Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" "данные изъяты". на решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 июня 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" "данные изъяты". N03/4-82/2022 от 30 марта 2022 года акционерное общество "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз" (далее - АО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 июня 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, просит отменить решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 июня 2022 года.
В возражениях на кассационную жалобу АО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз" просит об оставлении решения судьи без изменения, жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении, АО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз", в нарушение пункта 1 статьи 34, статьи 39, пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 8 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168, пунктов 65, 68, 69 Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов, пункта 556 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, являясь лицом ответственным за соблюдение требований природоохранного законодательства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, нарушило экологические требования при эксплуатации сооружения, не принимая достаточные меры для предотвращения аварийной ситуации и инцидентов на трубопроводе, не обеспечило должного содержания эксплуатируемого сооружения, в результате чего 16 февраля 2022 года произошла разгерметизация внутрикустового трубопровода - перемычка БНГ 1 - БНГ 2 (25 м БГ 1 к 29) на территории Спорышевского месторождения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз" к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица, прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу об отсутствии доказательств нарушения обществом экологических требований, а обстоятельства несоблюдения юридическим лицом при эксплуатации трубопровода требований Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", влекут административную ответственность по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность переквалифицировать действия АО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз" отсутствует.
Между тем, судьей городского суда не учтено следующее.
В настоящем случае обществу вменено нарушение не только требований промышленной безопасности, но и положений, прямо предусмотренных законодательством, регулирующим общественные отношения в сфере охраны окружающей среды.
Из положений пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по настоящему делу об административном правонарушении, является установление того, соблюдены ли АО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз" требования пункта 1 статьи 46 Закона об охране окружающей среды, то есть выполнены ли все необходимые мероприятия при эксплуатации трубопровода для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.
В настоящем случае, как следует из имеющихся материалов (акта осмотра, справки, отчета о расследовании, акта технического расследования) в результате инцидента (разгерметизации трубопровода) имел место розлив подтоварной воды на площади 300 кв.м, что может указывать о негативном воздействии на окружающую среду при эксплуатации трубопровода.
Согласно требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при разрешении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должен проверить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, доводы, заявленные в жалобе и в возражениях на нее (при их наличии), дать им надлежащую правовую оценку.
Вместе с тем, требования указанных норм в ходе рассмотрения настоящего дела судьей городского суда не выполнены, меры к надлежащему выяснению обстоятельств дела не приняты. Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Изложенное свидетельствует о том, что судьей городского суда было допущено существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемый судебный акт законным.
Поскольку допущенное судьей нарушение носит существенный характер, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 июня 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз" нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный судебный акт подлежит отмене, а дело - возвращению в Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 июня 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз" отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.