Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственности "Милена" Ходинской Е.М. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально - Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Курской области от 4 марта 2022 года N 112/в/К/2-Ж, решение судьи Фатежского районного суда Курской области от 15 июня 2022 года и решение судьи Курского областного суда от 26 августа 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Милена" (далее также - ООО "Милена", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально - Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Курской области от 4 марта 2022 года N 112/в/К/2-Ж, оставленным без изменения решением судьи Фатежского районного суда Курской области от 15 июня 2022 года, ООО "Милена " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 650 000 рублей без конфискации предметов административного правонарушения.
Решением судьи Курского областного суда от 26 августа 2022 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда изменены, размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа снижен до 250 000 рублей. В остальной части указанные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Ходинская Е.М. просит об изменении состоявшихся по делу актов путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
Согласно пункту 3 статьи 60 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
В соответствии с пунктом 8 части 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ) владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны вести документально подтвержденный учет поступления животных в приюты для животных и выбытия животных из приютов для животных.
Согласно пункту 12.11 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Курской области, утвержденного постановлением администрации Курской области от 24 декабря 2019 года N 1323-па, регистрация всех поступивших в приюты и выбывающих из приютов животных осуществляется путем внесения информации о них в журнал движения животных в приюте по форме согласно приложению N 2 к названному Порядку. Срок хранения сведений в приюте о животных составляет 5 лет. Форма (на бумажном носителе или (и) в форме электронных документов) хранения сведений устанавливается владельцем приюта.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, должностными лицами Центрально - Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основания решения руководителя названного органа от 26 января 2022 года N 112/в/К в период с 31 января 2022 года по 11 февраля 2022 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Милена" законодательства в области обращения с животными.
По результатам проведенной проверки 11 февраля 2022 года установлено, что в ООО "Милена" при осуществлении деятельности приюта для животных без владельцев по адресу: Курская область, Фатежский район, д. Новые Дворы, д.31А, помещение 1 до 20 октября 2021 года на содержании находились следующие виды диких животных: лисица рыжая (1 единица); енотовидная собака (3 единицы); енот полоскун (4 единицы); дикобраз (1 единица); олени (4 единицы); жеребец (1 единица); ослы (3 единицы); лошадь (1 единица); носухи (2 единицы); волкособ (2 единицы); верблюд (1 единица); песец (2 единицы); лисы чернобурки (2 единицы); волки (3 единицы); медведь гималайский (1 единица); лев (1 единица).
Согласно сведениям, представленным Управлением ветеринарии Курской области, по состоянию на 22 октября 2021 года на содержании в приюте для животных без владельцев ООО "Милена" находились следующие виды диких животных: лисы (3 единицы); енотовидные собаки (3 единицы); енот полоскун (4 единицы); олени (4 единицы); дикобраз (1 единицы); волки (3 единицы); верблюд (1 единица); медведь гималайский (1 единица); песцы (1 единица); лев (1 единица); волкособы (2 единицы); носуха (2 единицы). По состоянию на 1 февраля 2022 года на содержании у ООО "Милена" дикие животные отсутствуют.
Документы, свидетельствующие о поступлении животных в приют для животных ООО "Милена" и выбытии животных из приюта, а также документы, подтверждающие законность изъятия из окружающей среды или иное законное происхождение вышеуказанных животных, в ходе проверки обществом не предоставлены.
Из вышеназванных животных, находившихся на содержании в ООО "Милена", лев и медведь гималайский включены в приложение I, волк - в приложение II, носуха обыкновенная - в приложение III к Перечню видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), утвержденной 16 Конференцией Сторон СИТЕС.
Таким образом, в ООО "Милена" в нарушение приведенных требований законодательства отсутствовали документы, свидетельствующие о поступлении диких животных в приют для животных общества (журнал или книга учета и движения животных), а также документы, подтверждающие законность изъятия из окружающей среды или иное законное происхождение животных (лев, гималайский медведь, волк, носуха обыкновенная), включенных в приложения I, II, III к Перечню видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "Милена" правильно квалифицировано по статье 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией статьи 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 названного Кодекса.
Довод жалобы о том, что в данном случае обществу подлежит назначению административный штраф в пределах санкции статьи 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренной для граждан, является несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Положениями части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение указанным в ней юридическим лицам административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II названного Кодекса для граждан. При этом в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являются самостоятельной категорией.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально - Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Курской области от 4 марта 2022 года N 112/в/К/2-Ж, решение судьи Фатежского районного суда Курской области от 15 июня 2022 года и решение судьи Курского областного суда от 26 августа 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Милена" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственности "Милена" Ходинской Е.М. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.