Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника государственного унитарного предприятия г. Москвы "Экотехпром" (далее-ГУП "Экотехпром", предприятие) Тарасовой М.Д. на вступившие в законную силу постановление Красногорского городского суда Московской области от 15 июля 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 27 сентября 2022 года, вынесенные в отношении ГУП "Экотехпром" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Красногорского городского суда Московской области от 15 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 27 сентября 2022 года, ГУП "Экотехпром" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ГУП "Экотехпром" Тарасова М.Д. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ГУП "Экотехпром" к административной ответственности) определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с частью второй указанной статьи запрещено: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Из материалов дела следует, что ГУП "Экотехпром" 23 марта 2022 года с 11 часов 10 минут до 12 часов 50 минут при осуществлении деятельности на объекте (полигон ТБО "Хметьево"), расположенном по адресу: Московская область, г.о. Солнечногорск, вблизи д. Хметьево, допущено подтопление земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020544:160 сточными водами, загрязненными отходами фильтрата, образующимися в результате эксплуатации полигона ТБО "Хметьево".
Согласно представленным документам эксплуатацию полигона ТБО "Хметьево" осуществляет ГУП "Экотехпром". Полигон эксплуатировался с 1977 года, общая площадь полигона 79, 4 га представляет собой комплекс природоохранных сооружений, предназначенных для приема, складирования, изоляции и захоронения твердых коммунальных отходов и приравненных к ним токсичных отходов, образующихся в г. Москве и Московской области, обеспечивающий защиту от загрязнений почвы, атмосферы, поверхностных и грунтовых вод.
С апреля 2014 года прием отходов на полигон ТБО "Хметьево" был прекращен в связи с исчерпанием утвержденного лимита на размещение отходов. Рекультивация полигона ТБО "Хметьево" проведена в период с 2007 по 2016 годы согласно проектной документации "Дозагрузка и рекультивация полигона ТБО "Хметьево", Московская область, Солнечногорский район", шифр 717/06-Д1601-ПЗ в рамках исполнения пункта 3122 Приложения 1 к постановлению Правительства г.Москвы от 30 сентября 2015 года N 630-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2015-2018 годы". Территория полигона ТБО "Хметьево" имеет периметровое ограждение, круглосуточный пост охраны, а также систему видеонаблюдения. На территории имеется административно-бытовой корпус, хозяйственно-складские помещения и ангары.
Система сбора и транспортировки фильтрата состоит из дренажных трубопроводов, расположенных в теле и по периметру полигона. По дренажным трубопроводам фильтрат поступает в канализационные насосные станции (КНС), которые располагаются на линии дренажных трубопроводов в их самых низших точках. КНС представляют собой закрытые дренажные колодцы из бетонных колец различного диаметра и различной глубины, оснащенные насосным оборудованием.
КНС 1, 2, 3, 4, 5, 6 транспортируют фильтрат на установку очистки фильтрата по напорным трубопроводам. По системе напорных трубопроводов из КНС 1-6 фильтрат через колодец гаситель поступает в пруд-накопитель и колодец подачи фильтрата. Из колодца подачи, через систему напорных трубопроводов фильтрата поступает на очистные сооружения.
Также в составе системы очистки фильтрата на территории полигона ТБО "Хметьево" имеется пруд-накопитель фильтрата, пруд-накопитель для приема очищенных стоков, 3 резервуара для хранения концентрата фильтрата.
В ходе осмотра должностным лицом министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области территории полигона ТБО "Хметьево", а также осмотра прилегающего земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020544:160, на котором расположена строительная площадка ООО "АГК-1" установлено, что на территории строительной площадки (сторона, граничащая с территорией полигона ТБО "Хметьево") в одной из выемок на рельефе выявлены очаги выхода жидкости коричневого цвета, имеющей характерный неприятный запах, визуально напоминающей отходы фильтрата; аналогичной жидкостью была затоплена часть строительной площадки, примерной площадью 3000 кв. м. Территория, затопленная указанной жидкостью, находится значительно ниже тела полигона ТБО "Хметьево", перепад высот составляет приблизительно 10-15 метров. В период с 3 июня 2021 по 29 ноября 2021 года с территории строительной площадки было откачено около 3300 куб.м загрязненной жидкости. Иных объектов, осуществляющих обращения с отходами, в результате которых могут образовываться инфильтрационные (сточные) воды, вблизи строительной площадки ООО "АГК-1" не имеется.
