Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области на решение Пензенского районного суда Пензенской области от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 1 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Л.С.А. к министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Л.С.А. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения просила признать незаконным и отменить решение министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - Министерство) от 12 октября 2021 года N 16-2-3/6299 об отказе в продлении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, обязать Министерство в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу ее заявление.
В обоснование административного иска указала, что оспариваемое решение мотивировано отсутствием договора аренды, приведенного в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации, однако, она обращалась в Министерство по вопросу приведения договора аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, в чем было незаконно отказано.
Решением Пензенского районного суда Пензенской области от 17 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 1 сентября 2022 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 января 2023 года, Министерство просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на том, что заключенный с Л.С.А. договор не был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации; указанный в нем вид использования (выращивание грибов) не предусмотрен Лесным кодексом Российской Федерации в действующей редакции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов, предусмотрен статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет (часть 1).
Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 названного Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов (часть 2).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 названной статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 названного Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 названной статьи. Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения (часть 3).
Аналогичные по существу положения, в том числе в части оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, воспроизведены в Административном регламенте предоставления Министерством государственной услуги "Предоставление лесных участков в аренду", утвержденном постановлением Губернатора Пензенской области от 3 июля 2013 года N 130 (далее - Административный регламент).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 14 декабря 2006 года ФГУ "Ленинский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Пензенской области, именуемый Арендодатель, и "Победитель лесного конкурса" П.С.А. (в настоящее время - Л.С.А.), именуемая Арендатор, заключили договор N, согласно которому Арендодатель на основании протокола о результатах лесного конкурса по приобретению права аренды участков лесного фонда Российской Федерации на территории Пензенской области от 13 декабря 2006 года передает в аренду, а Арендатор принимает находящийся в собственности Российской Федерации участок лесного фонда, расположенный в квартале N 60, выдел N 15 Веселовского лесничества ФГУ "Ленинский лесхоз", общей площадью 0, 3 га, на срок 15 лет для побочного пользования (выращивание грибов) (пункты 1.1, 1.2 договора).
Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.3 данного договора арендная плата за пользование участком лесного фонда в соответствии с протоколом о результатах лесного конкурса от 11 декабря 2006 года составляет 297 рублей в год; размер арендной платы изменяется при изменении ставок лесных податей и исчисляется на основании нормативных правовых актов; арендная плата вносится Арендатором ежеквартально равными долями не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
На основании акта приема-передачи земельных участков государственного лесного фонда от 14 декабря 2006 года указанный в договоре участок передан Арендатору. Договор аренды зарегистрирован 22 января 2007 года.
Поскольку названный договор аренды участка лесного фонда был заключен до введения в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации, то есть до 1 января 2007 года, Л.С.А. обратилась в Министерство с заявлением от 18 августа 2021 года о приведении договора в соответствие с данным кодексом на основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Письмом от 23 августа 2021 года Министерство сообщило Л.С.А. о невозможности переоформления договора аренды участка лесного фонда в связи с пропуском предусмотренного Вводным законом срока, а также ввиду того, что использование лесов в целях побочного пользования не соответствует видам использования лесов, установленным статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Данный отказ в переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 14 декабря 2006 года N 3 признан судом незаконным (решение Пензенского районного суда Пензенской области от 21 октября 2021 года).
Л.С.А. обратилась в Министерство с заявлением от 29 сентября 2021 года о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку истекал срок действия ранее заключенного с нею договора аренды участка лесного фонда от 14 декабря 2006 года N 3.
Письмом от 12 октября 2021 года N 16-203/6299 Министерство сообщило Л.С.А. о невозможности рассмотрения вопроса о заключении с нею нового договора аренды лесного участка без проведения торгов. Отказ мотивирован тем, что указанный в заявлении Л.С.А. договор аренды участка лесного фонда не был приведен в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации в сроки, установленные частью 1 статьи 4 Вводного закона. Кроме того, заявитель должен был исполнить требования лесного законодательства, предписывающие лицам, которым лесные участки предоставлены в аренду, составлять проект освоения лесов, ежегодно подавать лесную декларацию, представлять в установленные законом сроки отчеты об использовании, охране, защите и воспроизводству лесов, вносить арендную плату, рассчитанную по соответствующим ставкам. По утверждению. Министерства, данные требования Л.С.А. не были исполнены ввиду отсутствия договора аренды лесного участка, приведенного в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, районный суд исходил из того, что изложенные в оспариваемом решении основания для его принятия не основаны на законе, противоречат требованиям лесного законодательства; оспариваемый отказ нарушает право Л.С.А. на разрешение ее заявления в установленном порядке.
Соглашаясь с выводами районного суда, суд апелляционной инстанции отметил, что договор аренды участка лесного фонда от 14 декабря 2006 года N 3 был заключен по результатам лесного конкурса в период действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. По состоянию на 29 сентября 2021 года - на дату подачи заявления о заключении нового договора аренды без проведения торгов, срок действия данного договора не истек.
В этой связи суд указал, что Министерство, являясь исполнительным органом государственной власти Пензенской области, в полномочия которого входит предоставление лесных участков в аренду (пункт 2.2.4 Положения о Министерстве), обязано было рассмотреть заявление Л.С.А. с соблюдением требований статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и Административного регламента. Между тем заявление Л.С.А. рассмотрено без соблюдения указанных требований, в оспариваемом решении не приведены основания для отказа в заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов, поименованные в статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации и Административном регламенте.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Как отмечено в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности). Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
Разрешая спор, суды пришли к мотивированному выводу о том, что оспариваемое решение принято без соблюдения требований закона (статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и Административного регламента).
Утверждения Министерства о невозможности заключения с Л.С.А. договора аренды лесного участка на новый срок ввиду не приведения ранее заключенного договора аренды от 14 декабря 2006 года в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года, судебной коллегией отклоняются.
Действительно, в соответствии со статьей 4 Вводного закона договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 1 января 2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Как правильно указано в обжалуемых судебных актах, до подачи заявления о заключении договора аренды на новый срок Л.С.А. обращалась в Министерство с заявлением о переоформлении договора аренды от 14 декабря 2006 года, в чем ей было незаконно отказано; данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Пензенского районного суда Пензенской области от 21 октября 2021 года.
Противоправное, нарушающее права гражданина поведение Министерства при рассмотрении заявления Л.С.А. о переоформлении договора аренды от 14 декабря 2006 года не может являться законным основанием для принятия в последующем оспариваемого решения.
Поскольку Л.С.А. обратилась в Министерство с заявлением от 29 сентября 2021 года о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в пределах срока действия договора аренды от 14 декабря 2006 года, судебной коллегией отклоняются доводы кассационной жалобы о том, что на день обращения Л.С.А. в Министерство она не являлась арендатором лесного участка.
Мнение Министерства о прекращении действия ранее заключенного с Л.С.А. договора аренды от 14 декабря 2006 года ввиду его непереоформления в соответствии со статьей 4 Вводного закона мотивированно отвергнуто судом апелляционной инстанции. Изложенные в апелляционном определении суждения на этот счет в какой-либо дополнительной аргументации не нуждаются.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что указанный в договоре аренды от 14 декабря 2006 года вид использования (выращивание грибов) не предусмотрен Лесным кодексом Российской Федерации в действующей редакции, не могут быть приняты во внимание, поскольку такие обстоятельства не были указаны в качестве основания принятия оспариваемого решения (пункт 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пензенского районного суда Пензенской области от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 1 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 3 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.