Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Марченко А.А, судей Ишимова И.А, Сапрыкиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-131/2022 по иску прокурора Нижнесергинского района Свердловской области, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц, к администрации Михайловского муниципального образования, Багиянцу Шалико Георгиевичу об обязании произвести действия
по кассационной жалобе Багиянца Шалико Георгиевича на решение Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 29 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А, выслушав объяснения Багаянца Ш.Г, его представителей Филатова Я.А, Горбунова Р.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Кустикова А.Г. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Нижнесергинского района Свердловской области, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Михайловского муниципального образования, Багиянцу Ш.Г, в котором просил:
- возложить на Багиянца Ш.Г. обязанность в срок до 30 июня 2022 года привести земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты", в первоначальное состоянием путем демонтажа возведенного объекта - нежилого здания (кафетерия);
- обязать ответчика не осуществлять на данном земельном участке деятельность: возводить любые здания и сооружения, сооружать оросительные и осушительные системы, производить горные, строительные, монтажные, взрывные работы и планировку грунта, высаживать деревья, складировать удобрения, устраивать свалки, выливать растворы кислот, солей, щелочей, устраивать стоянки автомобильного и водного транспорта, тракторов и других машин и механизмов, перемещать и производить засыпку и поломку опознавательных и сигнальных знаков, контрольно-измерительных пунктов;
- обязать администрацию Михайловского муниципального образования не предоставлять третьим лицам указанный выше земельный участок для осуществления следующей деятельности: возведения любых зданий и сооружений, сооружения оросительных и осушительных систем, произведения горных, строительных, монтажных, взрывных работ и планировки грунта, высаживания деревьев, складирования удобрений, устройства свалок, выливания растворов кислот, солей, щелочей, устройства стоянок автомобильного и водного транспорта, тракторов и других машин и механизмов, перемещения и производства засыпки и поломки опознавательных и сигнальных знаков, контрольно-измерительных пунктов.
Требования мотивированы тем, что метеорологическая станция в г. Михайловск является структурным подразделением ФГБУ "Уральское УГМС", на ее территории расположен пункт государственной наблюдательной сети, на котором непосредственно осуществляются метеорологические наблюдения. Решением исполнительного комитета Михайловского городского Совета народных депутатов от 29 августа 1985 года N 83 и постановлением главы администрации г. Михайловск от 23 февраля 2000 года N 59 установлена охранная зона радиусом 200 м от границы земельного участка, закрепленного за метеорологической станцией, а также указано о необходимости нанесения закрепленных за метеостанцией участков с учетом охранных зон в ситуационный план застройки г. Михайловск. 21 апреля 2021 года администрацией Михайловского муниципального образования с Багиянцем Ш.Г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", сроком на 10 лет, с разрешенным использованием - общественное питание, выдано разрешение на строительство на указанном участке нежилого здания (кафетерия). Предоставленный Багиянцу Ш.Г. в аренду участок граничит с земельным участком, на котором расположена метеостанция. При визуальном осмотре земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" зафиксировано наличие на нем бетонного фундамента по всему периметру участка, возведение стен из шлакоблоков, отсыпка площадки щебнем. Расстояние между ограждением земельного участка, на котором расположена метеостанция, и границей участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 15, 9 метров (до объекта незавершенного строительства 18, 9 м.). Устройство подобных сооружений вблизи метеорологических станций оказывает значительное влияние на точность проводимых наблюдений, что влечет опасность причинения вреда в будущем. Расположение нежилого здания (кафетерия) в границах охранной зоны препятствует осуществлению публичной деятельности по наблюдению за состоянием окружающей среды.
Решением Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 29 марта 2022 года исковые требования прокурора удовлетворены частично: на Багиянца Ш.Г. возложена обязанность в срок до 30 июня 2022 года привести земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты", в первоначальное состояние путем демонтажа возведенного объекта - нежилого здания (кафетерия). В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 августа 2022 года решение суда в части возложения на Багиянца Ш.Г. обязанности изменено: на него возложена обязанность снести возведенный объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты", в течение одного года с момента вынесения настоящего определения. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Багаянц Ш.Г. просит отменить судебные акты. Считает, что при вынесении решения о сносе здания суды должны были руководствоваться положениями ст. 55.33 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГсК РФ). Отмечает, что спорный объект капитального строительство возводится им в соответствии с требованиями закона, при наличии разрешительной документации, самовольной постройкой не признан. Указывает, что суд апелляционной инстанции, сославшись на ч. 1 ст. 55.33 ГсК РФ, проигнорировал ч. 2 этой же статьи, в силу которой снос объекта, находящегося в охранной зоне возможен только в случае недостижения соглашения о возмещении убытков, вопрос о заключении которого судом не выяснялся. Вывод судов о возможности ответчика воспользоваться своим правом и обратиться за возмещение убытков в рамках ст. 57.1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) несостоятелен и противоречит п. 12 ст. 57.1 ЗК РФ, так как при разрешении вопроса о сносе здания в целях правильного рассмотрения суд должен был рассмотреть вопрос о возмещении ответчику убытков, чего сделано не было. Ссылаясь на положения п. 3 ст. 76 п. 1 ст. 263, п. 1 ст. 264 ЗК РФ, ст.ст. 40, 41, 307, 401 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст. 51 ГсК РФ, а также строительство спорного объекта с соблюдением строительных и градостроительных норм и правил, в соответствии с разрешительной документацией, отсутствие в ЕГРН и публичной кадастровой карте сведений об охранной зоне метеостанции, отрицает вывод суда о своей виновности в строительстве здания. Указывает, что в актах об установлении охранной зоны не содержится ограничений хозяйственной деятельности и ограничений в отношении земельных участков, расположенных в охранной зоне.
