Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Улановой Е.С, Федотовой Е.В, c участием прокурора Хлебниковой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18 октября 2022 года по гражданскому делу N 2-2605/2022 по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО12, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска" о возложении обязанности выписывать льготные рецепты и обеспечить медицинскими изделиями, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя интересах несовершеннолетней ФИО21 А.А, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска" (далее - ГУЗ ДГКБ) о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями. Требования мотивированы тем, что несовершеннолетней ФИО4 А.А, страдающей сахарным диабетом 1 типа, рекомендован самоконтроль гликемии устройством для непрерывного мониторирования FreeStyle Libre. До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение ФИО20 А.А. системой непрерывного мониторирования гликемии, не приняты. Льготные рецепты на получение системы непрерывного мониторирования гликемии ГУЗ ДГКБ также не выписываются. Прокурор просил суд обязать ГУЗ ДГКБ выписывать несовершеннолетней ФИО19 А.А. рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг), обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать несовершеннолетнюю ФИО4 А.А. данной системой непрерывного мониторирования гликемии.
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 июня 2022 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО4 А.А. удовлетворены. Суд обязал ГУЗ ДГКБ выписывать ФИО4 А.А. рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг), обязал Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать ФИО4 А.А. системой непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18 октября 2022 года решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 июня 2022 года оставлено без изменения.
Министерство здравоохранения Ульяновской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить.
Министерство здравоохранения Ульяновской области в кассационной жалобе ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что ФИО4 А.А, 28 мая 2009 года рождения, является инвалидом по категории "ребенок-инвалид", страдает заболеванием - сахарный диабет 1 типа.
В период нахождения на стационарном лечении в ФГБУ ЭНЦ Минздрава России Воспинникова А.А. переведена на помповую инсулинотерапию, ей установлена помпа Medtronic MiniMed 640G с функцией непрерывного мониторинга глюкозы. По результатам госпитализации ребенку рекомендовано использование данной помпы и постоянный контроль уровня глюкозы в крови, что подтверждено выписным эпикризом от 3 ноября 2021 года.
Заключением врачебной комиссии ГУЗ ДГКБ от 10 ноября 2021 года
N 51/418 подтверждена нуждаемость ФИО4 А.А. в применении помповой инсулинотерапии.
Разрешая спор, суд первой инстанций установив наличие у ФИО4 А.А. заболевания (сахарный диабет), права на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача, необеспечение несовершеннолетней ответчиками необходимыми по жизненным показаниям медицинскими изделиями, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ГУЗ ДГКБ обязанности выписывать ФИО4 А.А. рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг), на Министерство здравоохранения Ульяновской - бесплатно обеспечивать ребенка указанными медицинскими изделиями.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у кассационного суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В разделе III данной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно при заболеваниях эндокринной системы.
Из приведенных норм следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Вопреки доводам жалобы о том, что сенсор мониторирования не заменяет и не отменяет использование тест-полосок, и не является жизненно-важным медицинским изделием, судами предыдущих инстанций правильно указано, что нуждаемость ФИО4 А.А. в применении системы непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг) подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами, а именно выписным эпикризом из истории болезни N ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии" Министерства здравоохранения России, где указано на нуждаемость несовершеннолетней в постоянном использовании систем непрерывного мониторирования гликемии в дополнение к постоянному использованию глюкометра и тест-полосок.
Доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение истицы медицинским изделием "Freestyle Libre (Flash-мониторинг)" за счёт средств федерального бюджета приведет к нарушению положений части 1 статьи 306 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ввиду нецелевого использования бюджетных средств, судебной коллегией отклоняется, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" инвалидам гарантировано за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив нормы материального права, пришли к обоснованному выводу о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Воспинниковой А.А. системой непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre по жизненным показаниям.
Приведенные в кассационной жалобе иные доводы, фактически выражают несогласие с судебными постановлениями судов первой и апелляционной инстанции, принятыми по существу спора, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.С. Уланова
Е.В. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.