Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ошхунова З.М, судей Усмановой Г.Ф, Поддубной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора к Министерству обороны Российской Федерации о проведении ремонтно-восстановительных работ, по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации на решение Шатойского районного суда Чеченской Республики от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 06 октября 2022 года, Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Поддубной О.А, пояснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - ФИО3, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Гаринина Э.П, возражавшего против удовлетворения доводов кассационной жалобы и отмены судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Заместитель прокурора 319 Военной прокуратуры гарнизона ФИО4 в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении проведения ремонтно-восстановительных работ.
Решением Шатойского районного суда Чеченской Республики от 15 июня 2022 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 06 октября 2022 года решение Шатойского районного суда Чеченской Республики от 15 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Сутковецкая О.Ю. ставит вопрос об отмене судебных актов как незаконных, необоснованных, принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно доводам представителя Министерства обороны Российской Федерации, заявленные требования носят административный характер, вытекают из публичных правоотношений, а потому должны были быть рассмотрены в порядке, предусмотренном КАС РФ. Кроме того, как полагает заявитель, надлежащим ответчиком по делу выступает ФГАУ "Росжилкомплекс", за которым спорные объекты жилищного фонда военного городка закреплены на праве оперативного управления, который не был привлечен к участию в деле.
Также, полагая принятые судебные акты незаконными, представитель Министерства обороны Российской Федерации указывает на недопустимость представленных военным прокурором доказательств, на отсутствие со стороны ответчика бездействия, выразившегося в непринятии мер по указанному вопросу.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился представитель Министерства обороны Российской Федерации Дудин С.А, который доводы кассационной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Прокурор ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения кассационной жалобы возражал, указывая на то, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что согласно актам общего (весеннего, осеннего) осмотра в жилых домах по г/п N "адрес" требуется проведение ремонтно-восстановительных работ общедомовых приборов учета энергоресурсов, общедомовых инженерных сетей, фасада, отмостки, внутренних стен, кровли, вентиляции, окон, дверей.
Указанное подтверждается следующими документами:
договором N3-УЖФ-ЮВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 20.09.2017;
актами приема-передачи МКД N 75, 76, 77, 78 и 79; приказом Минобороны России от 02.03.2017 о создании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ;
актами весеннего-осеннего осмотра объекта жилищного фонда МКД N75, 76, 77, 78 и 79 за 2021 год и дефектными актами по МКД N 75, 76, 77, 78 и 79 за 2021 год;
объяснением начальника производственного участка N9 ПУ N9/4 н.п. Борзой ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ по ЮВО ЖКС ФИО6 от 21.12.2021;
представлением военной прокуратуры об устранении нарушений закона от 21.12.2021;
справкой государственного жилищного инспектора СГЖН ЧР ФИО7-Э.
Согласно договору N 3-УЖФ-ЮВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 20.09.2017, жилые дома по г/п N 75, 76, 77, 78 И 79 переданы в эксплуатацию ЖКС N 9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО.
Согласно актам приема-передачи от 01.03.2022 МКД N 75, 76, 77, 78 и 79 военного городка N 1 войсковой части 65384, расположенные по адресу: "адрес" переданы в оперативное управление филиалу "Южный" ФГАУ Росжилкомплекс".
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также обязаны выполнять договорные обязательства, предусмотренные Государственным контрактом, заключенным на выполнение Государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, а также пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В силу п. "д" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Согласно положениям п. 12 ст. 1, ст. 11, ст. 11.1, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Реализация мероприятий в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" установлены вопросы, относящиеся к ведению Минобороны России.
Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерству обороны Российской Федерации переданы функции по управлению и распоряжению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
К Минобороны России, как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иных установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функций в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, отнесены такие вопросы как, организация эксплуатации, модернизации, ремонта, и ликвидация, вооружения, военной техники и имущества Вооруженных Сил (п.п. 52 п. 7), осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организация строительства и эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (п.п. 68 п. 7); осуществление в пределах своей компетенции правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно п. 5.1. санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" СП 2.1.2.3358-16, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.05.2016 N 69, потолки, стены и полы всех помещений долит быть гладкими, без нарушения целостности, признаков поражения грибком и имеет отделку, допускающую уборку влажным способом с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Используемые строительные и отделочные материалы не должны оказывать вредное влияние для здоровья человека.
Согласно таблицам N 2 и 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, текущий ремонт полносборных крупнопанельных, крупноблочных, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации (жилых домов, а также зданий с аналогичным температурно-влажностным режимом основных функциональных помещений), производится в течение 3-5 лет.
В соответствии с положениями статей 209, 210 ГК РФ в их совокупности, именно на собственнике, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, лежит обязанность несения бремени его содержания, если иное не предусмотрено законом или договором. Исходя из п. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Как установлено п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N, создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Этим же приказом утвержден перечень филиалов ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, одним из которых является жилищно-коммунальная служба N 9 Филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Южному военному округу.
Положением ЖКС N 9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО предусмотрено, что названный отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также иными документами, издаваемыми Президентов Российской Федерации и Положением.
Доказательства, представленные 319 военной прокуратурой гарнизона о ненадлежащем состоянии указанных МКД N 75, 76, 77, 78 и 79 в установленном порядке не опровергнуты ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
МКД N 75, 76, 77, 78 и 79 имеют значительный срок эксплуатации и износа. Вместе с тем, доказательств, проведения капитального ремонта МКД N75, 76, 77, 78 и 79, в том числе, вышеназванных систем и конструкций, судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Таким образом, учитывая, что жилые "адрес", находятся в неудовлетворительном состоянии, не отвечают установленным требованиям, представленными актами подтверждается необходимость проведения капитального ремонта, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований 319 Военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований заместителя военного прокурора в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанции, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах.
Выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам гражданского дела и постановлены, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, представленным лицами, участвующими в деле, доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы жалобы о том, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку спорные объекты закреплены на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс", отклоняются как несостоятельные, иск был правомерно удовлетворен к Министерству обороны Российской Федерации, как к организации, которая в силу закона осуществляет правомочия собственника в отношении здания общежития военного городка. В компетенцию Министерства входит организация строительства, ремонта (реконструкции) и эксплуатации объектов Вооруженных сил Российской Федерации.
По существу, доводы кассационных жалоб повторяют правовую позицию заявителей, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Довод о рассмотрении настоящих исковых требований в порядке, предусмотренном КАС РФ, судебная коллегия также признает несостоятельным, основанном на неверном толковании норм процессуального права.
Несогласие с оценкой доказательств, данной судами первой апелляционной инстанции, и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Учитывая, что Судебной коллегией принят судебный акт по результатам рассмотрения кассационной жалобы Министерства обороны Российской Федерации и, таким образом, производство в суде кассационной инстанции завершено, приостановление исполнения решения Шатойского районного суда Чеченской Республики от 15 июня 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 06 октября 2022 года, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шатойского районного суда Чеченской Республики от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 06 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Шатойского районного суда Чеченской Республики от 15 июня 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 06 октября 2022 года.
Председательствующий З.М. Ошхунов
Судьи Г.Ф. Усманова
О.А. Поддубная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.