Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Ситникова В.С, с участием прокурора Рязанова В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции гражданское дело по иску Акшонова О. Д. к администрации муниципального образования городской округ Д. Московской области о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, обязании заключить договор социального найма, по встречному иску администрации муниципального образования городской округ Дзержинский Московской области к Акшонову О. Д, действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетних Акшонова А. О, Акшонова И. О, о прекращении права пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении
по кассационной жалобе администрации муниципального образования городской округ Дзержинский Московской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, объяснения представители Акшонова О.Д.- Кравчука И.В, возражавшего против отмены апелляционного определения, заключение прокурора Рязанова В.В, полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, изучив кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Акшонов О.Д. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ Дзержинский Московской области о признании права пользования жилым помещением по адресу: "адрес", по договору социального найма, возложении на ответчика обязанности заключить с ним договор социального найма на указанное жилое помещение.
Администрация муниципального образования городской округ Дзержинский Московской области обратилась в суд со встречным иском к Акшонову О.Д, действующему в своих интересза и интересах несовершеннолетних Акшонова А.О. и Акшонова И.О, просила прекратить право пользования ответчиков служебным помещением по адресу: "адрес", выселить ответчиков из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 15 сентября 2021 г, исковые требования Акшонова О.Д. оставлены без удовлетворения, встречный иск администрации муниципального образования городской округ Дзержинский Московской области удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 августа 2022 г. указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Акшонова О.Д. удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требований администрации муниципального образования городской округ Дзержинский Московской области отказано.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Городской округ Дзержинский Московской области" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылалась на его незаконность и необоснованность.
Проверив законность апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Акшонов О.Д. был принят на работу в УВД Люберецкого района приказом УВД N от 27 января 1998 г.
Спорная двухкомнатная квартира по адресу: "адрес", является собственностью муниципального образования городской округ Дзержинский.
Распоряжением Главы города муниципального образования городской округ Дзержинский N от 23 января 2009 г. указанная квартира переведена в категорию служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Распоряжением Главы города N от 30 января 2009 г. указанное жилое помещение было предоставлено сотруднику Дзержинского городского отдела милиции при Люберецком УВД Акшонову О.Д. в составе семьи из трех человек (истец, супруга, сын) на основании договора найма служебного жилого помещения.
9 сентября 2009 г. между муниципальным образованием "Городской округ Дзержинский" и Акшоновым О.Д. заключен договор N-С найма служебного жилого помещения.
По условиям договора найма от 9 сентября 2009 г. с учетом дополнительного соглашения N от 24 февраля 2010 г. совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: супруга - Беззубова Н.С. и сын - Акшонов И.О, 2004 года рождения, с правом регистрации по месту жительства. Жилое помещение предоставляется нанимателю с семьей на период трудовых отношений с Дзержинским ГОМ.
Акшонов О.Д. уволен из органов внутренних дел 14 июля 2017 г. по выслуге лет, стаж работы 19 лет 05 мес. 24 дня.
В спорном жилом помещении проживают и зарегистрированы: Акшонов О.Д. - с 13 апреля 2010 г, Акшонов И.О, 7 апреля 2004 года рождения, - с 13 апреля 2010 г, и Акшонов А.О, 29 января 2010 года рождения, - с 10 февраля 2021 г.
Администрация муниципального образования городской округ Дзержинский письмами от 27 октября 2020 г. и 18 декабря 2020 г. уведомила Акшонова О.Д. о необходимости освобождения служебного жилого помещения в связи с его увольнением из органов внутренних дел.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Акшонова О.Д. и удовлетворяя встречные исковые требования администрации муниципального образования городской округ Дзержинский Московской области, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 92, 93, 100, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), исследовав представленные доказательства, исходил из того, что спорное жилое помещение является служебным, в оперативное управление органу внутренних дел не передавалось, в связи с окончанием срока службы Акшонова О.Д. договор найма спорного служебного жилого помещения прекратил свое действие, прекращение трудовых (служебных) отношений является основанием для прекращения у истца и членов его семьи права пользования спорным жилым помещением, собственник служебного жилого помещения уведомил Акшонова О.Д. о прекращении договора найма и необходимости освобождения жилого помещения.
