Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Дагестан
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 03.11.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Дагестан к Гасанову И. Т. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Дагестан (далее - МИФНС России N 14 по Республике Дагестан) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Гасанова И.Т. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 в размере 6 6884 руб. и пеней к ним в размере 433, 58 руб, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды с 01.01.2017 в размере 29 354 руб. и пеней к ним в размере 2 157, 87 руб.
Требования мотивированы неисполненной административным ответчиком, как лицом, осуществляющим деятельность адвоката с 27.02.2018, обязанности по уплате указанных страховых взносов, несмотря на направленное налоговым органом требование об их уплате. В виду несвоевременной уплаты были исчислены пени.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 27.04.2021 требования налогового органа удовлетворены в полном объеме, с административного ответчика также взыскана государственная пошлина.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 23.09.2021 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований, поскольку статус адвоката у административного ответчика прекращен с 25.03.2014.
Не согласившись с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, административный истец обжаловал его в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, указывает, что административный ответчик с 27.02.2018 зарегистрирован в качестве адвоката, сведения о чем налоговому органу представлены соответствующей адвокатской палатой субъекта, его статус является действующим в настоящее время. Просит принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 09.08.2022.
На кассационную жалобу от административного ответчика поступили возражения, в которой выражается несогласие с ее доводами, полагает принятые судебные акты законными и обоснованными.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации к таким плательщикам отнесены адвокаты.
Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации).
Взносы подлежат уплате не позднее 31 декабря текущего года, а при прекращении деятельности не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (части 2, 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При выявлении недоимки по страховым взносам налоговым органом плательщику направляется требование по форме, утв. Приказом ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@, в котором, в том числе, указываются сведения о сумме недоимки и размере пеней (пункты 4, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований суд апелляционной инстанции принимал во внимание следующие обстоятельства.
Распоряжением Управления Росрегистрации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 1-54 ра от 19.05.2008 сведения об адвокате Гасанове И.Т. были включены в Региональный реестр адвокатов Ленинградской области (реестровый N), Гасанов И.Т. осуществлял адвокатскую деятельность в Центральном филиале Негосударственной некоммерческой организации "Ленинградская областная коллегия адвокатов" с 01.07.2008 по 25.03.2014, статус адвоката Гасанова И.Т. прекращен с 25.03.2014 решением Совета Адвокатской палаты Ленинградской области на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области N 247 от 02.04.2014 сведения о Гасанове И.Т. были исключены из Регионального реестра адвокатов Ленинградской области.
Суду апелляционной инстанцией налоговым органом даны дополнительные пояснения, в соответствии с которыми сведения о постановке административного ответчика на учет в виду присвоения ему статуса адвоката первоначально в программное обеспечение налогового органа поступили с 10.03.2010, затем с 27.02.2018 (код по месту учета 0554), при этом эти данные представлены были инспекцией Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области, этим же органом данные сведения представлены о его действующем статусе в настоящее время.
По запросу суда апелляционной инстанции Адвокатской палатой Ленинградской области представлены сведения о присвоении Гасанову И.Т. статуса адвоката Адвокатской палаты Ленинградской области 04.06.2008 и прекращении такого статуса в 2014 году.
В соответствии с информацией ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области, представленной суду апелляционной инстанции, Гасанов И.Т. в настоящее время не состоит на учете в данном налоговом органе, имеет статус адвоката, сведения о прекращении такого статуса не поступали.
Из полученной судом апелляционной инстанции повторной из ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области (в настоящее время Межрайонной ИФНС России N 2 по Ленинградской области) информации, Гасанов И.Т. в настоящее время на учете в данном налоговом органе не состоит, сведения о прекращении статуса адвоката в налоговый орган не поступали.
Согласно сведениям официального информационного портала Министерства юстиции РФ, Гасановым И.Т, реестровый номер 47/1163, статус адвоката прекращен, сведения о том, что он является действующим адвокатом в каком-либо другом регионе России. Согласно полученным судом апелляционной инстанцией сведений из соответствующих адвокатских образований субъектов Российской Федерации, информация об адвокате Гасанове И.Т. отсутствует.
Изложенное послужило обоснованным основанием для отмены судом апелляционной инстанции решения суда первой инстанции и принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований, поскольку доказательств того, что после прекращения статуса адвоката в 2014 г. Гасанов И.Т. приобрел данный статус в 2018 г. вновь, в связи с чем обязан уплачивать страховые взносы, отсутствуют.
С чем соглашается суд кассационной инстанции, поскольку достоверных доказательств осуществления Гасановым И.Т. деятельности адвоката не имеется, доводы кассационной жалобы об обратном материалами дела, а также представленными доказательствами не подтверждаются.
Как правильно отметил суд апелляционной инстанции отсутствие у налогового органа сведений о прекращении административным ответчиком статуса адвоката, не может вменяться административному ответчику в этой связи как обязанность по уплате страховых взносов, поскольку Адвокатская палата Ленинградской области предоставила сведения о прекращении статуса адвоката Гасанова И.Т. 07.05.2014 в МИ ФНС N 10 по Санкт-Петербургу, а также в Управление Министерства юстиции РФ по Ленинградской области и, не получение указанных сведений налоговым органом в порядке взаимодействия, не должно вменяться налогоплательщику.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, поскольку судом апелляционной инстанции дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решения судом нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов апелляционной инстанции, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены при проверке законности суда первой инстанции, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 03.11.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Дагестан без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.03.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.