Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Дагестан
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 05.07.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Гаджиевой Б. М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Дагестан о признании задолженности по уплате налоговых платежей безнадежной к взысканию.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гаджиева Б.М. обратилась в Каспийский городской суд Республики Дагестан с административным иском о признании задолженности по уплате налоговых обязательств за период с 2014 по 2018 г.г. в общем размере 339 393, 1 руб. безнадежной ко взысканию, а обязанность по из уплате прекращенной, возложить на МИФНС России N 14 по РД обязанность ее списать.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 11.03.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 05.07.2022, заявленные требования удовлетворены частично, признана задолженность по уплате налоговых платежей, образовавшаяся за Гаджиевой М. по состоянию на 25.12.2018 на общую сумму 268 187, 06 руб. безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате прекращенной, на МИФНС России N 14 по возложено обязанность РД списать задолженность по налогам, образовавшуюся за Гаджиевой Б.М. по состоянию на 25.12.2018 на общую сумму в размере 58 187, 06 руб. В удовлетворении иной части требований отказано.
Не согласившись с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, МИФНС России N 14 по РД обжаловало его в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене, как принятого с нарушением норм материального права, регулирующего разрешение предмета спора, необоснованном оставлении в силе решения суда первой инстанции, настаивает на отсутствии оснований для признания заявленных сумм безнадёжными к взысканию, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15.02.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопросы признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания разрешаются в порядке статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 части 1 которой предусмотрено признание безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Срок взыскания налоговых платежей, а также порядок взыскания налогов установлены Налоговым кодексом российской Федерации.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из представленных доказательств усматривается, что Гаджиева Б.М. является собственником объектов налогообложения: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес", площадью 6 800 кв.м; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 2 500 кв.м; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", земли совхоза "Ю.Акаева", площадью 20 247 кв.м; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 468 кв.м; нежилого помещения с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", площадью 21, 80 кв.м.
В отношении налоговой обязанности Гаджиевой по уплате земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером N за 2016 г. в размере 12 543 руб, земельного участка с кадастровым номером N за 2014-2016 г.г. в размере 847 руб. за каждый налоговый год, земельного участка с кадастровым номером N за 2014-2016 г.г. в размере 23 312 руб. за каждый налоговый год налоговым органом сформировано и направлено в адрес налогоплательщика налоговое уведомление N от 06.09.2017 об уплате данных видов налогов на общую сумму 61 708, 1 руб.
Уведомлением N 78031445 от 25.10.2018 налоговая обязанность по уплате земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N за 2015-2016 г.г. была пересчитана, налогоплательщику предъявлен к уплате налог в общем размере 193 272 руб.
Налоговым уведомлением N 18810627 от 08.07.2018 административному истцу предложено уплатить земельный налог за 2017 г. в размере 34 645 руб.
Уведомлением N 77394273 от 25.10.2018 налоговая обязанность по уплате земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N за 2017 г. была пересчитана, налогоплательщику предъявлен к уплате налог в общем размере 88 409 руб.
В виду неисполнения налоговой обязанности по уведомлениям от 08.07.2018 N 18810627 и от 05.10.2018 N 78031444 налоговым органом по состоянию на 25.12.2018 сформировано требование об уплате налога N 39569, исчислена недоимка по земельному налогу в размере 215 374 руб, а также начислены пени в размере 1 145 руб.
Требование направлено в адрес налогоплательщика, предложено уплатить налоги в срок до 18.02.2019.
Требованием от 26.02.2019 N 20195 предложено уплатить недоимку земельному налогу по налоговому уведомлению N 77394273 от 25.10.2018 в размере 88 409 руб. и начисленных пеней 1 908 руб.
Вместе с тем представленными доказательствами размер сумм, подлежащих признанию безнадежными к взысканию на дату принятия судом решения, приведенных судами в оспариваемых судебных актах, не подтверждается.
Соответствие заявленных административным истцом сумм к суммам действительных ее налоговых обязательств за рассматриваемые налоговые периоды, судами не устанавливалось.
Равно не устанавливался размер числящейся за налогоплательщиком задолженности, сведения о котором содержатся на ее счете, по состоянию на момент рассмотрения дела, соответствующие доказательства у налогового органа, расчёт действительных налоговых обязательств, а также последовательное принятие мер к их взысканию, не истребованы.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции сослался на размер задолженности Гаджиевой Б.М. перед бюджетом, установленный налоговым органом по состоянию на 25.12.2018 в требовании N 39569 в размере 268 187, 06 руб, который носил общий характер, тогда как к уплате предъявлены суммы в ином размере, а также в требовании, сформированном и предъявленном к уплате по состоянию на 26.02.2019 N 51179 в размере 6 791, 87 руб, с отражением сведений о наличии общей задолженности в сумме 362 810, 36 руб.
Тогда как данные доказательства размер сумм, которые в порядке статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат признанию безнадежными к взысканию, установленные судами суммы не подтверждают, носят общий характер.
Судом первой инстанции не установлен действительный размер неисполненных налоговых обязательств административного истца в настоящее время подлежащих признанию безнадежными к взысканию и списанию с ее счета в заявляемые ею налоговые периоды 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 г.г, с установлением вида и размера неуплаченного налога применительно к каждому налоговому периоду, их соотношение к представленным налоговым уведомлениям и требованиям об уплате налогов, и установить применительно к каждому из них наличие оснований для признания безнадежными к взысканию.
Установленный размер сумм неисполненной налоговой обязанности в размере 268 187, 06 руб. отражен в требованиях, как общий размер неисполненной налоговой обязанности налогоплательщика в целом, что также не позволяло принять решение о признании его безнадежным к взысканию по требованиям административного иска.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, изложенное оставил без внимания и надлежащей судебной оценки, что могло повлечь за собой принятие неправильного судебного акта.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и часть 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Данный принцип выражается в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Такие принципы соблюдены не были.
Установленные частью 1 статьи 307 и частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования судом апелляционной инстанции при проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции выполнены не были, приведенные допущенные процессуальные нарушения и нарушения норм материального права являются существенными и, с учетом положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на стадии кассационного рассмотрения непреодолимыми, могут быть исправлены только посредством отмены принятого по настоящему делу судебного акта с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 05.07.2022 отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Дагестан.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.03.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.