Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Курдюковой Н.А, Павловой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3734/2022 по иску Варкентина Якова Дмитриевича к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департаменту строительной политики Воронежской области о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения и обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения, организации заключения договора в целях обеспечения жилым помещением, по кассационной жалобе Департамента строительной политики Воронежской области на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 15 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 сентября 2022 г, заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А, объяснения представителя Департамента строительной политики Воронежской области - Бобкова Я.С, действующего на основании доверенности от 18.04.2022 г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Варкентин Я.Д. обратился в суд с в иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департаменту строительной политики Воронежской области, с учетом уточненных требований, о возложении обязанности:
на Департамент социальной защиты Воронежской области - принять решение о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области - заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области;
на Департамент строительной политики Воронежской области - осуществить закупку жилого помещения для обеспечения жилым помещением истца, указывая на нарушение ответчиками его прав как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятого с 15 декабря 2017 г. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории: дети, оставшиеся без попечения родителей, однако жилое помещение ему не предоставлено, чем нарушено его право.
Решением Воронежской области на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 15 июля 2022 г. исковые требования удовлетворены:
на Департамент социальной защиты Воронежской области возложена обязанность - принять решение о предоставлении Варкентину Я.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма по категории дети, оставшиеся без попечения родителей;
на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность - заключить с Варкентиным Я.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области;
на Департамент строительной политики Воронежской области возложена обязанность - осуществить закупку жилого помещения для обеспечения Варкентина Я.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 сентября 2022 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департаментом строительной политики Воронежской области поставлен вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено.
Судом установлено, что родителями Варкентина Я.Д, ДД.ММ.ГГГГ г.р, являются ФИО6 и ФИО7, которые решением Россошанского районного суда Воронежской области от 20 мая 2005 г. лишены родительских прав в отношении истца, а также других их несовершеннолетних детей.
Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 9.01.2018 г. N/ОД Варкентин Я.Д. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории: дети, оставшиеся без попечения родителей, с 15.12.2017 г.
Варкентину Я.Д. во исполнение названного приказа жилое помещение, пригодное для проживания, предоставлено не было.
Оценив установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 57, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 года N 131-03 "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Соглашаясь с постановленным решением, суд апелляционной инстанции отклонил доводы жалобы о том, что Департамент строительной политики Воронежской области является ненадлежащим ответчиком по делу, со ссылкой на то, что постановлением Правительства Воронежской области от 3 февраля 2022 г. N 46, вступившим в законную силу 13 февраля 2022 г, внесены изменения в пункт 3.3 раздела 3 постановления Правительства Воронежской области от 31 декабря 2014 г. N 1241 "Об утверждении Положения о Департаменте строительной политики Воронежской области", в соответствии с подпунктом 3.3.29 указанного пункта, Департамент осуществляет и предоставляет иные функции и услуги, в том числе, осуществление закупок жилых помещений путем заключения договоров (государственных контрактов) купли-продажи и договоров участия в долевом строительстве в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Судебная коллегия не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеет основании, а доводы кассационной жалобы в данной части нельзя признать состоятельными.
Обязанность, возложенная судом на Департамент строительной политики Воронежской области - произвести закупку жилого помещения для обеспечения истца жилым помещением, полностью соответствует постановлению Правительства Воронежской области от 3 февраля 2022 г. N 46, которым внесены изменения в пункт 3.3 раздела 3 постановления Правительства Воронежской области от 31 декабря 2014 г. N 1241 "Об утверждении Положения о Департаменте строительной политики Воронежской области" и прав Департамента строительной политики Воронежской области не нарушает.
Ссылка в жалобе на то, что у Департамента строительной политики Воронежской области может находиться в распоряжении какое-либо иное жилое помещение, пригодное для предоставления в рамках исполнения обжалуемого решения, носит предположительный характер и объективно ничем не подтверждается.
Более того, из материалов дела не усматривается, что Департамент строительной политики Воронежской области предоставлял какое-либо жилое помещение истцу для обеспечения его жильем или представил суду сведения о наличии такого жилого помещения для предоставления истцу.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений в кассационном порядке являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Несогласие с судебными постановлениями либо другая точка зрения стороны на то, как могло быть рассмотрено дело, сами по себе не являются основанием для отмены или изменения данных судебных актов.
Таким образом, законных оснований для отмены судебных постановлений не усматривается.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 15 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента строительной политики Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.