Полагает, что суды установили не все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, в частности имеется ли опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, оказывает ли возводимое им строение негативное влияние на получение метеостанцией достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, влияет ли данное здание на точность проводимых метеостанцией измерений. Судом первой инстанции не разрешено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан, негативного влияния спорного здания на проводимые метеостанцией измерения, а истцом не представлено доказательств, подтверждающих такое влияние.
Департамент Росгидромета по УФО и прокуратура Свердловской области в возражениях на кассационную жалобу просят обжалуемые судебные постановления оставить без изменения.
Представитель ответчика администрации Михайловского муниципального образования, представители третьих лиц ФГБУ "Уральское управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, администрации Нижнесергинского муниципального района, Департамента Росгидромета по УФО в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении данного дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУ "Уральское УГМС" находится земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 498 кв.м, находящийся по адресу: "данные изъяты", представленный из земель населенных пунктов для метеорологической станции.
На территории метеорологической станции расположен пункт государственной наблюдательной сети: метеорологическая площадка, на которой расположен стационарный пункт наблюдений, одной из задач которых является проведение регулярных непрерывных метеорологических наблюдений, а также выполнение наблюдений за опасными метеорологическими явлениями и экстремально высокими уровнями загрязнения окружающей природной среды, обеспечение в установленном порядке органом государственной власти, отраслей экономики и населения информацией о фактическом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
Указанная метеостанция - Михайловск (М-2 Михайловск) является структурным подразделением ФГБОУ "Уральское УГМС", была открыта в 1955 году, входит в перечень станций, утвержденных приказом Росгидромета от 23 марта 2016 года N128 "Об утверждении перечня климатических станций Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, не подлежащих закрытию и сокращению объемов и программ метеорологических наблюдений" с целью обеспечения государственных нужд в климатической метеорологической информации для определения тенденций климатических изменений на территории Российской Федерации и является пунктом государственной сети наблюдений.
Пунктом 2 постановления Совмина СССР от 06 января 1983 года N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды" (действовавшего до 01 января 2022 года) была предусмотрена необходимость установления вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, охранной зоны в виде участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны.
Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 года N 972 (действовавшим до 01 января 2022 года), также было установлено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны (п. 3).
В настоящее время п. 14 Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 марта 2021 года N 392, устанавливает предельные размеры охранной зоны: а) 100 метров во все стороны от места расположения приборов и оборудования стационарного пункта наблюдений - для стационарных пунктов наблюдений, на которых осуществляются гидрологические наблюдения или наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха; б) 200 метров - для стационарных пунктов наблюдений в случаях, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.
Решением Михайловского городского Совета народных депутатов от 29 августа 1985 года N 83, а также постановлением главы администрации г. Михайловска Нижнесергинского муниципального образования от 23 февраля 2000 года N 59 в целях сохранения стабильного состояния природной среды в месте производства гидрометеорологических наблюдений установлена охранная зона вокруг метеостанции радиусом 200 метров во все стороны от границы земельного участка, закрепленного за метеостанцией. Также указано о необходимости нанесения закрепленных за метеостанцией участков с учетом охранных зон в ситуационный план застройки г. Михайловск.
Из утвержденного решением Думы Михайловского муниципального образования от 04 мая 2011 года N 15 генерального плана г. Михайловска усматривается, что границы зоны с особыми условиями использования территории - зоны гидрометеорологической станции обозначены.
08 декабря 2020 года администрацией Михайловского муниципального образования сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок кадастровым номером "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для размещения объектов общественного питания.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от 12 апреля 2021 года N 4 между администрацией Михайловского муниципального образования и Багиянцем Ш.Г. 21 апреля 2021 года был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", с разрешенным использованием - для размещения объектов общественного питания, сроком на десять лет, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРН.
Решением Думы Михайловского муниципального образования от 28 апреля 2021 года N 25 оформлено разрешение на условный вид использования указанного земельного участка - общественное питание в территориальной зоне Р-2 (зона городских парков, скверов, садов).
