Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника администрации Катав-Ивановского городского поселения Дуриной О.Е. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам - заместителя главного государственного инспектора Саткинского и Катав-Ивановского районов по пожарному надзору N 80 от 18 мая 2022 года, решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 05 июля 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 08 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Катав-Ивановского городского поселения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам - заместителя главного государственного инспектора Саткинского и Катав-Ивановского районов по пожарному надзору N 80 от 18 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 05 июля 2022 года, решением судьи Челябинского областного суда от 08 сентября 2022 года, администрация Катав-Ивановского городского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты защитник администрации поселения просит об их отмене и прекращении производства по делу, а также о признании незаконным и отмене представления должностного лица об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N 80 от 18 мая 2022 года.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 13 декабря 2022 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Челябинской области N 255-П от 29 апреля 2022 года на территории Челябинской области с 30 апреля 2022 года установлен особый противопожарный режим, который действовал до 01 июня 2022 года.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки выявлено нарушение со стороны администрации Катав-Ивановского городского поселения требований пожарной безопасности, а именно:
- пригорок ул. Чапаева, г. Катав-Ивановск Челябинской области (в 30 метрах (южнее), напротив дома 82) не очищен своевременно от мусора, сухой растительности, чем нарушены п.п. 67, 68 Постановления правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима";
- по ул. Подлесной, г. Катав-Ивановск, Челябинской области (восточнее в 5 метрах от дома 205, ориентировочно бывший дом N 207), территория не очищена своевременно от мусора и сухой растительности, чем нарушены п.п. 69 Постановления правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима", чем нарушены п.п. 67, 68 правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима";
- с правой стороны в 10 метрах от автодороги (ориентир: автодорога Катав- Ивановск - Верх-Катавка (кадастровый номер автодороги "данные изъяты") 400 метров от автомобильного моста (направление в сторону с. Верх-Катавка)), на протяженности 100-200 метров допущена несанкционированная свалка отходов (географические координаты местоположения свалки отходов N 54 градуса 43.632 минуты; Е 058 градусов 12.261 минуты), чем нарушен п. 69 правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима";
- неисправны пожарные гидранты (ПГ) на территории Катав-Ивановского городского поселения, а именно: невозможен водозабор воды из ПГ NN 1, 4, 16, 17, 18, 20, 22, 25, 32, 40, 52, 53, 59, 60, 61, 65, 66, 75, 79, 84, 85, 88, 91, 108, чем нарушены ч. 4 ст. 6, ст. 63, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, ст. 19 федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ, п.п. 75, 48 правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении павил противопожарного режима";
- не организовано проведение проверок источников наружного противопожарного водоснабжения в г. Катав-Ивановск. в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, ч. 4 ст. 6. от. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, ст. 19 федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ, п.п. 75, 48 правил, утвержденных. Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима;
- в Катав-Ивановском городском поселении не проводится противопожарная пропаганда, осуществляемая через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, проведения тематических выставок, смотров конференций и использования других не запрещенных законодательством РФ форм информирования населения, чем нарушены ч. 4 ст. 6, ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, ст. 19, 25 федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ;
- на территории г. Катав-Ивановск ул. Заводская, к естественному водоисточнику река не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года, чем нарушены ч. 4 ст. 6 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, ст. 19 федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ. п.п. 75 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 г. 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима", п. 10.2 СП 8.13130.2020;
- на территории г. Катав-Ивановск. ул. Фигичева, к естественному водоисточнику (пруд) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года (фактически устроен пирс 4x12 м), чем нарушены ч. 4 ст. 6 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, ст. 19 федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ, п.п. 75 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима", п. 10.2 СП 8.13130.2020;
- в с. Половинка Катав-Ивановского городского поселения отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, чем ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, ст. 19 федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Катав-Ивановского городского поселения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ. С постановлением должностного лица согласились судьи городского и областного судов.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные решения законными признать нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 КоАП РФ.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1-30.3, 30.9, 30.10 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Частью 1 статьи 30.9 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Исходя из изложенного, жалоба на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам - заместителя главного государственного инспектора Саткинского и Катав-Ивановского районов по пожарному надзору от 18 мая 2022 года подлежала рассмотрению в районном суде по месту рассмотрения дела.
Территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Челябинской области, должностным лицом которого вынесено постановление N 80 от 18 мая 2022 года о привлечении администрации Катав-Ивановского городского поселения к административной ответственности, расположен по адресу: Челябинская область, г. Сатка, ул. 100-летия комбината "Магнезит", д. 7, то есть в границах г. Сатки Челябинской области.
Между тем жалоба рассмотрена судьей Катав-Ивановского городского суда Челябинской области по месту совершения административного правонарушения, то есть с нарушением правил территориальной подсудности.
Судьей областного суда при рассмотрении жалобы на решение судьи городского суда данное нарушение не устранено.
Разъяснения, приведенные в абзаце втором пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", к рассматриваемой ситуации не применимы.
Разрешение дела с нарушением правил подведомственности (подсудности) не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 05 июля 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 08 сентября 2022 года подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Саткинского городского суда Челябинской области на стадию принятия к производству жалобы защитника на постановление должностного лица.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с выводами, сформулированными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года.
Содержащиеся в поданной в кассационный суд жалобе доводы подлежат проверке при новом рассмотрении дела судом.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 05 июля 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 08 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Катав-Ивановского городского поселения, отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Саткинский городской суд Челябинской области.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.