Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 28 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 декабря 2022 г. по административному делу N 2а-1129/2022 по административному исковому заявлению Гарига П. Н. к администрации г. Ставрополя, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе о признании незаконными заключения от 30 ноября 2021 г. N 90 и постановления администрации г. Ставрополя от 27 декабря 2021 г. N 2978 "О признании многоквартирного "адрес" ("адрес" расположенного по "адрес", аварийным и подлежащим сносу".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Фоменко А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гарига П.Н. обратился в суд с административным иском к администрации г. Ставрополя (далее также - администрация), межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе (далее также - межведомственная комиссия) о признании незаконными заключения от 30 ноября 2021 г. N 90 и постановления администрации г. Ставрополя от 27 декабря 2021 г. N 2978 "О признании многоквартирного "адрес" ("данные изъяты"), расположенного по "адрес", аварийным и подлежащим сносу".
В обоснование своих требований указал на то, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в январе 2022 г. в его адрес поступило требование от 30 декабря 2021 г. N 08/19-11942с о сносе многоквартирного дома за счет собственных средств на основании вышеуказанных заключения МВК и постановления администрации о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, которые он считает незаконными, поскольку в его адрес не направлялись, приняты с нарушением Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, при этом он как собственник квартиры с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не обращался, иные основания для проведения оценки указанного дома и принятия решения о признании его аварийным и подлежащим сносу отсутствуют, что нарушает его права на жилище.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 28 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 декабря 2022 г, административный иск удовлетворен, признаны незаконными заключение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе от 30 ноября 2021 г. N 90 "Об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", постановление администрации города Ставрополя от 27 декабря 2021 г. N 2978 "О признании многоквартирного "адрес" ("адрес"), расположенного по "адрес", аварийным и подлежащим сносу".
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 13 января 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 23 января 2023 г, межведомственная комиссия просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права.
Относительно доводов жалобы представителем административного истца по доверенности Фоменко А.В. поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Фоменко А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гарига П.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Постановлением администрации г. Ставрополя от 27 декабря 2021 года N 2978 "О признании многоквартирного "адрес" ("адрес" расположенного по "адрес", в "адрес", аварийным и подлежащим сносу" на основании заключения об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 30 ноября 2021 г. N 90 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в адрес Гарига П.Н. 30 декабря 2021 г. направлено требование N 08/19-11942с, в котором на основании постановления администрации г. Ставрополя от 27 декабря 2021 г. N 2978 "О признании многоквартирного "адрес" ("адрес"), расположенного по "адрес", в "адрес", аварийным и подлежащим сносу", которым многоквартирный "адрес" "адрес") по "адрес", в г. Ставрополе, в котором расположена "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений вышеуказанного многоквартирного дома установлен срок 12 месяцев, со дня принятия постановления, на осуществление сноса многоквартирного дома за счет собственных средств многоквартирного "адрес" ("адрес") в срок до 27 декабря 2022 г.
С целью установления обстоятельств дела, определением суда от 14 июня 2022 г. назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Стройгеоэксперт".
Согласно выводам заключения эксперта названного экспертного учреждения от 26 августа 2022 г. N 68/08-22Э в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", СП 54.13330.2022. "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003; Федеральный закон N 384-ФЗ от 30.12.2009 г. "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", отсутствуют основания для признания объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу, так как общий физический износ объекта составляет 32, 0%, что соответствует оценке состояния жилого дома как удовлетворительное, жилой дом отвечает строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим, пожарным требованиям, предъявляемым к многоквартирным жилым домам, а также не создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Разрешая возникший административный спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие данные правоотношения, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе результаты судебной экспертизы от 26 августа 2022 г. N 68/08-22Э, исходил из того, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии, постановление не соответствуют требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Таким образом, исходя из установленных выше обстоятельств по делу, суды правомерно признали требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административными истцами требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 28 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 марта 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.