Судебная коллегия по уголовным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Леонтьева С.А, судей Железного А.В, Бурухиной М.Н, при ведении протокола помощником судьи Тучковой Ю.А, с участием прокурора Накусова А.А, осужденного Солодилова А.А. по видеоконференц-связи, адвоката Залугина В.С.
в открытом судебном заседании рассмотрела кассационную жалобу осужденного Солодилова А.А. и кассационное представление заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики Махова А.Л. на приговор Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 26 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бурухиной М.Н, изложившей обстоятельства дела, содержание приговора, доводы кассационных жалобы и представления, выступления осужденного Солодилова А.А. и защитника Залугина В.С, поддержавших доводы жалобы и представления, мнение прокурора об изменении приговора, судебная коллегия
установила:
по приговору Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 26 ноября 2021 года
Солодилов А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин РФ, судимый:
-16 ноября 2016 года по приговору мирового судьи судебного участка N 4 Предгорного района Ставропольского края по ст.264.1 УК РФ к наказанию в виде обязательных работ на срок 240 часов с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года;
-10 февраля 2017 года по приговору Черкесского городского суда КЧР по ч.1 ст.228, ч.1 ст. 228 УК РФ с применением ч.5 ст. 69, ч. 1 ст. 71, ст. 70 УК РФ, с присоединением наказания по приговору мирового судьи судебного участка N 4 Предгорного района Ставропольского края от 16 ноября 2016 года, к окончательному наказанию в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года, с применением ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев;
-15 мая 2017 года по приговору Черкесского городского суда КЧР по ч.1 ст.228, ч.1 ст. 228 УК РФ, ч.5 ст. 69, ст. 70 УК РФ с присоединением наказания по приговору Черкесского городского суда КЧР от 10 февраля 2017 года, к окончательному наказанию в виде 1 года 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 1 год 9 месяцев 6 дней; постановлением Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 июня 2018 года основное неотбытое наказание в виде лишения свободы сроком 7 месяцев 18 дней заменено на ограничение свободы, дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 1 год 9 месяцев 6 дней, оставлено на самостоятельное исполнение;
-8 октября 2020 года по приговору Черкесского городского суда по ч. 1 ст.228 УК РФ к 1 году лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год, осужден за три преступления, предусмотренные ч.2 ст. 228 УК РФ, к 3 годам лишения свободы за каждое;
на основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначено 3 года 3 месяца лишения свободы;
в соответствии с ч.4 ст. 74 УК РФ условное осуждение по приговору Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 октября 2020 года отменено;
на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного сложения наказания, назначенного по настоящему приговору, и неотбытой части наказания по приговору Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 октября 2020 года, назначено 3 года 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима;
срок отбывания наказания исчислен со дня вынесения приговора с 26 ноября 2021 года с зачетом периода содержания под стражей с 19 декабря 2020 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день лишения свободы;
разрешена судьба вещественных доказательств;
постановлено взыскать с Солодилова А.А. процессуальные издержки в сумме 3600 рублей.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Солодилов признан виновным в незаконных приобретениях, хранениях и перевозках наркотических средств в крупном размере без цели сбыта (3 преступления). Преступления совершены 19 ноября 2020 года, и дважды 15 декабря 2020 года при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В кассационной жалобе осужденный просит об изменении приговора, считая, что выводы о виновности в незаконном приобретении наркотического средства необоснованны, поскольку по делу отсутствуют достаточные данные об этом, кроме его признательных показаний. Назначенное наказание считает чрезмерно суровым, указывает, что он оказывал необходимую помощь следствию, активно сотрудничал. Просит исключить признак "незаконного приобретения" наркотического средства, смягчить наказание с применением ст. 64 УК РФ.
В кассационном представлении поставлен вопрос об изменении приговора, поскольку осуждение Солодилова за незаконные приобретения наркотических средств произведено без установления необходимых для этих действий времени, места и способа, что не позволяет высказаться о течении сроков давности уголовного преследования. Кроме того, суд излишне квалифицировал действия Солодилова как незаконные перевозки, поскольку в действиях осужденного имело место хранение во время поездки. Полагает, что два преступления, совершенные 15 декабря 2020 года являются одним преступлением, поскольку объединены одним умыслом, включают тождественные действия в отношении одного вида наркотика, который изъят в один день.
Указывает, что описание преступных действий осужденного содержит указание на совершение им сбыта, от обвинения в котором прокурор отказался; в приговоре ошибочно указано на исчисление срока наказания с даты постановления приговора, а не его вступления в законную силу; выводы суда о приобретении и перевозке наркотического средства в период условного осуждения неверны, поскольку их даты не установлены; также суд ошибся при отмене условного осуждения, сославшись на ч.4 ст. 74 УК РФ, а не на ч.5 ст. 74 УК РФ.
Проверив доводы кассационных жалобы и представления, изучив материалы дела, коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такое нарушение по делу допущено.
