Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А.
судей Зариповой Ю.С, Вдовиченко И.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горлова Игоря Евгеньевича на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 июля 2022 года, вынесенные по административному делу N2а-19/2022 по административному исковому заявлению Горлова Игоря Евгеньевича о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Горлов И.Е. осужден на основании приговора Братского районного суда Иркутской области от 08.12.2003 к пожизненному лишению свободы.
В период с 2007 по 2020 отбывал наказание в ФКУ ИК -18 УФСИН России по ЯНАО, с 2021 года отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Горлов И.Е. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, мотивировав свои требования тем, что в течение 10 лет содержания его в строгих условиях в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО он был лишен право на длительные свидания с родственниками, что причиняло ему физические и нравственные страдания. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 2016 года признаны неконституционными нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ, не предусматривающие длительные свидания в течение 10 лет отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы в строгих условиях.
На основании определения Лабытнанского городского суда ЯНАО от 02.12.202 и руководствуясь статьей 33.1 ГПК РФ, суд перешел к рассмотрению заявленных требований по правилам административного судопроизводства.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 июля 2022 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 07 ноября 2022 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Горлов И.Е. просит об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов кассационной жалобы указано на незаконность рассмотрения его требований в порядке административного судопроизводства, так как его иск был предъявлен к государству на основании статьи 1069 ГК РФ в связи с признанием неконституционными положений закона пункта "б" части 3 статьи 125 и части 3 статьи 127 УИК РФ - в той мере, в какой они исключают возможность предоставления длительных свиданий лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в течение первых 10 лет отбывания наказания, что причинило ему физические и нравственные страдания.
Участвующие в деле лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) предусмотрено, что осужденным при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 УИК РФ).
В силу положений части 10 статьи 16, части 6 статьи 74 УИК РФ, осужденные к пожизненному лишению свободы, отбывают наказание в исправительных колониях особого режима.
Частью 3 статьи 127 УИК РФ предусмотрено, что все осужденные к пожизненному лишению свободы по прибытию в исправительное учреждение помещаются в строгие условия отбывания наказания, перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 125 УИК РФ, в редакции Федерального Закона от 16.10.2017 N292-ФЗ, осужденные отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа. Им разрешается: иметь два краткосрочных свидания и одно длительное свидание в течение года.
Ранее, в редакции Федерального закона от 08.01. 1997 N 1-ФЗ, пункт "б" части 3 статьи 125 УИК РФ предусматривал, что лица, отбывающие наказание в исправительной колонии особого режима в строгих условиях, имеют право на два краткосрочных свидания в течение года, а первое длительное свидание им может быть предоставлено не ранее, чем по отбытии осужденным не менее 10 лет лишения свободы.
Постановлением от 15 ноября 2016 года N 24-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности пункта "б" части третьей статьи 125 и части третьей статьи 127 УИК РФ и признал оспоренные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они исключают возможность предоставления длительных свиданий лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в течение первых 10 лет отбывания наказания.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что до внесения надлежащих законодательных изменений осужденным к пожизненному лишению свободы должна предоставляться возможность иметь одно длительное свидание в год с лицами, указанными в части второй статьи 89 УИК Российской Федерации.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ни Горлов И.Е, ни его родственники до января 2017 года с заявлениями о предоставлении длительных свиданий не обращались. В 2010 году и дважды в 2015 году Горлову И.Е. были предоставлены краткосрочные свидания с родственниками согласно части 2 статьи 89 УИК Российской Федерации.
Отказывая Горлову И.Е. в удовлетворении заявленных требований о компенсации морального вреда в связи с не предоставлением ему до 2017 года длительного свидания с близкими и родственниками в течение года, суды, исходили из отсутствия нарушения прав заявителя, так как действующее в тот период времени законодательство предусматривало возможность иметь длительное свидание с родственниками не ранее, чем по отбытии осужденным в строгих условиях не менее 10 лет лишения свободы, руководствуясь при этом пунктом "б" частью 3 статьи 125 УИК РФ, статьями 15, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебных инстанций, которые соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, обстоятельствам дела, должным образом мотивированы.
Несогласие Горлова И.Е. с толкованием судами норм законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела не свидетельствует об ошибочности разрешения материально-правового спора и наличии оснований для отмены судебных актов.
Доводы кассационной жалобы Горлова И.Е. о том, что его требования основаны на положениях статей 1069 и 151 ГК РФ и подлежат рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства, отклоняются, так как данная оценка судами спорных правоотношений как вытекающих из административных правоотношений согласуется с положениями Кодекса административного судопроизводства РФ и правовыми позициями Верховного Суда РФ, изложенными в постановлении Пленума от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Как разъяснено в абз.4 п.1 указанного постановления Пленума N 36, к административным делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно положениям статьи 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Исходя из анализа норм главы 22 КАС РФ суды, осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима носят публично-властный характер, касаются прав осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях в исправительных колониях, а спорные отношения, возникающие в связи с реализацией ими полномочий, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
Горлов И.Е, обращаясь в суд за защитой нарушенного, по его мнению, права в порядке гражданского судопроизводства на возмещение государством вреда, причиненного в результате издания (применения) закона, впоследствии признанного не соответствующего Конституции РФ, ссылался на препятствия к осуществлению своих прав, свобод и реализации законных интересов, следовательно, проверка их законности, должна осуществляться по правилам КАС РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 и 2 статьи 10 УИК РФ).
Ранее, предусмотренное Уголовно-исполнительным кодексом РФ ограничение, исключающее возможность предоставления длительных свиданий лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, содержащихся в строгих условиях, в течение первых 10 лет отбывания наказания, не свидетельствует о нарушении прав данной категории осужденных, а следовательно, не влечет ответственность по правилам статьи 1069 ГК РФ.
В целом доводы, изложенные Горловым И.Е. в кассационной жалобе, тождественны доводам, заявляемым им в судах нижестоящих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Горлова Игоря Евгеньевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.