Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Воронина В.С. (далее Воронин В.С.) на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Нижегородской таможни от 22 декабря 2021 года, решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 марта 2022 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 01 июня 2022 года, вынесенные в отношении Воронина В.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Нижегородской таможни от 22 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 марта 2022 года, решением судьи Нижегородского областного суда от 01 июня 2022 года, Воронин В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Воронин В.С. ставит вопрос об отмене процессуальных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, и прекращении производства.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что пользование условно выпущенными товарами, передача их во владение или в пользование, продажа условно выпущенных товаров либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных запретов и (или) ограничений на пользование и распоряжение такими товарами, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16.19 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее Договор) транспортные средства для личного пользования, ввезенные на территорию Республики Армения до подписания Договора (10 октября 2014 года), с даты вступления в силу Договора (02 января 2015 года), считаются товарами Евразийского Экономического Союза.
Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 28 апреля 2020 N 62 "Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского Экономического Союза" установлена дата начала применения Республикой Армения ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского Экономического Союза в отношении моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС (с 01 января 2020 года).
Положения, регулирующие условия и переходные положения в части, касающейся статуса автомобилей для личного пользования, ввозимых из Республики Армения на территорию государств - участников ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан), определены пунктами 30-37 Приложения N 3 к Договору.
В силу пунктов 30 и 31 приложения N 3 к Договору ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением N 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года (далее Соглашение), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и субпозициях 8704 21, 8704 31 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза (далее соответственно ТН ВЭД ЕАЭС, ЕАЭС), ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и субпозициях 8704 21, 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом указанные автомобили, а также автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, в других государствах - членах ЕАЭС, признаются иностранными товарами: до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению; до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и субпозициях 8704 21, 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 33 приложения N 3 к Договору в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС.
В настоящее время при проведении физическими лицами операций с иностранными товарами для личного пользования применяются положения главы 37 ТК ЕАЭС и решений Евразийской Экономической Комиссии.
Таким образом, ввоз в Российскую Федерацию и использование на территории Российской Федерации автомобиля, обладающего статусом иностранного товара, лицом, постоянно проживающим в Российской Федерации, допускается только при условии его таможенного декларирования в таможенных органах и уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее Решение N 107).
Пунктом 34 Приложения N 3 к Договору определено, что в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере, указанном в абзаце втором пункта 31 настоящего приложения, до ввоза на территории других государств - членов Евразийского Экономического Союза, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства - члена Евразийского Экономического Союза, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского Экономического Союза, в которое прибыли такие автомобили.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 2019 году Воронин В.С. приобрел на территории Республики Армения транспортное средство - легковой автомобиль "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" государственный регистрационный знак "данные изъяты"
В соответствии со сведениями, предоставленными Комитетом Государственных Доходов Республики Армения, транспортное средство "данные изъяты" помещен в Республике Армения под таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления" 28 марта 2019 года по ТПО 05100010/280319/0000370679-ТПО. Данное транспортное средство не обладает статусом товара Евразийского экономического союза.
Согласно свидетельству об учете транспортного средства от 03 июня 2019 года N N, вышеуказанное транспортное средство зарегистрировано на имя Воронина В... При регистрации автомобилю присвоен учетный номерной знак Республики Армении "данные изъяты".
В соответствии с письмами Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области от 16 июня 2021 года N 60/12674, от 01 июля 2021 года N 60/14156, Воронин В.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации (паспорт "данные изъяты", выдан "данные изъяты" года "данные изъяты"), место регистрации: "адрес"
Транспортное средство "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты" выпущен на территории Республики Армения с уплатой ставок по состоянию на 28 марта 2019 года, установленных в Республике Армения, отличных от ставок, установленных приложением 2 к Решению совета Евразийской Экономической Комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 или ЕТТ ЕАЭС, что определяет условия ввоза такого транспортного средства на территории других государств - членов ЕАЭС, как транспортного средства, обладающим статусом иностранного товара.
Таким образом, ввоз и использование транспортного средства, зарегистрированного на имя гражданина Российской Федерации Воронина В.С. из Республики Армения на территорию Российской Федерации может быть осуществлено после таможенного декларирования и уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при ввозе на территорию Республики Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением N 107.
Соответственно, гражданин Российской Федерации Воронин В.С, являющийся собственником вышеуказанного транспортного средства, является декларантом, обязан произвести таможенное декларирование транспортного средства в таможенном органе Российской Федерации и уплатить таможенные платежи до использования транспортного средства "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты" на территории Российской Федерации.
Таким образом, гражданин Российской Федерации Воронин В.С. в нарушение положений подпункта 3 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, статьи 104 ТК ЕАЭС, Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском Экономическом Союзе от 29 мая 2014 года, ввез и длительное время (до момента обнаружения - 27 мая 2021 года) использовал на территории Российской Федерации транспортное средство "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты" состоящее на государственном регистрационном учете в Республике Армения, являющееся условно выпущенным товаром, не произведя уплаты таможенных платежей в размере разницы уплаченных сумм таможенных платежей в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе транспортного средства в Российскую Федерацию.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Воронина В.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и таможенного законодательства.
Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Имеющие значение доводы заявителя, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о необоснованной переквалификации его действий, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в действиях Воронина В.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств и собранных по делу доказательств не является правовым основанием к отмене обжалуемых процессуальных актов.
Административное наказание назначено Воронину В.С. в пределах санкции части 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника Нижегородской таможни от 22 декабря 2021 года, решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 марта 2022 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 01 июня 2022 года, вынесенные в отношении Воронина В.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Воронина В.С. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.