Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Буяновой С.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора в Новомосковском районе и г. Донской по использованию и охране земель Управления Росреестра по Тульской области от 3 марта 2021 года N 9-МК/21 и решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 30 августа 2021 года, вынесенные в отношении Буяновой С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в Новомосковском районе и г. Донской по использованию и охране земель Управления Росреестра по Тульской области от 3 марта 2021 года N 9-МК/21 Буянова С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 30 августа 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Буянова С.А. просит об отмене указанных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1, 5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Буяновой С.А. принадлежат на праве собственности следующие земельные участки: с кадастровым номером N, площадью 600 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, местоположение: "адрес"Г; с кадастровым номером N площадью 960 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, местоположение: "адрес"Д; с кадастровым номером N, площадью 960 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, местоположение: "адрес"Ж.
На основании распоряжения Главы администрации муниципального образования г. Новомосковск от 1 декабря 2020 года N 188-ок должностным лицом управления муниципального контроля проведена проверка соблюдения Буяновой С.А. требований земельного законодательства.
По результатам проведенной проверки 24 декабря 2020 года составлен акт, в котором указано о том, что земельные участки с кадастровыми номерами N являются смежными.
На земельном участке с кадастровым номером N расположено нежилое здание, используемое Буяновой С.А. под магазин по продаже сантехники. На местности границы данного земельного участка закреплены только с северо-западной стороны железобетонным ограждением с вертикальными металлическими элементами.
На земельном участке с кадастровым номером N расположено нежилое здание, используемое Буяновой С.А. в качестве складского помещения к магазину. Границы земельного участка на местности обозначены и закреплены с северо-западной и частично с северо-восточной стороны. С северо-западной стороны ограждение выполнено из железобетона с вертикальными металлическими элементами, которое непосредственно соприкасается с элементами ограждения соседнего смежного земельного участка "адрес" в "адрес". С северо-восточной стороны частичное ограждение выполнено из железобетона с металлическими элементами.
Ограждения земельных участков с кадастровыми номерами N с северо-западной стороны представляют собой общую конструкцию, выходящую за установленные границы всех трех земельных участков.
На основании контрольного обмера земельных участков установлено, что их общая площадь составляет 2 574 кв.м, из которых 600 кв.м. - земельный участок с кадастровым номером N, 960 кв.м. - земельный участок с кадастровым номером N 960 кв.м. - земельный участок с кадастровым номером N, а земельный участок площадью 54 кв.м. занят самовольно. Документы, подтверждающие права на часть земельного участка площадью 54 кв.м, Буяновой С.А. не представлены.
29 декабря 2020 года администрацией муниципального образования г.Новомосковск материалы проверки представлены в Управление Росреестра по Тульской области (л.д. 32).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 27 января 2021 года протокола об административном правонарушении и вынесения 3 марта 2021 года постановления о привлечении Буяновой С.А. к административной ответственности, установленной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобу, поданную Буяновой С.А. в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда решением от 30 августа 2021 года постановление по делу об административном правонарушении оставил без изменения.
Однако с принятым по делу судебным актом согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Административные правонарушения, предусмотренные главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягают на порядок в области охраны собственности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения составляет два месяца.
Из содержания части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Вместе с тем судьей городского суда соблюдение должностным лицом административного органа требований ч.1 ст.4.5, п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не проверялось, в судебном акте оценка этому не дана.
Согласно требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при разрешении жалобы на состоявшиеся по делу акты должен проверить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, доводы, заявленные в жалобе и в возражениях на нее (при их наличии), дать им надлежащую правовую оценку.
Вместе с тем требования указанных норм судьей городского суда не выполнены, меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела не приняты. Такое рассмотрение жалобы не отвечает установленным статей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 30 августа 2021 года подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Новомосковский городской суд Тульской области.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 30 августа 2021 года, вынесенное в отношении Буяновой С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Данное дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Новомосковский городской суд Тульской области.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.