургской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 20 ноября 2021 г.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ОПФ РФ по Оренбургской области о не подтверждении представленными в дело документальными доказательствами полной занятости истца в спорный период на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что приведенные выше выводы суда первой инстанции сделаны на основании анализа совокупности установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в том числе, записей в трудовой книжке на имя ФИО1, архивных справок, выписок лицевого счета, согласованного Перечня льготных профессий.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 8, 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, подпункту "з" пункта 1 и пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", положениям Списка от 4 сентября 1991 г. N 459, пункту 4 Порядка от 31 марта 2011 г. N 258н), и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения указанного выше спорного периода работы ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, и, как следствие, для назначения ему пенсии по указанному выше основанию, основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ОСФР по Оренбургской области.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 2 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Г.Г. Непопалов
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.