Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Шмыриной Татьяны Васильевны на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Кировского судебного района города Перми от 02 сентября 2022 года, решение судьи Кировского районного суда города Перми от 03 ноября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления ЖСК-10 Шмыриной Татьяны Васильевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Кировского судебного района города Перми от 02 сентября 2022 года (N 5-756/2022), оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Перми от 03 ноября 2022 года (N 12-275/2022), председатель правления ЖСК-10 Шмырина Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Шмырина Т.В. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене.
Прокуратура Кировского района г. Перми, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы на указанные выше судебные акты, направила возражения на указанную жалобу, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу Шмыриной Т.В. без удовлетворения.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 24 января 2023 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 22, части 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, которые полномочны их устранить, вносит представление об устранении нарушений закона, подлежащее безотлагательному рассмотрению с принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; с последующим сообщением о результатах принятых мер прокурору в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения прокурорских проверок было выявлено нарушение ЖСК-10 требований жилищного законодательства, по результатам которых в адрес председателя правления ЖСК-10 Шмыриной Т.В. заместителем прокурора Кировского района г. Перми направлено представление от 28 апреля 2022 года N 2-18-2022 о принятии мер к устранению допущенного нарушения законодательства, рассмотреть представление с участием прокурора, сообщить прокурору района о дате рассмотрения представления, о результатах рассмотрения представления и о принятых мерах, привлечь виновных лиц в дисциплинарной ответственности.
06 мая 2022 года представление, направленное по почте, получено председателем правления ЖСК-10 Шмыриной Т.В. Срок исполнения представления - один месяц.
30 мая 2022 в адрес прокуратуры от председателя правления ЖСК-10 Шмыриной Т.В. поступило извещение о рассмотрении представления прокуратуры 31 мая 2022 года в 21-00, по адресу: г. Пермь, ул. Танцоров, 73, 3 подъезд.
В ответ на указанное извещение прокуратурой Кировского района г. Перми в письме от 30 мая 2022 года указано о необходимости согласования иного времени рассмотрения представления прокуратуры в пределах рабочего времени прокуратуры.
01 июня 2022 года в адрес прокуратуры председателем правления ЖСК-10 Шмыриной Т.В. направлено извещение о переносе рассмотрения представления на 03 июня 2022 года в 10-30.
03 июня 2022 года помощником прокурора от ЖСК-10 получены следующие документы: протокол заседания правления от 31 мая 2022 года по рассмотрению представления прокуратуры от 28 апреля 2022 года; акт рассмотрения представления прокуратуры от 28 апреля 2022 года с приложениями. Из указанного акта усматривается несогласие ЖСК-10 с внесенным заместителем прокурора представлением, в связи с чем председатель правления ЖСК-10 Шмырина Т.В. полагает обязанность должностного лица по информированию прокурора о результатах рассмотрения представления выполненной.
По факту неисполнения представления 10 августа 2022 года в отношении должностного лица - председателя правления ЖСК-10 Шмыриной Т.В. заместителем прокурора Кировского района г. Перми вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 17.7 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья, исследовав и оценив материалы дела, пришел к выводу о том, что должностным лицом допущено умышленное невыполнение, требований изложенных в представлении прокурора N 2-18-2022 от 28 апреля 2022 года, представление рассмотрено в отсутствие представителя прокуратуры района, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
При пересмотре дела судья районного суда с данными выводами согласился, оставив постановление о привлечении к административной ответственности без изменения.
Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Административная ответственность по статье 17.7 КоАП РФ наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В ходе производства по делу председатель правления ЖСК-10 Шмырина Т.В. оспаривала виновность в совершении вмененного административного правонарушения, указывая на факт извещения прокуратуры района на 31 мая 2022 года, когда было рассмотрено представление, и оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия противоправных действий ЖСК-10.
Отклоняя данные доводы, мировой судья указал, на факт рассмотрения представления в отсутствие представителя прокуратуры, а также на то, что в установленный представлением месячный срок председателем правления ЖСК-10 Шмыриной Т.В. не приняты меры к устранению выявленных нарушений законодательства, а также причин и условий, способствующих совершению выявленных нарушений, о не рассмотрении вопроса о возможности привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников ЖСК-10, допустивших указанные нарушения, не представлении в письменном виде в прокуратуру о результатах рассмотрения представления и принятых мерах.
Между тем из материалов дела следует, что 30 мая 2022 прокуратура района уведомлена о рассмотрении вынесенного представления 31 мая 2022 года в 21-00, по адресу: г. Пермь, ул. Танцоров, 73, 3 подъезд (л.д. 195 т. 1), когда и состоялось рассмотрение представления от 28 апреля 2102 года в отсутствие представителя прокуратуры, с учетом наличия кворума; 03 июня 2022 года при участии помощника прокурора рассмотрение представления не состоялось ввиду отсутствия кворума, решение не было принято, при этом помощнику прокурора переданы документы о рассмотрении представления 31 мая 2022 года и оставлении представления от 28 апреля 2022 года без удовлетворения (протокол заседания правления от 31 мая 2022 года, акт рассмотрения представления прокуратуры от 28 апреля 2022 года с приложениями). Факт передачи указанных документов 03 июня 2022 года подтвержден подписью помощника прокурора "данные изъяты" (л.д. 6 т. 2).
Таким образом, прокуратура района была уведомлена о времени и месте рассмотрении представления - 31 мая 2022 года в 21-00, по адресу: г. Пермь, ул. Танцоров, 73, 3 подъезд, а неявка прокурора ввиду графика работы прокуратуры с 09-00 до 18-00 (с понедельника по четверг) и 09-00 до 16-45 (в пятницу), не препятствовала рассмотрению председателем правления ЖСК-10 Шмыриной Т.В. представления по существу, обеспечившей кворум. Председателем правления ЖСК-10 Шмыриной Т.В. предприняты все меры к рассмотрению представления прокурора с его участием, дан ответ в установленный законом срок, ответ о результатах рассмотрения представления мотивирован.
Изложенные факты имеют существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.
Само по себе несогласие прокурора с содержанием ответа не может являться основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ.
Следовательно, факт умышленного невыполнения председателем правления ЖСК-10 Шмыриной Т.В. требований прокурора, вытекающих из его полномочий, не нашел объективного подтверждения.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 2 Кировского судебного района города Перми от 02 сентября 2022 года, решение судьи Кировского районного суда города Перми от 03 ноября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления ЖСК-10 Шмыриной Т.В, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Кировского судебного района города Перми от 02 сентября 2022 года, решение судьи Кировского районного суда города Перми от 03 ноября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления ЖСК-10 Шмыриной Татьяны Васильевны, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.