Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРСИ-3" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРСИ-3" о признании недействующим в части Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения представителя ООО "АРСИ-3" Лебедевой А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области Макарова Д.В, заключение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре и г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
установила:
приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N, размещенным на официальном сайте правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень).
В пункте 7630 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2022 год включен объект недвижимости (нежилое здание) с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "АРСИ-3", который признан объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Общество с ограниченной ответственностью "АРСИ-3" (далее - ООО "АРСИ"-3") обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим пункт 7630 Перечня на 2022 год, полагая, что спорный объект недвижимости (нежилое здание) не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. Включение спорного объекта недвижимости в Перечень возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Акт обследования объекта недвижимого имущества до утверждения Перечня административным ответчиком не составлялся. Назначение, разрешенное использование или наименование помещений данного акта не предусматривает разрешение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания на площади более 20% общей площади здания. Общая площадь объекта недвижимости составляет 6427, 10 кв.м, из которых 1265, 00 кв.м передано в аренду "данные изъяты" "данные изъяты" под общественное питание, 591, 96 кв.м передано в аренду "данные изъяты" под размещение водомоторной техники, 1636 кв.м передано в аренду ИП ФИО7 с целью последующей передачи в субаренду "данные изъяты" для оказания медицинских услуг. В настоящее время большая часть помещений здания не используется.
Решением Нижегородского областного суда от 28 апреля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 августа 2022 года решение Нижегородского областного суда от 28 апреля 2022 года отменено. Принято новое решение, которым в удовлетворении требований ООО "АРСИ-3" отказано.
В кассационной жалобе, поданной 17 января 2023 года электронно через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 30 января 2023 года, ООО "АРСИ-3" просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуальное права. Указывает, что апелляционное определение не соответствует статьям 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в нем не указаны обстоятельства, установленные судом, не приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в обоснование выводов суда, а другие не приняты. Указывает, что суд апелляционной инстанции применил закон, который нигде не опубликован; вывод суда о соответствии акта обследования помещений требованиям закона, не подтверждается материалами дела; необоснованно отклонена ссылка административного истца, что в период проверки объект общественного питания деятельности не осуществлял в связи с коронавирусными ограничениями; наличие признаков деятельности по бытовому обслуживанию, по предоставлению услуг общественного питания, не зафиксировано.
Прокуратурой Нижегородской области, министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно статье 14, пункту 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Частью 2 статьи 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций" установлено, что фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на дату принятия Перечня на 2022 год, принадлежащий административному истцу объект недвижимости, не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании акта обследования спорный объект недвижимости не мог быть включен в оспариваемый Перечень, поскольку при подсчете площадей, обмеры помещений не производились. Приложенные к акту фотографии не имеют привязки к адресу обследуемого объекта и не отражают его фактическое использование.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из акта обследования здания (строения, сооружения) от 23 апреля 2021 года, согласно которому не менее 20% общей площади здания используется для размещения объектов общественного питания (23, 6%) и объектов бытового обслуживания (9, 2%). Часть здания, суммарной площадью 1 516, 7 кв.м, что составляет 23, 6% от общей площади здания, на момент осмотра используется для размещения объектов общественного питания - ресторан " "данные изъяты"". Указанная часть здания оснащена специализированным оборудованием и мебелью, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания: имеется караоке-зал, 3 банкетных зала, вспомогательные помещения для функционирования ресторанов (кухня, фойе, коридоры и санитарные узлы). Акт обследования соответствует требованиям законодательства, содержит в себе все необходимые сведения, на основании которых административный ответчик обоснованно сделал вывод о том, что спорный объект недвижимости подлежит включению в Перечень на 2022 год.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Установлено, что ООО "АРСИ-3" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 6427, 1 кв.м, назначение: "нежилое", наименование: "нежилое строение" по адресу: "адрес".
