Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ессентуки на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2022 г.
по административному делу по административному иску Агапова М.А. к Администрации города Ессентуки, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки Анасенко И.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Агапов М.А. обратился с административным иском в суд к Администрации города Ессентуки, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки, в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непредставлении ему бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства; возложить на Администрацию города-курорта Ессентуки Ставропольского края обязанность предоставить бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта.
В обоснование требований указано, что Агапов М.А. является ветераном боевых действий и в силу положений закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" имеет право на получение бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства. Постановлением Администрации г. Ессентуки Ставропольского края от 27 февраля 2013 г. N 265 он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, включен в список ветеранов боевых действий, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. Распоряжением Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от 18 ноября 2013 г. N547-р он принят на учет с целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако на протяжении 9 лет административными ответчиками нарушаются его права путем бездействия и непринятия мер по предоставлению ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства. При этом на территории микрорайона "Северный 3", который согласно ответам Администрации города Ессентуки, предназначался для обеспечения земельными участками льготных категорий граждан, ведется активное строительство домов лицами, которые, как он предполагает, не состояли в очереди на внеочередное получение участков.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 2 августа 2022 г. в удовлетворении требований Агапова М.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2022 г. решение суда отменено, принято новое решение, которым бездействие Администрации города-курорта Ессентуки Ставропольского края, выразившееся в непредставлении бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства Агапову М.А. признано незаконным с возложением на Администрацию города-курорта Ессентуки Ставропольского края обязанность принять предусмотренные законом меры для устранения допущенных нарушений законных интересов Агапова М.А.
В кассационной жалобе Администрации города Ессентуки, поданной 27 декабря 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2023 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2022 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, и оставлении в силе решения Ессентукского городского суда Ставропольского края от 2 августа 2022 г.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Агапов М.А. является ветераном боевых действий, о чем командиром войсковой части 3726 ВВ МВД России 26 мая 2010 г. выдано удостоверение серия ВВ N.
Агапов М.А. обратился к главе города Ессентуки с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, на основании которого постановлением Администрации г. Ессентуки Ставропольского края от 27 февраля 2013 г. N 265 он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с присвоением регистрационного номера в Книге учета граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма, N 435, очередь в общем списке на получение жилья под N 3112.
Также указанным постановлением он был включен в список ветеранов боевых действий, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма в соответствии с Законом Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. N72-КЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам".
22 октября 2013 г. Агапов М.А. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. На основании которого распоряжением Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от 18 ноября 2013 г. N 547-р Агапов М.А. принят на учет с целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (регистрационный номер в книге учета заявлений ветеранов боевых действий для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства N 19). По состоянию на 2 августа 2022 г. номер очереди Агапов М.А. - 5.
Судом также установлено, что в Комитете по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки имеются две очереди льготников, принятых на учет в целях получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства: единая очередь льготников, независимо от основании о постановки их на такой учет, которая образовалась путем продолжения очереди граждан, имеющих трех и более детей, поставленных на учет до 9 апреля 2015 г, и очередь, состоящая из 11 ветеранов боевых действий, принятых на учет в соответствии со статьей 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
Предоставление земельных участков гражданам, имеющих право на их льготное получение, осуществляется пропорционально издания в отношении них распоряжения о принятии на соответствующих учет (ветераны боевых действий) к дате и времени поступления соответствующих заявлений от граждан, принятых на учет в соответствии с Законом Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
На данный момент на учете для получения земельного участка в аренду без проведения торгов из числа граждан, имеющих трех и более детей, состоит более пятисот человек, в том числе, в соответствии данными, предоставленными Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки, 284 многодетные семьи приняты на учет на основании заявлений, поданных до 18 ноября 2013 г. (до Агапова М.А.).
Земельные участки, отвечающие требованиям действующего законодательства, на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки отсутствуют.
Администрацией города Ессентуки, в соответствии с Законом Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" с целью реализации полномочий по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в муниципальном образовании городском округе город-курорт Ессентуки, земельными участками для индивидуального жилищного строительства, определен земельный участок с кадастровым номером 26:30:070250:64, площадью 95815 кв.м, расположенный по адресу: г. Ессентуки, в северной части города, микрорайон "Северный 3". В ходе проведения кадастровых работ в отношении вышеуказанного земельного участка, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о 94 земельных участках, однако возможность их предоставления ограничена в связи с отсутствием обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков.
Разрешая спор суд первой инстанции ссылаясь на положения статьи 10, 39.1, пункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 14, 15, подпункт 1 пункта 4 статьи 17, пункт 3 статьи 19 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", пришел к выводу об отказе и в удовлетворении требований Агапова М.А. о внеочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку получение земельного участка помимо установленной очереди приведет к несоблюдению принципа равенства прав иных претендентов на получение такого земельного участка, тогда как установление порядка очередности не нарушает права истца на получение земельного участка в соответствии с положениями регионального закона.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, исходя из доводов и оснований административного иска, в числе которых приведено несогласие административного истца с бездействием относительно неосвоения территории микрорайона "Северный 3" для целей реализации прав граждан отдельных категорий на получение земельного участка в собственность бесплатно. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что предоставление земельных участков гражданам, имеющих право на льготное их получение, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков. В нарушение положений подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г..N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", статей 14, 15 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г..N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", административным ответчиком не реализован План мероприятий (дорожной карты) по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками для индивидуального жилищного строительства на период 2019-2021 годы, утвержденный постановлением Администрации города Ессентуки от 3 апреля 2019 г..N 47, работы по строительству инженерной инфраструктуры земельных участков не проведены.