23 марта 2022 года отобраны пробы загрязненной сточной воды (предположительно отходы фильтрата) на полигоне ТБО "Хметьево" (КНС N 3), точка отбора N1, пломба N N, (накопитель фильтрата), точка отбора N2, пломба N N.
23 марта 2022 года в период времени с 12 часов 40 минут до 12 часов 50 минут отобрана проба загрязненной сточной воды (предположительно отходы фильтрата) на территории строительной площадки ООО "АГК-1", пломба N N.
ООО "ХАЛ "РПН-Сфера" проведены лабораторные испытания отобранных проб и по результатам составлены протоколы анализа от 1 апреля 2022 года N (фильтрат на территории полигона ТБО "Хметьево, точка N1, КНС N3) от 1 апреля 2022 года N N (фильтрат на территории полигона), точка N2, накопитель фильтрата), от 1 апреля 2022 года N N (точка N 1, КНС N3), от 1 апреля 2022 года N N (фильтрат на территории полигона, точка N2, накопитель фильтрата), от 1 апреля 2022 года N N (фильтрат на территории строительной площадки ООО "АГК-1", точка N1), от 1 апреля 2022 года N N (фильтрат на территории строительной площадки ООО "АГК-1", точка N1).
Во всех пробах, отобранных и на территории полигона ТБО "Хметьево" и на территории строительной площадки ООО "АГК-1", согласно протоколам анализа ООО "ХАЛ "РПН-Сфера" присутствуют такие загрязняющие вещества, как азот аммонийный, нитрат-ион, хлорид-ион, ртуть общая, нефтепродукты, марганец, свинец, цинк, медь.
Отобранные пробы можно отнести к отходу: "Фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный" (код по N). Все пробы соответствуют IV классу опасности.
Приведенные по делу обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27 мая 2022 года, объяснениями ООО "Экотехпром", письмом ООО "АГК-1" от 29 апреля 2022 года, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 4 февраля 2022 года, определением об истребовании сведений от 4 февраля 2022 года, протоколом осмотра от 14 февраля 2022 года, определением о назначении экспертизы от 18 марта 2022 года, протоколом отбора проб и образцов N1 от 23 марта 2022 года, протоколом отбора проб и образцов N/ от 23 марта 2022 года, результатами лабораторных исследований, правоустанавливающими документами, договором аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N N от 05 апреля 2019 года, пояснениями должностного лица, фото-таблицей от 23 марта 2022 года Главгосстройнадзора Московской области от 9 марта 2022 года N и иными доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ГУП "Экотехпром" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы об отсутствии полномочий у должностного лица министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области на составление протокола об административном правонарушении подлежат отклонению.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются, в том числе конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся в том числе, осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
В силу части 2 статьи 65 указанного выше Федерального закона государственный экологический надзор включает в себя в числе прочего государственный надзор в области обращения с отходами.
В силу статьи 13 Закона Московской области от 30 июня 2021 года N 123/2021-ОЗ "О видах регионального государственного контроля (надзора) на территории Московской области" предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Московской области является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные федеральными законами от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", В силу пункта 6 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 названного Кодекса.
Согласно частям 1, 5 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 названного Кодекса. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе должностные лица, поименованные в части 5 статьи 22.2 этого Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 этого Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таких органов в пределах своих полномочий вправе должностные лица, перечисленные в части 2 статьи 23.29 названного Кодекса, в том числе государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Часть 1 статьи 23.79.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из анализа приведенных норм, проводить проверки и составлять протоколы по делам об административных правонарушениях данной категории, уполномочены в пределах своей компетенции органы исполнительной власти Московской области, осуществляющие государственный экологический надзор.
Согласно пункту 12.27 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 3 октября 2013 года N 787/44 12, в полномочия министерства входит, помимо прочего, осуществление в пределах своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ссылка на тот факт, что по результатам проведенной в 2021 году проверки природоохранной прокуратурой Московской области нарушения в деятельности предприятия не выявлены, не влечет незаконность принятых по делу судебных актов.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии предприятия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ГУП "Экотехпром" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 названного Кодекса, составляет один год.
Частью 2 данной статьи установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно разъяснению, приведенному в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Административное наказание назначено предприятию в пределах санкции указанной статьи.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление Красногорского городского суда Московской области от 15 июля 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 27 сентября 2022 года, вынесенные в отношении ГУП "Экотехпром" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Тарасовой М.Д. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.