Также суд установил, что Акшонов О.Д. и члены его семьи не состояли и не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий В 2003 г. Акшонов О.Д. по договору купли-продажи приобрел в собственность жилое помещение по адресу: "адрес"; в 2006 г. продал его Беззубовой Н.С, с которой в 2007 г. заключил брак; 12 января 2021 г. брак между Акшоновым О.Д. и Беззубовой Н.С. расторгнут; 31 марта 2021 г. Беззубова Н.С. продала указанное жилое помещение. В этой связи суд указал на то, что со стороны Акшонова О.Д. имелось намеренное ухудшение жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
На основании приобщенного к материалам дела ответа Дзержинского ОП МУ МВД России "Люберецкое" N от 14 июля 2022 г. судебная коллегия установила, что Акшонов О.Д. поступил на службу в органы внутренних дел в 1998 г. на должность участкового уполномоченного милиции городского отдела милиции по городскому округу Дзержинский УВД по Люберецкому муниципальному району Московской области В связи с поступлением на службу Акшонов О.Д. сначала был заселен в комнату в общежитии по адресу: "адрес", ком. 18Б. По месту службы Акшонов О.Д. был признан нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем в администрацию г.о. Дзержинский было направлено ходатайство об улучшении жилищных условий Акшонова О.Д. и 9 сентября 2009 г. администрация г.о. Дзержинский заключила с Акшоновым О.Д. договор в отношении спорного жилого помещения. Акшонов О.Д. уволен из органов внутренних дел 14 июля 2017 г. по выслуге лет.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку истец в спорный период времени проходил службу в органах внутренних дел, состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, проходил службу в должности участкового уполномоченного, то в силу статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" он имел право на получение жилого помещения на условиях договора социального найма вне очереди, однако администрация заключила с ним договор найма служебного жилья.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции с вынесением нового решения об удовлетворении иска Акшонова О.Д. и отказе в удовлетворении встречного иска администрации муниципального образования городской округ Дзержинский Московской области.
Судебная коллегия не может согласиться с апелляционным определением по следующим основаниям.
Основания и порядок предоставления жилых помещений на условиях социального найма предусмотрены положениями статьи 57 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3). При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4).
В силу статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Служебные жилые помещения относятся к помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (статья 92 ЖК РФ)
Согласно части 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в нарушение требований закона, закрепившего право Акшонова О.Д. на улучшение жилищных условий и получения жилого помещения на условиях социального найма вне очереди, администрация заключила с истцом договор найма жилого помещения на условиях служебного найма.
Однако данные выводы противоречат нормам материального права.
Часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" предусматривала, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Как указал Конституционный Суд РФ сама по себе часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства.
Статьей 55 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" с 1 марта 2011 г. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" признан утратившим силу.
Согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ дополнена пунктом 33.2, в соответствии с которым к вопросам местного значения относится до 1 января 2017 г. предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.
В силу статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1).
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (часть 3).
Таким образом, статья 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" закрепляет вид жилого помещения, предоставляемого сотруднику полиции, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, - служебные жилые помещения из специализированного жилищного фонда (пункт 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ).
Порядок предоставления жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, определен статьей 9 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность (часть 1).
В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, указанного в части 1 настоящей статьи, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда (часть 2).
Таким образом, ни положения части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", ни жилищное законодательство не предусматривали возможность обеспечения участковых уполномоченных жилыми помещениями в течение шести месяцев с момента вступления в должность исключительно на условиях социального найма.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (далее - жилые помещения) к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (далее - Правила).
В силу пункта 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Распоряжением Главы города муниципального образования городской округ Дзержинский N от 30 января 2009 г. спорная квартира была отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Как следует из материалов дела, данное распоряжение является действующим, не оспорено и не признано недействительным.
При этом из материалов дела следует, что заявлением от 19 декабря 2008 г. Акшонов О.Д. просил заключить на спорное жилое помещение именно договор найма служебного жилья (л.д.88), который в дальнейшем и был заключен в отношении данной квартиры, имеющей статус служебного жилья, таким образом реализовав право выбора способа обеспечения жилищных прав.
При этом сведений об изменении правового режима квартиры в дальнейшем, в том числе, об исключении ее из числа служебных помещений, в деле не имеется, на такие обстоятельства стороны не ссылались.
Сведения, изложенные в ответе Дзержинского ОП МУ МВД России "Люберецкое" N от 14 июля 2022 г. и основанные на них выводы суда апелляционной инстанции о том, что по месту службы Акшонов О.Д. был признан нуждающимся в жилом помещении, в администрацию было направлено ходатайство об улучшении жилищных условий Акшонова О.Д, в связи с чем он имел право на получение жилого помещения на условиях договора социального найма вне очереди, материалами дела объективно не подтверждены.
Судом апелляционной инстанции не установлено, состоял ли Акшонов О.Д. на учете в качестве нуждающегося в получении служебного жилья по месту службы либо как нуждающийся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством.
Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанции по существу разрешения спора нельзя признать законными, они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права без учета всех юридически значимых обстоятельств по данному делу.
С учетом изложенного апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 августа 2022 г. отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.