Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 20 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Антипова Н В к администрации муниципального образования г. Тулы о признании распоряжения незаконным.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Антипов Н.В. обратился в суд с названным административным иском, просил признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования г. Тулы (далее также - администрация) от 22 декабря 2021 года N в части установления срока отселения жителей дома "адрес" в срок до 31 декабря 2023 года, возложить на администрацию обязанность произвести отселение жителей указанного дома в срок до 31 декабря 2022 года. также просил взыскать в его пользу судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 39 500 рублей, государственной пошлины в размер 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора социального найма зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". Постановлением администрации от 27 декабря 2017 года N N указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу с отселением правообладателей муниципальных помещений в срок до 31 декабря 2022 года. Оспариваемым распоряжением администрации в названное постановление внесены изменения в части срока отселения, установлен новый срок - 31 декабря 2023 года. Считает распоряжение администрации в части установления нового срока отселения жителей дома незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 30 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 20 сентября 2022 года, административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным оспариваемое распоряжение администрации г. Тулы N N в части установления срока отселения жителей дома "адрес" в срок до 31 декабря 2023 года. С администрации г. Тулы в пользу Антипова Н.В. взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, расходы в по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 декабря 2022 года, комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты судов как незаконные и необоснованные. Указывает, что органом местного самоуправления в соответствии с нормами действующего законодательства определен срок отселения жильцов спорного аварийного многоквартирного дома с учетом очередности домов, также признанными ранее аварийными и подлежащими сносу. Полагает, что административным истцом не представлен обоснованный расчет стоимости услуг, считает размер взысканных судом судебных расходов чрезмерным.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Антипов Н.В. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", в качестве нанимателя.
Заключением межведомственной комиссии от 18 декабря 2017 года N N на основании отчета ООО "Центр независимой строительной экспертизы "Эжен" от 7 декабря 2017 года N N и акта обследования помещения от 18 декабря 2017 года N 136 жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Тулы от 27 декабря 2017 года N постановлено признать указанный жилой дом аварийным и подлежащим сносу, и произвести отселение физических лиц - правообладателей муниципальных помещений в жилом доме в срок до 31 декабря 2022 года.
Распоряжением администрации г. Тулы от 22 ноября 2021 года N "О внесении изменений в отдельные постановления администрации г. Тулы" в постановление администрации г. Тулы от 27 декабря 2017 года N "О признании многоквартирного дома жилого дома по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу" внесены изменения в части срока отселения, установлен срок до 31 декабря 2023 года.
Удовлетворяя административный иск частично, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что администрация г. Тулы, приняв решение об увеличении срока отселения, поставила под угрозу жизнь и здоровье граждан, проживающих в многоквартирном доме "адрес", поскольку установление чрезвычайно длительных сроков отселения из аварийного дома приводит к нарушению прав жильцов.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу положений пункта 3, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям абзаца 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судами обоснованно отмечено, что несмотря на то, что действующим законодательством не установлены конкретные сроки отселения граждан из аварийного и подлежащего сносу жилья, вместе с тем, сроки отселения должны отвечать требованиям разумности. При этом решение органа местного самоуправления об установлении срока отселения не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение такого срока отселения, должно иметь своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений и быть направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
Учитывая, что на органы местного самоуправления муниципального образования также возложены полномочия по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в частности мер по сносу аварийных домов, поскольку непринятие своевременных мер по сносу аварийных расселенных домов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а многоквартирный дом, котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2017 года, и на момент его обследования в 2017 году его несущие и ограждающие конструкции уже находились в аварийном состоянии, представляющем непосредственную опасность для жизни людей, существовала угроза обрушения, суды пришли к правильному выводу о необоснованном увеличении администрацией срока отселения жильцов указанного дома.
Доводы кассационной жалобы об исключительной компетенции органа местного самоуправления по определению срока отселения из аварийного жилья, об определении такого срока в связи с очередностью домов, признанных аварийными ранее, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что размер взысканных судом судебных расходов не отвечает требованиям разумности, не могут быть признаны состоятельными.
Правильно применив положения статей 103, 106, 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом сложности дела, объема заявленных требований и объема оказанных представителями услуг, времени, необходимого на подготовку ими процессуальных документов и других обстоятельств, с учетом принципа разумности суд определилко взысканию сумму судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей. Считать указанную сумму расходов чрезмерно завышенной оснований не имеется. При этом факт несения таких расходов административным истцом подтвержден, судом установлен, перечень оказанных услуг установлен договором, представление интересов в суде, в частности участие представителей административного истца в судебных заседаниях подтвержден материалами дела, в том числе протоколами судебного заседания.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.