Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Юлдашева Р.Х., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Абушева И. А. - адвоката Канбарова Р. Б. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 03.11.2022 по административному делу по административному исковому заявлению Абушева И. А. к Администрации муниципального района "Карабудахкентский район", Собранию депутатов муниципального района "Карабудахкентский район" о признании незаконным решения от 02.03.2022 N 77, возложении обязанности устранить нарушения его прав Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К., судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Абушев И.А. обратился в Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района "Карабудахкентский район", Собранию депутатов муниципального района "Карабудахкентский район" о признании незаконным решения Собрания депутатов от 02.03.2022 N 77, которым досрочно прекращены его полномочия депутата по основанию не указания им в декларации о доходах наличия у него в собственности жилого дома и земельного участка, а также в декларации о доходах супруги не указания о полученных доходах и иных предусмотренных сведениях. Требования мотивированы тем, что решение районного Собрания депутатов противоречит федеральному и региональному законодательству о местном самоуправлении, нарушает его конституционные права депутата быть избранным в представительные органы местного самоуправления.
Решением Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 13.04.2022 заявленные требования удовлетворены, решение собрания депутатов муниципального района "Карабудахкентский район" от 02.03.2022 N77 о досрочном прекращении депутатских полномочий Абушева И.А. признано незаконным, на Собрание депутатов муниципального района "Карабудахкентский район" возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и интересов Абушева И.А, восстановив его в должности депутата районного собрания муниципального района "Карабудахкентский район" (четвертого созыва). Суд первой инстанции пришел к выводу, что административный ответчик при вынесении оспариваемого решения не мотивировал принятие в отношении одного депутата (административного истца) самой строгой меры ответственности, а в отношении остальных двадцати предупреждения, в связи см чем оспариваемое решение вынесено в нарушение норм федерального и регионального законодательства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 03.11.2022 решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 13.04.2022 отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, представитель административного истца обратился в Пятый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене, как принятого с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм процессуального права при отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Кассационное жалоба поступила в суд первой инстанции 11.01.2023, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 18.01.2023.
На кассационную жалобу Главой МР "Карабудахкентский район" поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2001 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12.2012 N230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Абушев И.А. избран депутатом Собрания депутатов муниципального района "Карабудахкентский район" четвертого созыва.
В соответствии с результатами проведенной прокуратурой района проверки исполнения депутатами Карабудахкентского районного собрания обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2020 г, выявлены факты нарушений депутатами Собрания депутатов муниципального района "Карабудахкентский район" требований законодательства о противодействии коррупции.
В частности в отношении Аушева И.А. выявлен факт в предоставлении не достоверных декларационных сведений, поскольку он не указал в декларации в отношении себя о наличии у него жилого дома площадью 250 кв.м, земельного участка площадью 500 кв.м, расположенных в с. Карабудахкент Карабудахкентский район, а также не указал в декларации супруги сведения о ее доходах, полученных на детей в виде социальных выплат и пособий, сведения об обязательствах имущественного характера.
По итогам проверки прокуратурой 22.02.2022 в адрес председателя Собрания депутатов Карабудахкентского района вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
По итогам рассмотрения предоставления решением районного Собрания депутатов муниципального района Карабудахкентский район от 02.03.2022 N 77 на внеочередной сессии депутатские полномочия административного истца досрочно прекращены. При рассмотрении представления кворум имелся, за прекращение полномочий присутствующие проголосовали единогласно.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27.12.2012 N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26.01.2017 N 104-О).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 7.1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности (часть 9 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность. Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
Вступив в должность депутатов и приняв на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения, административный истец не указал в декларации за 2020 г. полные сведения о своем имуществе, не в полной мере отразил доходы супруги и иные сведения, чем нарушил безусловную обязанность предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера относительно полноты и достоверности.
Установив такие нарушения, прокурор в порядке делегированных ему статьями 22 и 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий обратился в представительный орган муниципального образования с соответствующим представлением.
В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" у представительного органа Собрания депутатов муниципального района "Карабудахкентский район" по итогам рассмотрения представления, имелись предусмотренные законом основания для досрочного прекращения у административного истца полномочий депутата.
При этом такие нарушения, как не указание в подаваемой в отношении себя декларации жилого дома и земельного участка в собственности, являются грубыми, влекущими применение такой меры, соразмерны ей.
Доводы заявителя о том, что при принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Абушева И.А. была нарушена процедура принятия Собранием решения, поскольку Абушев И.А. не участвовал в рассмотрении представления прокурора в отношении 20 депутатов упомянутого Собрания о нарушении ими антикоррупционного законодательства на внеочередной сессии Карабудахкентского районного Собрания муниципального района Республики Дагестан 4-го созыва вследствие его не извещения, - не могут быть приняты во внимание, поскольку он, как депутат, был обязан добросовестно исполнять свои обязанности, тогда как материалы дела не содержат доказательств, что он не имел возможности участвовать в проведении этой сессии по уважительной причине.
Таким образом, является верным заключение апелляционного суда об ошибочности выводов суда первой инстанции, так как установленные обстоятельства свидетельствуют о правомерности представления прокурора, выявившего нарушения предписаний антикоррупционного законодательства при проверке исполнения депутатами Карабудахкентского районного Собрания муниципального района Республики Дагестан обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2020 г. и законности оспариваемого решения, принятого Собранием депутатов в отношении административного истца.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что обжалуемый в кассационном порядке судебный акт является законным и обоснованным, при его принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, связаны с несогласием с принятым решением по существу, что не свидетельствует о наличии оснований для его отмены, направлены на переоценку доказательств и выводов суда, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 03.11.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Абушева И. А. адвоката Канбарова Р. Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15.03.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.