Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Новикова В.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 22 декабря 2021 года N 12.1-247-ЗМ-Ф/2021, решение судьи Курского районного суда Курской области от 15 марта 2022 года и решение судьи Курского областного суда от 10 августа 2022 года, вынесенные в отношении Новикова В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее также - Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям) от 22 декабря 2021 года N 12.1-247-ЗМ-Ф/2021, оставленным без изменения решением судьи Курского районного суда Курской области от 15 марта 2022 года и решением судьи Курского областного суда от 10 августа 2022 года, Новиков В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Новиков В.И. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Заявленное Новиковым В.И. ходатайство о приостановлении исполнения постановления по делу об административном правонарушении не основано на положениях статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрению не подлежит.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 2 августа 2021 года в Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям поступило заявление ФИО4 о нарушении земельного законодательства, выразившегося в захламлении твердыми бытовыми отходами и строительным мусором, а также в зарастании сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью части земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 38 717 246 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного на территории Бесединского сельсовета Курского района Курской области.
На основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 24 августа 2021 года N 697 должностными лицами названного органа 24 августа 2021 года проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 46:11:012000:1, по результатам которого установлено, что он представляет собой неправильный треугольник, вытянутый с севера на юг. Его восточная часть примыкает к автодороге Беседино-Полевая, южная часть - к с.Беседино. Данный земельный участок представляет собой единое землепользование, в составе которого четырнадцать обособленных участков с кадастровыми номерами. В южной части земельного участка с кадастровым номером 46:11:012000:1 от автодороги Беседино-Полевая имеется съезд на полевую дорогу в западном направлении. С левой (северной) стороны полевой дороги находится поле, засеянное подсолнечником, с правой (южной) в метре от полевой дороги имеется свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора, складированная на части земельного участка протяженностью 350 м. В 15 м. от полевой дороги в глубине части данного земельного участка имеется карьерная выемка, где также имеются очаги свалки твердых бытовых отходов, строительного мусора, старой авторезины. Данная часть земельного участка заросла сорной травянистой растительности (осот полевой, пырей ползучий, костерец, полынь и др.), а также древесно-кустарниковой растительностью (клен, береза, осина и др.). Следы проведения агротехнических мероприятий (дискование, лущение, вспашка) на участке отсутствуют. Следы сенокошения и выпаса скота на участке также отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 3 августа 2021 года указанный земельный участок находится в общей долевой собственности физических лиц, одним из которых является Новиков В.И.
Таким образом, Новиков В.И, являясь собственником доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:11:012000:1, не выполнил установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Новикова В.И. правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы имеющиеся в деле доказательства (т.2 л.д.45-55) позволяют сделать вывод о том, что выявленные нарушения требований закона имели место на территории земельного участка с кадастровым номером 46:11:012000:1.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Новикова В.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие Новикова В.И. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Новикова В.И. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Новикову В.И. в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 22 декабря 2021 года N 12.1-247-ЗМ-Ф/2021, решение судьи Курского районного суда Курской области от 15 марта 2022 года и решение судьи Курского областного суда от 10 августа 2022 года, вынесенные в отношении Новикова В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Новикова В.И. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.