Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Куркиной М.П. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 8 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Куркиной М.П. к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, заключить договор купли-продажи.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Куркина М.П. обратилась в суд с административным иском, в котором просила возложить на администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области обязанность утвердить схему расположения земельного участка в соответствии с заключением эксперта и заключить договор купли-продажи земельного участка.
Заявленные требования обоснованы тем, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание - дом культуры, общей площадью 613 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" на неоформленном земельном участке. Кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка общей площадью 1731 кв.м на кадастровом плане территорий, после чего административный истец обратилась в администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области с заявлением об утверждении схемы и издания распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность за плату для культурного развития. Решением администрации от 26 февраля 2021 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка и согласовании схемы расположения земельного участка отказано. Основанием к отказу явилось разработка схемы с нарушением пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации; участок приводит к изломанности границ в точках 8-12, а, следовательно, к нерациональному использованию земель и является недопустимым при формировании земельных участков, а также не соответствует фактическим границам используемого земельного участка; испрашиваемая цель использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию и видам разрешенного использования, установленным в территориальной зоне Правилами землепользования и застройки.
Полагала, что отказ нарушает права административного истца.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 8 декабря 2021 года требования удовлетворены. Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области обязана в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территорий кадастрового квартала N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: культурное развитие, в соответствии с вариантом N заключения эксперта N. Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области обязана в течение месяца со дня постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 2 116 кв.м по названному адресу заключить с Куркиной М.П. договор купли-продажи земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 8 июня 2022 года решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 8 декабря 2021 года отменено. По делу принято новое решение, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 8 декабря 2022 года через Сергиево-Посадский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 18 января 2023 года, Куркина М.П. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Полагает, что судом первой инстанции правомерно учтены результаты землеустроительной экспертизы для установления границ испрашиваемого земельного участка. Указывает, что ссылка суда апелляционной инстанции на нарушение административного регламента по предварительному согласованию предоставления земельных участков сделана судом без учета того, что административным истцом неоднократно производились попытки оформить земельный участок в собственность, на которые были получены отказы.
Лица, участвующие по делу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений не допущено.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что возможно формирование земельного участка в границах, указанных в варианте N 3 заключения эксперта N- "адрес", поскольку образование спорного земельного участка не приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Земельный участок будет располагаться в одной территориальной зоне (Ж-1-зона многоквартирной жилой застройки), площадь участка будет меньше, чем по фактическому пользованию, граница участка устанавливается с учетом имеющихся построек. При таких обстоятельствах спорный земельный участок в силу пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации может являться объектом купли-продажи, в связи с чем на административного ответчика возложил обязанность заключить договор купли-продажи.
Судебная коллегия Московского областного суда, отменяя решение суда, пришла к выводу, что оно принято с существенными нарушениями норм материального права. Суд апелляционной инстанции указал, что возлагая на администрацию обязанность утвердить схему расположения земельного участка в соответствии с вариантом N 3 заключения эксперта, судом первой инстанции не учтено, что данная схема не была представлена на рассмотрение органу местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, в связи с чем решение по итогам рассмотрения указанной схемы органом местного самоуправления не принималось. Судом не учтено, что заключению договора купли-продажи предшествует определенная процедура, в том числе по постановке земельного участка на кадастровый учет, подписанию проектов договора купли-продажи сторонами.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом, в частности, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (пункт 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 9.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, в случае, если схема расположения земельного участка приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подпункте 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одного из таких оснований названо несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи.
Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 24 июня 2015 года N утверждено Положение о предоставлении земельных участков на территории Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, которое определяет порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Сергиево-Посадского муниципального района и государственной собственности до разграничения.
Разделом 7.8 Положения определен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, согласно которому к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в администрацию Сергиево-Посадского муниципального района в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пункт 7.8.2);
Согласно пункту 7.8.8 Положения администрация Сергиево-Посадского муниципального района принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.8.12 Положения при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, администрация Сергиево-Посадского муниципального района вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Куркина М.П. является собственником нежилого здания: дом культуры, с кадастровым номером N, общей площадью 613, 6 кв.м, по адресу: "адрес", которое расположено на земельном участке, права на который не зарегистрированы в установленном законом порядке.
Кадастровым инженером подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, с которой Куркина М.П. обратилась в администрацию для ее утверждения и издания распоряжения о предоставлении испрашиваемого земельного участка общей площадью 1731 кв.м в собственность за плату для культурного развития.
Решением администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 26 февраля 2021 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка и согласовании схемы расположения земельного участка отказано, в связи с разработкой схемы с нарушением пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. В данном случае участок приводит к изломанности границ в точках 8-12, что в свою очередь приводит к нерациональному использованию земель и является недопустимым при формировании земельных участков, а также не соответствует фактическим границам используемого земельного участка. Кроме того, испрашиваемая цель использования участка не соответствует его фактическому использованию и видам разрешенного использования, установленным в территориальной зоне Правилами землепользования и застройки, так как предоставляемый участок не благоустроен, в границах участка находится заброшенное, разрушающееся здание.
Для определения технического состояния и степени готовности к эксплуатации нежилого здания судом первой инстанции была назначена строительно-техническая экспертиза, согласно выводам которой нежилое здание - дом культуры: оценивается как ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.
В материалы дела представлено заключение эксперта "данные изъяты" с тремя вариантами по установлению границ испрашиваемого земельного участка. По варианту N 3 граница земельного участка, на котором расположено здание, устанавливается согласно части участка по фактическому пользованию, расположенной в зоне Ж-1, при этом северо-восточная граница устанавливается по прямой линии. Площадь земельного участка составит 2 116+/-16 кв.м.
Признавая законным отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка, с учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, суд второй инстанции правильно исходил из того, что оснований для возложения на администрацию обязанности утвердить схему расположения земельного участка в соответствии с вариантом N 3 заключения эксперта не имелось, поскольку схема в административный орган с заявлением не предоставлялась и решение по итогам ее рассмотрения органом местного самоуправления не принималось. Возлагая обязанность заключить договор купли-продажи земельного участка с Куркиной М.П. суд первой инстанции подменил собой муниципальный орган, реализующий свои полномочия в рамках, предусмотренной законом компетенции по предоставлению Государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена" без согласования его условий.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом второй инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 08 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Куркиной М.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.