Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Климовой В.В.
судей Ивановой Л.В, Минеевой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии КЧР к Чомаеву Али Мазановичу, Джанибекову Альберту Халитовичу о расторжении договора аренды лесного участка, по кассационной жалобе Чомаева Али Мазановичу, Джанибекова Альберта Халитовича на решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В, выслушав представителя Чомаева А.М. и Джанибекова А.Х. - Тюлькину Т.А, поддержавшую кассационную жалобу. Возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Министерства природных ресурсов и экологи КЧР Каитовой А.А, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики обратилось в суд с иском к Чомаеву А.М. и Джанибекову А.Х. о расторжении договора аренды лесного участка. В обоснование иска указано, что 10 сентября 2008 года между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики и Хабичевым Э.А, был заключен договор аренды лесного участка N161, площадью 30га, расположенного по адресу: КЧР, Зеленчукский район, Республиканское государственное учреждение "Зеленчукское лестщчество", Архызское участковое лесничество, квартал 52, части выделов 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 18, кадастровый номер - 09:06:0021602:69. На основании Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18 марта 2020 года N56 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики" было образовано Министерство природных ресурсов и экологии КЧР путем слияния Управления КЧР по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов, Управления окружающей среда и водных ресурсов КЧР и Управления лесами КЧР, в связи с чем, функции Управления. лесами КЧР были переданы вновь образованному Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево- Черкесской Республики(далее по тексту - Минприроды КЧР, Министерство).
Вышеназванный договор аренды от 10 сентября 2008 года зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР 10 октября 2008 года, запись в Едином государственном реестре прав N09-09-01/067/2008-774. 24 декабря 2010 года к вышеуказанному договору было заключено дополнительное соглашение, также прошедшее государственную регистрацию. Дополнительным соглашением были внесены в вышеуказанный договор изменения в части применения льготного коэффициента.
28 декабря 2015 года между Хабичевым Э.А. и Карабашевым Т.А. было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка N161 от 10 сентября 2008 года. Данное соглашение также прошло государственную регистрацию (запись N09-09/001- 09/001/041/2016-565/2 от 11 февраля 2016 года).
11 октября 2021 года Карабашев Т.А. передал свои права и обязанности по договору аренды лесного участка N161 от 10 сентября 2008 года Чомаеву А..М. и Джанибекову А.Х, в связи с чем, обязанности по соблюдению условий вышеуказанного договора возложены на указанных лиц.
30 декабря 2021 года в ходе проведения проверки на территории арендованного ответчиками лесного участка в границах Архызского участкового лесничества, квартала 52, части выделов 4, 5, 6, 9, 10, 11. 12, 13, 18, выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений, а именно: 4 деревьев породы пихта, общим объемом 4, 402 куб.м, общий размер ущерба, нанесенный лесному фонду Российской Федерации, составлял 313 800 рублей. Проверка была проведена сотрудниками отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды КЧР. Указанные нарушения подтверждаются актом о нарушении лесного законодательства N45 от 30 декабря 2021 года (Приложение N4). Установленные нарушения являются нарушением требований Лесного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в ходе проверки было выявлено, что арендаторы используют лесной участок без проекта освоения лесов и соответственно без подачи лесной декларации. Также ответчиками нарушены условия п.11, гл. III договора аренды, где указаны обязанности арендатора. Невыполнение арендатором условий договора аренды является основанием для расторжения такого договора.
19 января 2022 года в порядке досудебного урегулирования спора арендаторам Чомаеву А.М. и Джанибекову А.Х. было направлено уведомление о расторжении договора аренды лесного участка, в соответствии с которым арендатору был предоставлен разумный срок для подписания соглашения о расторжении договора аренды лесного участка. 31 января 2022 года арендатор Чомаев А.М. направил в адрес Минприроды КЧР заявление, в котором выразил свое несогласие с вышеуказанным уведомлением. В связи с чем истец, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просил суд расторгнуть договор аренды лесного участка от 10 сентября 2008 года N161, общей площадью лесного участка - 30 га, расположенного по адресу: КЧР, Зеленчукский район, РЕКУ Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 52, части выделов 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 18, кадастровый номер 09:06:0021602:69, заключенный между Управлением лесами КЧР и Чомаевым А.М. и Джанибековым А.Х.
