Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Ведерниковой Е.А., действующей в интересах Калужского газового и энергетического акционерного банка "Газэнергобанк", на вступившие в законную силу постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 12 июля 2022 года и решение судьи Калужского областного суда от 14 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Калужского газового и энергетического акционерного банка "Газэнергобанк" (далее также - АО "Газэнергобанк", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 12 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского областного суда от 14 сентября 2022 года, АО "Газэнергобанк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Ведерникова Е.А. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 17 марта 2022 года в ГУФССП России по Свердловской области поступило обращение ФИО4 о нарушении его прав и законных интересов при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, в том числе АО "Газэнергобанк".
31 марта 2022 года заместителем начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности ГУФССП России по Свердловской области вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования.
В ходе проведения административного расследования по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 19 апреля 2022 года должностным лицом ГУФССП России по Свердловской области на основании статьи 26.10 названного Кодекса вынесено определение об истребовании у АО "Газэнергобанк" сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении:
- заключен ли между АО "Газэнергобанк" и ФИО4 кредитный договор?
- Имеется ли на день исполнения запроса у ФИО4 задолженность перед АО "Газэнергобанк"?
- Привлекались ли для осуществления взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, иные лица (по агентскому договору и (или) иным основаниям)? Направлялось ли ФИО4 уведомление о привлечении иных лиц (по агентскому договору и (или) иным основаниям)?
- Заключен ли между АО "Газэнергобанк" и коллекторским агентством договор об уступке права требования (цессии) в отношении задолженности ФИО4?
- Осуществлялось ли взаимодействие АО "Газэнергобанк" или лица, действующего от имени и (или) в его интересах, с ФИО4 либо с третьими лицами, не имеющими задолженности, посредством личных встреч, почтовых отправлений, телефонных переговоров, смс-сообщений: когда, кем и с каких телефонных номеров осуществлялось взаимодействие?
- Принадлежат ли АО "Газэнергобанк" или его сотрудникам следующие телефонные номера: + N, GEBANK, N
Копия данного определения получена представителем АО "Газэнергобанк".
5 мая 2022 года АО "Газэнергобанк" направлен в ГУФССП России по Свердловской области ответ об отказе в предоставлении указанных сведений.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние АО "Газэнергобанк" правильно квалифицировано по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы о том, что указанные сведения запрашивались неуполномоченным должностным лицом, являются несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 23.92 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, наделен полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 названного Кодекса.
ГУФССП России по Свердловской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.
Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 этого Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 этой статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Приказом ФССП России от 20 августа 2021 года N 456 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, а также в сфере нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и проводить административное расследование (далее - Перечень).
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Перечня начальники отделов Главных управлений (управлений) Федеральной службы судебных приставов, в полномочия которых входит осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, и их заместители наделены полномочиями проводить административное расследование при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и составлять протоколы об указанных административных правонарушениях.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 23.92, частями 1, 3 статьи 28.3, частью 2 статьи 28.7, пунктами 1, 2, 4 Перечня в порядке части 1 статьи 26.10 этого Кодекса заместитель начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности ГУФССП России по Свердловской области ФИО5 в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.57 названного Кодекса, наделен полномочиями истребования у АО "Газэнергобанк" указанных сведений.
При этом следует отметить, что субъектами административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года N 205-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"), являются, в том числе кредитные организации.
Вопреки доводам жалобы АО "Газэнергобанк" обязано было предоставить в ГУФССП России по Свердловской области сведения, касающиеся ФИО4, имеющие значение для оценки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Федеральная служба судебных приставов при рассмотрении обращения физического лица о нарушении его прав и законных интересов при осуществлении юридическим лицом действий по возврату просроченной задолженности наделена полномочиями на получение сведений, необходимых для выполнения возложенных на нее функций, следовательно, учитывая наличие у таких лиц установленных Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" обязанностей и запретов, и на направление запросов в кредитные организации, перед которыми у должника сформировалась задолженность.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии АО "Газэнергобанк" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие защитника общества Ведерниковой Е.А. с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения АО "Газэнергобанк" к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено АО "Газэнергобанк" в пределах, предусмотренных санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 12 июля 2022 года и решение судьи Калужского областного суда от 14 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Калужского газового и энергетического акционерного банка "Газэнергобанк" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ведерниковой Е.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.