Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя на решение Ставропольского краевого суда от 7 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2022 г. по административному делу N 3а-260/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВТОБАН" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "АВТОБАН" (далее также - ООО "АВТОБАН", общество) обратилось с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2019 г, принадлежащих обществу на праве аренды земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования под нежилым зданием производственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб, с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования под объектами производственного назначения (литер "и") - заправочная); для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование своих требований указал, что установленная кадастровая стоимость в отношении названных субъектов не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подготовленном оценщиком ФИО5, что нарушает его права как арендатора и ведет к уплате арендной платы в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 7 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, административный иск удовлетворен частично, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена по состоянию на 1 января 2019 г, равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена по состоянию на 1 января 2019 г, равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 25 января 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 9 февраля 2023 г, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права, указывая на несогласие с результатами проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "АВТОБАН" является арендатором земельных участков с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования под нежилым зданием производственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", а также с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования под объектами производственного назначения (литер "и") - заправочная); для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: "адрес".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края по состоянию на 1 января 2019 г.
В соответствии с названным приказом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", определена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере "данные изъяты" руб, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере "данные изъяты" руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края от 15 февраля 2022 г. заявление ООО "АВТОБАН" об оспаривании кадастровой стоимости указанных объектов отклонено.
В обоснование своих требований административный истец представил отчеты об оценке от 4 декабря 2021 г. NN 56/2021, 56-1/2021, выполненные оценщиком ФИО1, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты", на дату определения их кадастровой стоимости определена соответственно в размере "данные изъяты" руб, "данные изъяты" руб.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости определением от 29 апреля 2022 г. была назначена судебная оценочная экспертиза, которая поручена эксперту автономной некоммерческой организации "Межрегиональное агентство судебных экспертов".
Согласно заключению эксперта названного экспертного учреждения от 30 мая 2022 г. N ЭЗ 108/2022 рыночная стоимость вышеуказанных объектов на дату определения их кадастровой стоимости составила соответственно "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", обоснованно установилкадастровую стоимость находящихся в аренде у административного истца объектов недвижимости в размере рыночной, определенной в заключении эксперта автономной некоммерческой организации "Межрегиональное агентство судебных экспертов" от 30 мая 2022 г. N ЭЗ 108/2022.
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судом и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названных объектов недвижимости.
Суд признал, что заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Изложенные в кассационной жалобе доводы относительно несогласия с результатом судебной оценочной экспертизы, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств. Однако какие-либо доказательства, позволяющие усомниться в достоверности принятого судами экспертного заключения, в том числе в части правильности примененного сравнительного подхода к определению рыночной стоимости объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые судебные акты вынесенными в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, предусмотренных законом для их отмены в кассационном порядке, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 7 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 марта 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.