Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Егорова Г.в. к Министерству социального развития Московской области, Муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", Министерству экономики и финансов Московской области о признании недействительным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Министерства социального развития Московской области
на решение Серпуховского городского суда Московской области от 20 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 03 октября 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, выслушав посредством веб-конференции "VideoMost" пояснения представителя Министерства социального развития Московской области Нагейкиной Ю.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Егоров Г.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Московской области, Муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", Министерству экономики и финансов Московской области о признании недействительным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о взыскании компенсации морального вреда.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 20 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 03 октября 2022 года, исковые требования Егорова Г.В. удовлетворены частично, признано недействительным решение Управления социальной защиты населения по городскому округу Серпухов Министерства социального развития Московской области от 21 января 2022 года N 17839 "Об отказе в назначении, продлении выплаты ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг", за Егоровым Г.В. признано право на назначение с января 2022 года ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг. С Министерства социального развития Московской области в пользу Егорова Г.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, судебные расходы в размере 120 рублей. Исковые требования Егорова Г.В. к Муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", Министерству экономики и финансов Московской области оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Министерством социального развития Московской области изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Егоров Г.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном боевых действий согласно удостоверению серии З N.
11 января 2022 года Егоров Г.В. посредством портала государственных и муниципальных услуг Московской области путем заполнения соответствующей электронной формы через личный кабинет Государственных услуг обратился в Министерство социального развития Московской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг в соответствии с Законом Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" по категории "Ветеран военной службы".
Решением Управления социальной защиты населения по городскому округу Серпухов Министерства социального развития Московской области от 21 января 2022 года N Егорову Г.В. отказано в предоставлении услуги в связи с не предоставлением заявителем в период приостановки срока предоставления государственной услуги оригиналов документов для сверки в МФЦ с электронными образцами документов, поданными посредством РПГУ.
В рамках Соглашения от 25 февраля 2021 года N сотрудники МФЦ взаимодействуют с Министерством социального развития Московской области и используют модуль МФЦ ЕИС ОУ и ЕАИС СОЦ МО.
Согласно данным указанного модуля заявлению истца Егорова Г.В. был присвоен номер N, из истории статусов по заявлению следует, что этим модулем ему не присваивался статус "Предварительно рассмотрено, необходимо представить оригиналы документов для сверки".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях сотрудников МАУ МФЦ отсутствуют нарушения, которые привели к вынесению обжалуемого решения об отказе в предоставлении услуги, вместе с тем, суд пришел к выводу, что за правильность функционирования модуля в данном случае несет ответственность Министерство социального развития Московской области, поскольку решение об отказе вынесено этим органом, возложив обязанность на Министерство социального развития Московской области предоставить Егорову Г.В. ежемесячную денежную компенсацию платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг с января 2022 года. Поскольку в ходе рассмотрения дела был доказан факт нарушения Министерством социального развития Московской области прав истца, выраженный в несвоевременном не предоставлении мер социальной поддержки, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Министерства социального развития Московской области в пользу истца компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, с учетом принципа разумности и справедливости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе, ветераны военной службы.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Исходя из пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу части 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Московской области, регулируются Законом Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся ветераны военной службы - лица, имеющие статус ветерана военной службы в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О ветеранах".
Статьей 4 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" предусмотрено, что лицам, указанным в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона, по достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, и нетрудоспособным членам их семей, указанным в пункте 43 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом соответственно для ветеранов труда и нетрудоспособных членов их семей.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 3 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" лицам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, при достижении ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - для собственников жилых помещений; ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами).
В части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому федеральному закону).
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе, ветеранов военной службы, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено в случае достижения ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, по достижении мужчинами возраста 65 лет с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Между тем судебными инстанциями, разрешившими спор по требованиям Егорова Г.В, являющегося ветераном военной службы, о проверке законности отказа предоставления ему такой меры социальной поддержки, как денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, положения приведенных выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, предусматривающих возможность предоставления гражданину мер социальной поддержки лишь при достижении определенного возраста, не применены.
Выводы судебных инстанций о наличии права Егорова Г.В. на назначение с января 2022 года ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг сделаны без учета фактических обстоятельств дела, в частности, возраста истца, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких данных выводы судов первой и апелляционной инстанций о недействительности решения Управления социальной защиты населения по городскому округу Серпухов Министерства социального развития Московской области от 21 января 2022 года N 17839 "Об отказе в назначении, продлении выплаты ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг" и признании за Егоровым Г.В. права на назначение с января 2022 года ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции признает основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 20 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 03 октября 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Серпуховский городской суд Московской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.