Согласно техническому паспорту по состоянию на 3 августа 2007 года нежилое здание имеет наименование "нежилое строение" состоит из помещений с наименованием: склады, комната кладовщиков, комната дежурного, коридоры, а по состоянию на 18 июня 2020 года нежилое здание имеет наименование "нежилое строение".
Из акта обследования от 27 апреля 2021 года следует, что нежилое здание имеет назначение: "нежилое здание", наименование: "нежилое строение", количество этажей 2, общей площадью 6 427, 1 кв.м.
В разделе 1 содержится информация об источнике сведений, используемом для расчета показателей площадей, сведения ЕГРН, документы технического учета (инвентаризации).
Раздел 2 содержит описание обследуемого объекта недвижимого имущества:
1 этаж здания (помещения часть 1): объекты бытового обслуживания, площадь 592 кв.м;
1 этаж здания (помещения часть 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7): неиспользуемые помещения на момент обследования (23 апреля 2021 года), 2 679 кв.м;
2 этаж здания (помещения 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, часть 12, часть 13): объекты общепита, площадь 1 516, 7 кв.м;
2 этаж здания (помещения 9, 10, 11, часть 12, часть 13, 14, 15, 16): неиспользуемые помещения на момент обследования (23 апреля 2021 года), площадь 1 639, 4 кв.м.
Раздел 3 содержит фотографии нежилого здания и помещений с указанием местоположения, наименования и площади помещений, которые соответствуют экспликации к поэтажному плану нежилого здания (Технический паспорт, составленный по состоянию на 3 августа 2007 года).
Раздел 4 содержит расчеты площадей по видам фактического использования и проценты от общей площади здания: используемая в целях размещения объектов общественного питания, площадь 1 516, 7 кв.м (23, 6%), использование в целях размещения объектов бытового обслуживания, площадь 592 кв.м (9, 2%). Общая площадь помещений 2 108, 7 кв.м (32, 8%).
Раздел 5 содержит выводы: не менее 20% общей площади здания используется для размещения объектов общественного питания (23, 6%) и объектов бытового обслуживания (9, 2%).
Раздел 6 содержит дополнительные сведения, согласно которым ЕГРН содержит сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N, назначение/наименование "нежилое здание/нежилое строение", площадь 6427, 1 кв.м, количество этажей - 2. Собственником объекта является ООО "АРСИ-3", N, собственность от 12 января 2016 года. Основной вид деятельности: аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (68.20). Ограничение прав и обременение объектов недвижимости: 1) аренда с 1 декабря 2014 года на 10 лет, арендуемая площадь 1265 кв.м на 2 этаже в пользу "данные изъяты", N основной вид деятельности: деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (56.10); 2) аренда, арендуемая площадь 591, 96 кв.м на 1 этаже в пользу "данные изъяты", N, основной вид деятельности: ремонт и техническое обслуживание судов и лодок (33.15). Доступ на территорию, где расположено здание, в котором находится обследуемое помещение, свободный.
Во время внутреннего и внешнего осмотра здания (23 апреля 2021 года) установлено, что часть здания (помещения часть 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 на 1 этаже по экспликации; 9, 10, 11, часть 12, часть 13, 14, 15, 16 на 2 этаже по экспликации), общей площадью 4 318, 4 кв.м, что составляет 67, 2% от площади здания, не используется. В данной части здания отсутствует внутренняя отделка помещений.
Во время внутреннего и внешнего осмотра здания установлено, что часть здания (помещения часть 1 на 1 этаже по экспликации), общей площадью 592 кв.м, что составляет 9, 2% от общей площади здания, на момент осмотра используются для размещения объектов бытового обслуживания - компания по продаже и ремонту катеров " "данные изъяты"".
По данным визуального осмотра выявлено, что часть здания (помещения 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, часть 12, часть 13 на 2 этаже по экспликации), суммарной площадью 1 516, 7 кв.м, что составляет 23, 6% от общей площади здания, на момент осмотра используется для размещения объектов общественного питания - ресторан " "данные изъяты"". Указанная часть здания оснащена специализированным оборудованием и мебелью, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания: имеется караоке-зал, 3 банкетных зала, вспомогательные помещения для функционирования ресторанов (кухня, фойе, коридоры и санитарные узлы).
