Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Вдовиченко И.М, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бортничука Валерия Валерьевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 сентября 2022 года по административному делу N 3а-32/2022 по административному исковому заявлению Бортничука Валерия Валерьевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бортничук В.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель-земли населенных пунктов, общей площадью 2751 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", на основании договора аренды N "данные изъяты".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка определена по состоянию на 29 января 2020 года в размере 7 836 361, 05 руб.; сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 29 января 2020 года.
Бортничук В.В, ссылаясь на положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости равной 1 726 500 руб, подтвержденной отчетом об оценке N2022-07/61 от 17 июня 2022 года, выполненным ООО "Региональная оценочная компания "Ломакин и Ко".
Требования мотивировал тем, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка не соответствует рыночной стоимости, чем нарушает его права как плательщика арендной платы.
Решением Курганского областного суда от 01 августа 2022 года установлена кадастровая стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 1 726 500 руб. по состоянию на 29 января 2020 года. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит применению до 30 июня 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 сентября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении административного иска Бортничука В.В, отказано.
В кассационной жалобе, поданной 08 декабря 2022 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Бортничук В.В. просит отменить апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции, оставить решение суда первой инстанции в силе, указывая на обоснованность применения судом первой инстанции положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Информация о времени и месте судебного разбирательства суда кассационной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статей 245 КАС РФ установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (ч.1).
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Федеральный закон N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 Федерального закона N135-ФЗ-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в ЕГРН, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Судами установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" в приложении N1 к постановлению Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года N 454 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области" по состоянию на 01 января 2010 года не был включен в указанное приложение N 1 к данному постановлению.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Судами установлено и следует из материалов дела, что государственный кадастровый учет в отношении земельного участка осуществлен 29 января 2020 года, его кадастровая стоимость была установлена в размере 7 836 361, 05 руб.
По сведениям ЕГРН по состоянию на 30 июня 2021 года, кадастровая стоимость земельная участка была определена в размере его рыночной стоимости равной 1 874 600 руб. на основании решения ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 18 января 2021 года.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в аренде административного истца с 2020 года, в размере 7 836 361, 05 руб, стала архивной, однако, подлежащей применению за 2020 год.
Как следует из материалов дела, на административном истце лежит обязанность об уплате арендных платежей за период с 29 января 2020 года по 31 марта 2021 года в размере 827 637, 35 руб, неустойки в размере 60 719, 72 руб, за пользование земельного участка на основании договора аренды земельного участка.
При этом расчет арендной платы за 2020 год произведен исходя из кадастровой стоимости в размере 7 836 361, 05 руб, установленной 29 января 2020 года.
Из анализа приведенных правовых норма следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть предметом оспаривания лицами, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии.
Административный истец оспаривает архивную кадастровую стоимость земельного участка, так как она была установлена на тот период неверно, не соответствовала его рыночной стоимости, в результате на него возложена обязанность об уплате арендных платежей в большем размере, соответственно это влечет нарушение его права как плательщика арендной платы.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, руководствуясь ст.24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пришел к выводу о том, что результатом определения кадастровой стоимости затронуты права административного истца в связи с необходимостью уплаты платежей за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости, которая была установлена неверно.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном толковании в их системном единстве норм Федерального закона N 135-ФЗ " Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Федерального закона N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (ст.24.20 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из материалов дела, оспариваемая кадастровая стоимость (7 836 361, 05 руб.) была определена по состоянию на 29 января 2020 года в связи с постановкой земельного участка на кадастровый учет.
Между тем, суд апелляционной инстанции не учел, что результаты определения кадастровой стоимости, ставшей архивной, могут применяться для целей, установленных законодательством, в частности, затрагивать права и обязанности лица как арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за который арендная плата исчисляется исходя из размера архивной кадастровой стоимости.
Согласно материалам настоящего дела, переход на территории Курганской области к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлен Постановлением Правительства Курганской области от 23 декабря 2020 года N443- только с 01 января 2021 года.
Вместе с тем, спорная кадастровая стоимость в отношении земельного участка установлена 29 января 2020 года в размере 7 836 361, 05 руб. до вступления в законную силу Федерального закона от 31 июля 2020 года N269 -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", следовательно к спорным правоотношениям подлежит применению статья 24.18 Федерального закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Таким образом, административный истец вправе в судебном порядке пересмотреть архивную кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 29 января 2020 года в размере его рыночной стоимости, 1 726 500 руб, согласно представленному отчету, подлежащей применению до 30 июня 2021 года.
Вопреки позиции административных ответчиков, применение к спорным правоотношениям статьи 24.18 Федерального закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обеспечит реализацию принципов законности и справедливости при рассмотрении данного конкретного административного спора.
Предъявленный административному истцу расчет арендной платы по договору аренды земельного участка исходя из кадастровой стоимости в размере 7 836 361 руб, ставшей архивной, и подлежащей применению за 2020 год, затрагивают его права в связи с необходимостью уплаты арендных платежей за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости. В связи с чем, вышеизложенные правовые нормы допускают возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, за который арендная плата исчисляется исходя из размера архивной кадастровой стоимости.
Отсутствие в новом правовом регулировании при оспаривании кадастровой стоимости, ставшей архивной, специальных правил применительно к спорным правоотношениям, не свидетельствует об отсутствии такого права у административного истца. Иной подход означал бы ограничение права административного истца на доступ к правосудию, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Вышеизложенное свидетельствует о допущенных судом апелляционной инстанции норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Бортничука В.В.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции общей юрисдикции считает необходимым обжалуемый судебный акт отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Руководствуясь частью 2 статьи 328, статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 сентября 2022 года отменить, оставить в силе решение Курганского областного суда от 01 августа 2022 года.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение составлено 22 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.