Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хубиева Н.А.-А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 26 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20 декабря 2022 г. по административному делу N 2а-3075/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю к Хубиева Н.А.-А. о взыскании налоговых платежей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю (далее также - Межрайонная ИФНС N 14 по Ставропольскому краю, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО7 о взыскании налоговых платежей.
В обоснование своих требований инспекция указала на то, что ФИО8. является плательщиком налога на имущество физических лиц, в установленный срок налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика в адрес налогоплательщика направлены налоговое уведомление и требование об уплате налога, которые оставлены без исполнения, вынесенный в отношении должника судебный приказ отменен в связи с возражениями должника. Просила взыскать с ФИО9 задолженность по налогу в размере "данные изъяты" руб, в том числе по налог на имущество физических лиц за "данные изъяты" год в размере "данные изъяты" руб, пени в размере "данные изъяты" руб. за период "данные изъяты" г.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 26 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20 декабря 2022 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 30 января 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 7 февраля 2023 г, ФИО10. просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права, указывает на пропуск административным истцом процессуального срока обращения в суд.
Относительно доводов жалобы Межрайонной ИФНС N 14 по Ставропольскому краю представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс).
Согласно статье 400 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
В силу подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 Кодекса налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52, статей 399 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога на имущество должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьями Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 402 Кодекса регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пеню (часть 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО11 является собственником объектов недвижимого имущества и плательщиком налога на имущество.
Межрайонная ИФНС России N 14 по Ставропольскому краю произвела начисление ФИО12. суммы налога на имущество физических лиц 2019-2020 гг. и 1 сентября 2020 г. в адрес налогоплательщика посредством сервиса "Личный кабинет налогоплательщика" направлены уведомления N 57355299, 1 сентября 2021 г. N 42429849, в связи с неуплатой налога в установленный срок, налогоплательщику через его личный кабинет направлены требования N 22040 по состоянию на 19 августа 2021 г, N 28953 по состоянию на 15 декабря 2021 г, в установленные сроки налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате налога, в связи с чем на основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка N 4 Ленинского района г. Ставрополя от 9 февраля 2022 г. выдан судебный приказ, который отменен определением мирового судьи от 5 марта 2022 г. в связи с поступлением возражений должника. 27 июня 2022 г. налоговый орган обратился с административным иском в суд.
Разрешая заявленные Межрайонной ИФНС России N 14 по Ставропольскому краю требования, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, проверив правильность расчета задолженности по налогу и пени, соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погашения задолженности по налогам, предшествующей обращению в суд, установив, что обязанность по уплате налога на имущество административным ответчиком не исполнена, административный иск удовлетворил.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанным выводом судов первой и апелляционной инстанций, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку требование об уплате налога административным ответчиком не исполнено, а предусмотренные законом основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате налогов отсутствуют, вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных инспекцией требований является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, в том числе о пропуске налоговым органом срока обращения в суд, получили правовую оценку со стороны судов, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Оснований, предусмотренных законом для их отмены в кассационном порядке, не имеется.
Поскольку определением от 9 февраля 2023 г. заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы, государственная пошлина в размере в размере "данные изъяты" руб. подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 26 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хубиева Н.А.-А. - без удовлетворения.
Взыскать с Хубиева Н.А.-А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 марта 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.