Вопрос о наличии в действиях лица состава преступления - незаконной перевозки без цели сбыта и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения без цели сбыта наркотического средства во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, фактических обстоятельств перевозки, количества, размера, объема наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, места их нахождения, а также других обстоятельств дела (п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами").
В данном деле указанный вопрос не обсуждался. Между тем из установленных обстоятельств следует, что Солодилов приобрел наркотическое средство без цели сбыта и хранил при себе, находясь в машине, на которой переехал из одного города в другой.
Таким образом, судом не установлено перевозки по смыслу, придаваемому уголовным законом, то есть перемещения из одного места в другое, а фактически установлено хранение наркотических средств при себе во время поездки.
При таких обстоятельствах, данный признак подлежит исключению из квалификации действий осужденного со смягчением наказания с применением положений ст. 64 УК РФ, исходя из совокупности смягчающих обстоятельств, которую следует признать исключительной.
Также судом допущены нарушения при квалификации действий Солодилова, совершенных 15 декабря 2020 года, как два преступления, поскольку из описанных в приговоре обстоятельств следует, что все действия по приобретению и хранению наркотических средств, изъятых у самого Солодилова и другого лица, совершены осужденным в одно время, с одним умыслом, одним способом и фактически образуют одно преступное деяние.
Таким образом, действия Солодилова по преступлениям, совершенным 15 декабря 2020 года, подлежат переквалификации на одно преступление, предусмотренное ч.2 ст. 228 УК РФ.
Обоснованными признает коллегия доводы представления о неправильном исчислении срока отбывания наказания с момента постановления приговора, который по смыслу закона должен исчисляться с момента его вступления в законную силу, а также об ошибочном указании в резолютивной части приговора на ч.4 ст. 74 УК РФ, послужившей основанием для отмены условного осуждения, вместо ч.5 ст. 74 УК РФ, что коллегия полагает возможным исправить.
Кроме того, судом допущены нарушения уголовно-процессуального закона при решении вопроса о взыскании процессуальных издержек с осужденного.
Согласно ст.ст. 131, 132 УПК РФ суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению, относятся к процессуальным издержкам и могут быть взысканы с осужденных.
По смыслу приведенных норм закона, с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2008 года N 1074-О-П, издержки, связанные с производством по уголовному делу, могут быть взысканы с осужденного только по решению суда, порядок принятия которого должен гарантировать защиту его прав и соответствовать критериям справедливого судебного разбирательства.
Осужденному должна быть предоставлена возможность довести до сведения суда свою позицию относительно суммы взыскиваемых издержек и своего имущественного положения (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года N 42 "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам").
Приведенные требования при рассмотрении вопроса о взыскании процессуальных издержек за осуществление защиты Солодилова А.А. судом первой инстанции учтены не в полной мере.
В судебном заседании вопрос о взыскании с осужденного процессуальных издержек не обсуждался, сумма, подлежащая взысканию, не оглашалась, мнение осужденного по данному вопросу не выяснялось, его имущественное положение не изучалось.
При таких данных из приговора следует исключить указание о взыскании процессуальных издержек с осужденного.
Иных оснований для вмешательства в приговор не установлено.
Доводы кассационных представления и жалобы о неустановлении времени приобретения наркотических средств противоречит содержанию приговора, согласно которому в каждом случае это время установлено с точностью до дня и обоснованно достаточными доказательствами, в том числе показаниями самого осужденного, от которых он не отказывался.
Не содержит приговор и указания о сбыте Солодиловым наркотического средства, в связи с чем необходимости вносить изменения в описание преступного деяния не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.6 ч.1 ст.401.14, ч.1 ст. 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 26 ноября 2021 года в отношении Солодилова А.А. изменить:
-исключить из квалификации действий осужденного по всем преступлениям признак незаконной перевозки наркотических средств;
-переквалифицировать действия Солодилова А.А. по преступлениям от 15 декабря 2020 года с ч.2 ст. 228, ч.2 ст. 228 УК РФ на ч.2 ст. 228 УК РФ;
-считать Солодилова А.А. осужденным за два преступления, предусмотренные ч.2 ст. 228 УК РФ (по преступлениям от 19 ноября 2020 года и от 15 декабря 2020 года), по каждой из которых назначить наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы;
-на основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначить 2 года 10 месяцев лишения свободы;
-считать отмену условного осуждения по приговору Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 октября 2020 года произведенной на основании ч.5 ст. 74 УК РФ;
-на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения к вновь назначенному наказанию неотбытого наказания по приговору Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 октября 2020 года, назначить 3 года лишения свободы в исправительной колонии общего режима;
-срок отбывания наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу с зачетом периода содержания под стражей с 19 декабря 2020 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день лишения свободы;
-исключить указание о взыскании с Солодилова А.А. процессуальных издержек в сумме 3600 рублей.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Председательствующий С.А. Леонтьев
Судьи М.Н. Бурухина
А.В. Железный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.