Решением Зеленчукского районного суда КЧР от 14 июля 2022 года исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии КЧР к Чомаеву А.М, Джанибекову А.Х. о расторжении договора аренды лесного участка - удовлетворены. Судом постановлено:
- расторгнуть договор аренды лесного участка от 10 сентября 2008 года N161, общей площадью лесного участка 30 га, расположенного по адресу: КЧР, Зеленчукский район, РГКУ Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 52, части выделов 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 18, кадастровый номер 09:06:0021602:69, заключенный между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики и Чомаевым А.М. и Джанибековым А.Х.;
- прекратить и погасить регистрационную запись об аренде в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за N09-09- 01/067 2008-774 от 10 октября 2008 года договора аренды лесного участка от 10 сентября 2008 года N161;
- прекратить и погасить регистрационную запись об аренде в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за N09- 097001- 09/001/041 2016-565 2 от 11 февраля 2016 года договора уступки прав аренды от 28 декабря 2015 года;
- прекратить и погасить регистрационную запись об аренде в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за N09:06:0021602:69-09/043/2021-2, 09:06:0021602:69-09/043/2021-3 договора уступки прав аренды земельного участка от 25 октября 2021 года;
- прекратить и погасить регистрационную запись об аренде в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за N09-09- 01/122/2012 - 894 от 11 октября 2012 года дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 10 сентября 2008 года N161;
- обязать Чомаева А.М. и Джанибекова А.Х. в течение 30 дней с момента расторжения договора аренды лесного участка подписать акт приема-передачи лесного участка.
Также с ответчиков Чомаева А.М. и Джанибекова А.Х. взыскана в бюджет Зеленчукского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей в равных долях по 150 рублей с каждого ответчика.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 октября 2022 года указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Чомаева А.М. и Джанибекова А.Х. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 10 сентября 2008 года между Управлением лесами КЧР (правопредшественник Минприроды КЧР) и Хабичевым Э.А, был заключен договор аренды лесного участка N161, площадью 30 га, расположенного по адресу: КЧР, Зеленчукский район, Республиканское государственное учреждение "Зеленчукское лесничество", Архызское участковое лесничество, квартал 52, части выделов 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 18, кадастровый номер: 09:06:0021602:69, для целей осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора - 49 лет с момента его государственной регистрации.
10 октября 2008 года договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, запись в Едином государственном реестре прав N09-09- 01/067/2008-774.
Дополнительным соглашением от 24 декабря 2010 года к договору аренды лесного участка от 10 сентября 2008 года N161 были внесены изменения, в том числе, в части применения льготного коэффициента (коэффициента, учитывающего предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей).
Данное дополнительное соглашение было зарегистрировано в Управлении Росреестра по КЧР 11 октября 2012 года номер 09-09 01/122-21012-894.
Согласно пункту 11 раздела III "Права и обязанности сторон" договора аренды лесного участка N161 от 10 сентября 2008 года арендатор обязан, в том числе, в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (пункт а), ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (пункт б), осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом (пункт в), использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством (пункт г), предоставлять ежегодно отчёт об использовании лесов, отчёт об охране и защите, воспроизводстве лесов в установленном порядке, предоставлять в обязательном порядке документированную информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 91 ЛК РФ (пункт п).
Согласно пункту 13 раздела IV договора аренды "Ответственность сторон" непредставление арендатором проекта освоения лесов является основанием для расторжения договора аренды лесного участка. Невыполнение арендатором, осуществляющим использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
В силу пункту 21 дополнительного соглашения от 24 декабря 2010 года к договору аренды лесного участка N161 от 10 сентября 2008 года, заключенному между арендодателем - Управлением лесами КЧР и арендатором Хабичевым Э.Б, в течение года с момента государственной регистрации договора арендатор обязан предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
28 декабря 2015 года между Хабичевым Э.Б. и Карабашевым Т.А. было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка N161 от 10 сентября 2008 года, согласно которому все права и обязанности по договору аренды переданы первоначальным арендатором Хабичевым Э.Б. и приняты последующим арендатором Карабашевым Т.А.
11 февраля 2016 года была произведена государственная регистрация данного соглашения в установленном законом порядке (запись N 09-09/001-09/001/041/2016-565/2 от 11 февраля 2016 года) по данному соглашению переданы от первоначального арендатора и приняты последующим арендатором все права и обязанности по договору.
11 октября 2021 года между Карабашевым Т.А. и Чомаевым А.М. и Джанибековым А.Х. было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка N161 от 10 сентября 2008 года, согласно которому все права и обязанности арендатора лесного участка Карабашевым Т.А. были переданы Чомаеву А.М. и Джанибекову А.Х, которые приняли все права и обязанности арендатора в полном объёме.