Внесение сведений о 94 земельных участков в государственный кадастр недвижимости по результатам проведения комплекса кадастровых работ не привело к реализации прав имеющих право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно, в связи с чем суд апелляционной инстанции признал незаконным бездействие на стороне административных ответчиков, возложив обязанность по совершению мероприятий для устранения допущенных нарушений законных интересов Агапова М.А, тем самым частично удовлетворив административный иск, отказав в удовлетворении требований Агапова М.А. по предоставлению ему земельного участка в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта.
Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции основанными на нормах материального и процессуального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, а таже вытекающими из оснований и предмета административного иска Агапова М.А.
Согласно положениям пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан - в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
На момент рассмотрения дела на территории края действовал Закон Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", в силу пункта 2 статьи 14 которого ветераны боевых действий, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и проживающих в населенных пунктах не менее трех лет, отнесены наряду с другими гражданами (10 категорий), к категории граждан, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно, состоящих на едином учете независимо от оснований постановки на такой учет.
Поименованный краевой закон закрепляет случаи и порядок предоставления земельного участка названной категории граждан без проведения торгов, в том числе в случае отсутствия в границах муниципального образования свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства по месту жительства граждан указанной категории; при этом право на внеочередное или первоочередное получение земельного участка в собственность данный закон края не устанавливает.
Статьей 15 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" установлен порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, органами местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина на основании заявления гражданина по форме, установленной органом учета. Орган учета, в соответствии с настоящей статьей, ведет единый учет граждан независимо от оснований постановки их на такой учет.
До вступления в силу названного Закона Ставропольского края Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки, на основании статьи 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", на учет принимались в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства граждане из числа ветеранов боевых действий: военнослужащие, уволенные в запас (отставку) и иные лица, уволенные по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию, при этом учет по ветеранам боевых действий осуществлялся отдельно, в том числе, Агапова М.А.
Таким образом, административный истец отнесен к категории граждан, имеющих на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства на льготных основаниях.
Вместе с тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, реализация данного права и фактическое предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства длительное время отсутствуют, одной из причин чего является незаконное бездействие на стороне административного ответчика, которым не выполнены мероприятия по обеспечению земельных участков в микрорайоне "Северный 3" объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, чем нарушаются законные интересы заявителя.
Вопреки доводам административных ответчиков меры, предпринимаемые в виде направления ежеквартально запросов о наличии на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края, признаны недостаточными для устранения нарушения норм действующего законодательства Российской Федерации.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции согласно данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 26:30:070250:64, площадью 95 815 кв.м, для комплексного освоения в целях жилищного строительства поставлен на кадастровый учет 27 июня 2016 г, с даты постановки данного земельного участка на кадастровый учет прошло более 6 лет, что не может быть квалифицировано в качестве достаточных и необходимых мер для отказа в удовлетворении требований о признании бездействия незаконным.
Ссылки в жалобе на то, что невыполненный План мероприятий (дорожной карты) по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками для индивидуального жилищного строительства на период 2019-2021 годы, утвержденный постановлением Администрации города Ессентуки от 3 апреля 2019 г. N 47, не распространяется на правоотношения с участием административного истца, который к числу многодетных категорий граждан не отнесен, подлежат отклонению с учетом содержания приобщенных к материалам дела письменных ответов на обращения Агапова М.А. с 2015 г. по 2020 г, пояснений и письменных возражений административных ответчиков в судах первой и апелляционной инстанций, указавших о едином учете данных категорий граждан, для обеспечения которых осуществляется постановка на кадастровый учет земельных участков в микрорайоне "Северный 3".
Утверждение заявителя жалобы о том, что удовлетворение административного иска Агапова М.А. повлечет нарушение прав иных граждан, состоящих на аналогичном учете ранее, не соответствует действительности, поскольку судом апелляционной инстанции на административных ответчиков обязанность по предоставлению земельного участка административному истцу вне очереди либо иным образом с нарушением прав очередников не установлена. Напротив, судом апелляционной инстанции приведены мотивы и сделаны суждения о необходимости возложения обязанности принять меры для восстановления нарушенных прав Агапова М.А. в установленном законом порядке, поскольку выполнение обязанностей по обеспечению микрорайона "Северный 3" объектами инфраструктуры позволит осуществить комплексное освоение территории в целях жилищного строительства, в том числе, административного истца за счет сокращения числа нуждающихся очередников.
При таком положении выводы суда второй инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, вопреки доводам кассационной жалобы, применены правильно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.
В силу части 1 статьи 322 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемых судебных актов осуществляется до окончания производства в суде кассационной инстанции, в связи с чем такие меры, принятые по ходатайству заявителя жалобы, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ессентуки - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемого судебного акта отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.