Согласно приложению к акту обследования, распределение площадей по видам фактического использования следующее:
1 этаж: помещения часть 1 (592 кв.м) - объект бытового обслуживания, часть 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 (1630, 8 кв.м + 744, 7 кв. м + 48, 3 кв.м + 219, 9 кв.м + 21, 1 кв.м + 3, 3 кв.м + 10, 9 кв.м) - неиспользуемые помещения на момент обследования;
2 этаж: помещения 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, часть 12, часть 13 (216, 7 кв.м + 99, 8 кв.м + 222, 9 кв.м + 147, 4 кв.м + 88 кв.м + 15, 2 кв.м + 319, 3 кв.м + 139, 4 кв.м + 268 кв.м) - объекты общественного питания (ресторан "Соляная биржа"), помещения 9, 10, 11, часть 12, часть 13, 14, 15, 16 (24, 1 кв.м + 22, 1 кв.м + 107, 9 кв.м + 10, 1 кв.м + 49, 9 кв.м + 101, 4 кв.м + 1264, 1 кв.м + 36, 9 кв.м) - неиспользуемые помещения на момент обследования, 1, 2, 3 (14, 8 кв.м + 1, 4 кв.м + 6, 7 кв.м) - неиспользуемые помещения на момент обследования, антресоли.
Постановлением правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, пунктом 4 которого предусмотрено, что уполномоченным органом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях формирования Перечня и по определению Перечня в соответствии с постановлением правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" является министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В целях формирования Перечня подлежат выявлению, в частности, объекты недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац 3 пункт 3 Порядка).
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия); иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 6 Порядка).
Акт обследования объекта недвижимого имущества составляется по форме, утверждаемой уполномоченным органом, по результатам обследования объектов недвижимого имущества, проводимого Учреждением или уполномоченным органом в соответствии с утверждаемой уполномоченным органом Методикой определения доли площадей, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного обследования.
В целях подготовки к обследованию объекта недвижимого имущества используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), сведения, содержащиеся в открытых источниках информации.
При необходимости к проведению обследования привлекаются представители органов местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального или городского округа Нижегородской области.
В ходе обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте недвижимого имущества, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляется обследование. При необходимости проводятся соответствующие обмеры.
В случае если при проведении обследования объекта недвижимого имущества возникли обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества, обследование проводится на основании данных его внешнего визуального осмотра. В этом случае в акте обследования объекта недвижимого имущества указываются обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества.
При наличии признаков, которые свидетельствуют об использовании указанного объекта недвижимости для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт обследования объекта недвижимого имущества составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением соответствующих фотоматериалов (пункт 7 Порядка).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу, что у министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области имелись основания для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень на 2022 год. Акт обследования соответствует требованиям законодательства, содержит в себе все необходимые сведения и реквизиты.
Доводы кассационной жалобы о том, что нежилое здание включено в Перечень без его обследования и установления фактического использования, аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Действующим законодательством не установлена обязанность уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по проведению обследования объектов недвижимости на предмет установления фактического использования таких объектов при наличии иных предусмотренных законом оснований для включения объектов в Перечень.
Довод кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции не рассмотрел дело в полном объеме, является не состоятельным.
В соответствии с требованиями статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1), суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (часть 2).
В силу требований части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства административного дела, установленные судом (пункт 1); доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах (пункт 2); доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства (пункт 3).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при вынесении определения; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Выводы суда апелляционной инстанции содержат указания на обстоятельства, установленные судом, а также доказательства, оцененные в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не исследовались судебной коллегией по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, опровергали выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно. Доводы жалобы, по сути, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся по делу доказательств, между тем таким правом давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, установленным обстоятельствам, суд кассационной инстанции в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРСИ-3" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.