25 октября 2021 года произведена государственная регистрация вышеназванного соглашения от 11 октября 2021года Управлением Росреестра по КЧР(запись N09-09/001- 09/001/041/2016-565/2, N09-09/001- 09/001/041/2016-565/3 от 11 февраля 2016 года).
Указом Главы КЧР от 18 марта 2020 года N56 "О Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР" образовано Министерство природных ресурсов и экологии КЧР путем слияния Управления КЧР по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов, Управления окружающей среды и водных ресурсов КЧР и Управления лесами КЧР, в связи с чем, функции Управления лесами КЧР переданы вновь образованному Министерству природных ресурсов и экологии КЧР.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2019 года N56 был утвержден новый лесохозяйственный регламент Зеленчукского лесничества Карачаево-Черкесской Республики сроком действия по 31.12.2028 года.
Приказом заместителя министра природных ресурсов и экологии КЧР N464-ОЛ от 29 декабря 2021 года "О проведении выездного обследования", в целях осуществления государственного контроля (надзора), направленного на предупреждение, выявление, пресечение нарушений, а также оценки соблюдения гражданами и организациями лесного и иного законодательства РФ, а также во исполнение приказа Минприроды КЧР от 17 декабря 2021 года N430-ОЛ "Об охране насаждений хвойных пород в предновогодний период 2021 года" постановлено провести выездное обследование на территории Архызского участкового лесничества Зеленчукского лесничества КЧР, проведение которого поручено сотрудникам Отдела Федерального государственного лесного контроля (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора Т. и Б.
Согласно акту о нарушении лесного законодательства (лесонарушении) N45 от 30 декабря 2021 года, составленному сотрудниками Отдела Федерального государственного лесного контроля (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, при проведении проверки на территории арендованного ответчиками лесного участка было выявлено лесонарушение, а именно - факт незаконной рубки неустановленным лицом 4 деревьев породы пихта, общим объемом 4, 402 куб.м, размер ущерба, нанесенный лесному фонду Российской Федерации, составил 313 800 рублей. Также установлено, что лесонарушение совершено в ноябре 2021 года, обнаружено 30 декабря 2021 года. По данному факту незаконной рубки возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 260 УК РФ - незаконная рубка лесных насаждений.
Из материалов дела также следует, что в результате установления вышеназванного лесонарушения и проведения в связи с этим соответствующей проверки Минприроды КЧР было выявлено, что использование арендованного ответчиками лесного участка осуществляется с нарушением лесного законодательства и условий договора аренды, согласно которым арендаторы обязаны использовать лесной участок в соответствии с проектом освоения лесов, в том числе было выявлено, что арендаторами нарушены условия пункта 11 раздела III договора аренды, в частности ими не представлен проект освоения лесов.
Указанные нарушения были расценены истцом как влекущие досрочное расторжение договора аренды, в связи с чем 19 января 2022 года ответчикам Чомаеву А.М. и Джанибекову А.Х. было направлено письменное уведомление N224/ОЛ с предложением о досрочном расторжении договора аренды с приложенным к нему соглашением о расторжении договора аренды лесного участка и актом приема-передачи лесного участка.
Поскольку Чомаев А.М. отказался досрочно расторгать договор, а от Джанибекова А.Х. в срок, указанный в предложении о расторжении договора, какой-либо ответ не поступил, Министерство природных ресурсов и экологии КЧР обратилось 21 февраля 2022 года в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный лесной участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности, однако, до настоящего времени он используется арендаторами без проекта освоения лесов и утвержденного положительного заключения экспертизы на проект освоения лесов, что противоречит принципам лесного законодательства Российской Федерации.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился.
Однако, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций и находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы Чомаева А.М. и Джанибекова А.Х.
Так, придя к выводу о наличии оснований для досрочного расторжения договора аренды, суд сослался на нарушение условий договора и осуществление арендаторами деятельности без проекта освоения лесов.
При этом судом не дана оценка тому обстоятельству, что согласно п.13 Договора аренды лесного участка N161 от 10.09.2098 года в качестве основания для расторжения договора аренды предусмотрено непредставление арендатором проекта освоения лесов, при этом срок представления данного проекта договором не определен (т.1 л.д.14).
Срок предоставления проекта освоения лесов определен в дополнительном соглашении от 24.12.2010 года к договору аренды (т.1 л.д.148-153), где в пункте 21 указана на обязанность арендатора предоставить проект освоения лесов в течение года с момента государственной регистрации Договора аренды лесного участка от 10.09.2008 года N161 (л.д.152 т.1).
