Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу садового некоммерческого товарищества (далее СНТ) "Ветеран" на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 25 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению СНТ "Ветеран" к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, комитету по управлению имуществом городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
СНТ "Ветеран" обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать незаконным решение администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 25 апреля 2022 года об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в безвозмездное пользование, возложить обязанность заключить договор безвозмездного пользования.
Заявленные требования обоснованы тем, что СНТ "Ветеран" обратилось в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N площадью 49 098 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в безвозмездное пользование. Решением администрации от 25 апреля 2022 года отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в безвозмездное пользование". Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок полностью находится на землях государственного лесного фонда 49 098, 26 кв.м, и расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильной дороги "Пятницкое шоссе" (34 622, 21 кв.м). Административный истец оспариваемый отказ считал незаконным, нарушающим его права, поскольку информации о пересечении испрашиваемого земельного участка с землями лесного фонда в ЕГРН, публичной кадастровой карте не имеется, категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного хозяйства.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 25 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 декабря 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 20 января 2023 года электронно через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 8 февраля 2023 года, СНТ "Ветеран" просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Указывает, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с ЕГРН не имеет никаких пересечений с землями государственного лесного фонда, а указанный административным ответчиком акт КЛХ является таксационным описанием лесных участков и не содержит координаты таких участков. Обращает внимание на то, что перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 18 сентября 2013 года, вид разрешенного использования "для дачного хозяйства", категория "земли сельскохозяйственного назначения", ранее находился в ДНП "Обухово-1" сроком на 49 лет, находится на значительном удалении от Пятницкого шоссе. Доказательств резервирования земельных участков, утверждения проекта планировки территории в зоне расположения спорного земельного участка для планируемой автомобильной дороги федерального или регионального значения не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что оспариваемое решение вынесено уполномоченным лицом, с учетом заключения министерства имущественных отношений Московской области (уполномоченного органа субъекта Российской Федерации) на распоряжение земельными участками и прав административного истца не нарушает. Спорный земельный участок частично расположен в зоне планируемого строительства автомобильной дороги регионального значения "Пятницкое шоссе", которая включена в схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2016 года N 230/8. Документы территориального планирования Московской области являются обязательными для органов местного самоуправления.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Из материалов административного дела следует, что постановлением администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 28 июня 2013 года утвержден акт комиссии администрации Солнечногорского муниципального района от 13 мая 2013 года о выборе земельного участка площадью 49 098 кв.м, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", ДНП "Обухово-1" на землях государственная собственность на которые не разграничена, с местоположением: "адрес". Утверждена схема расположения земельного участка и установлен вид разрешенного использования - "для дачного хозяйства"
Постановлением администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 3 марта 2015 года земельный участок с кадастровым номером N, площадью 49 098 кв.м, предоставлен ДНП "Обухово-1" в аренду сроком на 49 лет. Договор аренды заключен 15 июля 2015 года.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2020 года по делу N договор аренды земельного участка от 15 июля 2015 года N расторгнут.
СНТ "Ветеран" обратилось в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в безвозмездное пользование" в отношении указанного выше земельного участка.
Решением администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 25 апреля 2022 года N Р001-3901364510-58161912 СНТ "Ветеран" отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку по сообщению комитета и архитектуре и градостроительству Московской области от 11 апреля 2022 года земельный участок с кадастровым номером N имеет пересечение с землями государственного лесного фонда, а также расположен в зоне строительства реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения - автомобильной дороги Пятницкое шоссе (34622, 21 кв.м), которая включена в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (утв. постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2016 года N 230/8).
Частичное пересечение испрашиваемого земельного участка с землями лестного фонда (Истринским лесничеством Московской области) подтверждается письмом ФГБУ "Рослесинфорг" от 16 августа 2022 года N 1 и сведениями геопортала "Градпроработка".
Постановлением правительства Московской области от 22 июня 2022 года N 656/18 утверждена документация по планировки территории для строительства и реконструкции автомобильной дороги Пятницкое шоссе в городском округе Солнечногорск Московской области, которое опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства 28 июня 2022 года, СМИ "Ежедневные Новости. Подмосковье" от 21 сентября 2022 года N 175, от 7 октября 2022 года N 187 и в Информационном вестнике правительства Московской области от 17 ноября 2022 года N 21.
В соответствии со статьей 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в безвозмездное пользование" утвержден распоряжением Минмособлимущества от 18 января 2021 года N 15ВР-33.
Согласно названному Регламенту основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: наложение границ на земли, земельные участки государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (пункт 13.2.8).
Указанный в запросе о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения; с запросом о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 13.2.32).
В соответствии с Законом Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Законом Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" администрация уполномочена принять решение об отказе либо удовлетворении заявления на основании анализа представленных документов, в том числе сводного заключения министерства имущественных отношений Московской области.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и позиции административного истца в суде, которым дана надлежащая правовая оценка. Доводы жалобы на существо правильных по сути решений, не влияют, сводятся к несогласию с выводами судов и иной оценке установленных по делу обстоятельств, что не отнесено статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами правильно.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 25 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу кассационную жалобу садового некоммерческого товарищества "Ветеран" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.