При этом ни самим договором аренды, ни дополнительными соглашениями не определен срок предоставления нового проекта освоения лесов при окончании срока действия предыдущего проекта освоения лесов, поскольку дополнительным соглашением предусмотрен только срок предоставления проекта освоения лесов при заключении и регистрации договора аренды.
Истцом в судебном заседании не оспаривалось, что первоначальным арендатором Хабичевым Э.А. был представлен проект освоения лесного участка, равно как и был представлен по окончанию срока его действия новый проект освоения лесного участка арендатором Карабашевым Т.А, однако, судом не было установлено, когда был предоставлен Карабашевым Т.А. проект освоения лесного участка и на какой срок был разработан данный проект, в материалах дела такие документы отсутствуют, в состав юридически значимых обстоятельств по делу данный вопрос включен не был.
Между тем из пояснения истцовой стороны следует, что новый проект освоения лесного участка, представленный Карабашевым Т.А, прекратил свое действие в связи с утверждением новых лесохозяйственных регламентов лесничеств Карачаево-Черкесской Республики 21 февраля 2019 года, и о необходимости предоставления нового проекта освоения лесного участка Карабашев Т.А. был уведомлен, при этом представитель истца не отрицал то обстоятельство, что новые арендаторы - ответчики Чомаев А.М. и Джанибеков А.Х. об этом не уведомлялись.
При этом судом не было учтено, что в соответствии с пунктом 30 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N69, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопрака).
Приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72 утвержден Состав лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, в соответствии с пунктом 15 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления в 3-х дневный срок со дня утверждения лесохозяйственного регламента или внесенных в него изменений размещают их на своем официальном сайте; утвержденный лесохозяйственный регламент размещается на официальном сайте на весь срок действия лесохозяйственного регламента с указанием даты утверждения. В случае внесения изменений в лесохозяйственный регламент на официальном сайте размещается актуальная версия лесохозяйственного регламента с внесенными изменениями, а также информация о внесенных изменениях с указанием даты внесения изменений.
Постановлением Правительство Карачаево-Черкесской Республики
от 21 февраля 2019 года N 56 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств Карачаево-Черкесской Республики" утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств Карачаево-Черкесской Республики, одобренные Приказом Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики от 14.02.2019 N 23. (пункт 1), пунктом 2 предусмотрена обязанность Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики довести утвержденные лесохозяйственные регламенты до сведения граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов в границах лесничеств; обеспечить выполнение утвержденных лесохозяйственных регламентов гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов в границах лесничеств на срок их действия.
Учитывая данные положения нормативно-правовых актов, поскольку срок действия проекта освоения леса ограничен сроком действия лесохозяйственного регламента, для правильного разрешения дела суду надлежало установить: были ли новые лесохозяйственные регламенты лесничеств КЧР, утверждённые 21.02.2019 года, доведены до сведения как арендатора Карабашева Т.А, так и арендаторов - истцов Чомаева А.М. и Джанибекова А.Х, а также были ли размещены данные лесохозяйственные регламента на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии КЧР, для того, чтобы у пользователей лесных участков была возможность не только ознакомиться с данными лесохозяйственными регламентами, но и своевременно разработать новые проекты освоения лесов.
Между тем, указанные обстоятельства судом не выяснялись, в состав юридически значимых обстоятельств включены не были.
Кроме того, судом не было учтено то обстоятельство, что Министерство природных ресурсов и экологии КЧР выступало одной из сторон дополнительного соглашения от 11.10.2021 года о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды между Карабашевым Т.А. и Чомаевым А.М. и Джанибековым А.Х. (т.1 л.д.32-34), при этом указанное соглашение заключалось спустя более двух с половиной лет после утверждения новых лесохозяйственных регламентов, однако, договор аренды с Карабашевым Т.А. по основанию непредставления проекта освоения леса истцом не расторгался, а напротив, права арендатора были переданы иным лицам (истцам) с согласия Минприроды КЧР, при этом новым арендаторам Министерство природных ресурсов и экологии КЧР направило уведомление о расторжении договора аренды лесного участка спустя всего лишь три месяца со дня заключения соглашения о передаче ответчикам прав арендатора по договору аренды (т.1 л.д.44).
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции ошибки не исправил.
С учетом приведенного выше решение суда и апелляционное определение нельзя признать законным, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все изложенное выше и разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 октября 2022 года - отменить, направить дело на новое рассмотрение в су первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.