26 мая 2021 года Багиянцу Ш.Г. выдано разрешение на строительство N "данные изъяты" объекта капитального строительства - нежилое здание (кафетерий).
25 июня 2021 года и 05 июля 2021 года администрацией Михайловского муниципального образования в адрес ФГБУ "Уральское УГМС" направлены запросы о согласовании строительства кафетерия на земельном участке, расположенном по адресу: "данные изъяты", с приложением проектной документации, градостроительного плана земельного участка и выписки из ЕГРН.
Учитывая, что согласно представленным картографическим материалам минимальное расстояние от внешней границы метеорологический площадки "М-2 Михайловск" до границ земельного участка с планируемой застройкой составляет всего 15 м, и размеры планируемого строения подпадают под установленные ограничения, ФГБУ "Уральское УГМС" письменными ответами от 01 июля 2021 года и 14 июля 2021 года не согласовало строительные работы на указанном земельном участке.
Между тем 24 августа 2021 года в ходе выездного осмотра, проведенного Нижнесергинским отделом Управления Росреестра по Свердловской области, установлен факт строительства объекта недвижимости рядом с южной границей земельного участка метеорологической площадки. Расстояние между ограждением земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", и границей участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 15, 9 м (до объекта незавершенного строительства - 18, 9 м). При осмотре земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" зафиксировано наличие на земельном участке бетонного фундамента по периметру участка, возведение стен из шлакоблоков, отсыпка площадки щебнем. Участок с кадастровым номером "данные изъяты" огорожен по периметру забором из сетки-рабицы. В границах участка установлены приборы для метеонаблюдения.
Согласно сведениям ЕГРН ограничение использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" зарегистрировано 09 марта 2022 года на основании решения Департамента Росгидромета по УФО "Об установлении охранной зоны стационарного пункта наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнении" от 25 февраля 2022 года N 04-21/07.
Удовлетворяя требование прокурора о демонтаже возведенного объекта - нежилого здания (кафетерия), суд первой инстанции с учетом положений ст.ст. 1, 13 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", пп. 3, 6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 года N 972, исходил из того, что об установлении охранной зоны вокруг метеостанции М-2 Михайловск радиусом 200 м при заключении договора аренды и выдаче разрешения на строительство спорного объекта администрации Михайловского муниципального образования не могло быть не известно, а возведением на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" объекта недвижимости в охранной зоне метеорологической станции создается опасность причинения вреда в будущем для жизни и здоровья граждан вследствие получения недостоверных сведений о метеорологической и экологической обстановке и в данном случае препятствует ФГБУ "Уральское УГМС" осуществлению публичной деятельности по наблюдению за состоянием окружающей среды. В то же время суд не усмотрел оснований для удовлетворения остальных заявленных прокурором требований, поскольку возможность нарушения прав в будущем в силу ст. 3 ГПК РФ не может являться достаточным основанием.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о недопустимости размещения спорного объекта в границах охранной зоны гидрометеорологических станций.
Приняв во внимание требования ст.ст. 4, 13 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", пп. 3, 6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 года N 972, пп. 14 16 Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 марта 2021 года N 392, судебная коллегия областного суда исходила из того, что возведение зданий и сооружений в пределах границы охранной зоны и в непосредственной близости от метеорологических пунктов наблюдения оказывает существенное влияние на точность измерений, ведет к недостоверности сведений, получаемых метеостанциями о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, что создает опасность причинения вреда в будущем для жизни и здоровья граждан вследствие получения недостоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке и препятствует осуществлению публичной деятельности по наблюдению за состоянием окружающей среды.
Установив планируемые Багинцем Ш.Г. параметры строительства, приведенные в разрешении на строительство, которые не отвечают установленным указанными выше нормативными правовыми актами критериям, отказ ФГБУ "Уральское УГМС" в согласовании такого строительства по причине искажения получаемых метеостанцией сведений, нарушение прав государственных органов, организаций и граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и изменении погодных условий и иных параметров, судебная коллегия областного суда, признав спорный объект объектом капитального строительства, пришла к выводу о необходимости изменения решения суда, возложив на Багиянца Ш.Г. обязанность снести возведенный спорный объект в течение одного года с момента вынесения апелляционного определения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что обжалуемые судебные постановления приняты с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ в зонах с особыми условиями использования территорий могут устанавливаться ограничения использования земельных участков.
К таким зонам ЗК РФ относит охранную зону стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (п. 12 ст. 105).
Последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий, предусмотрены ст. 107 ЗК РФ, в п. 1 которой указано, что со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи.
Частью 3 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" предусмотрено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 года N 972, предусмотрено, что в пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
В силу положений подп. "а" п. 3 постановления Совета Министров СССР от 06 января 1983 года N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды" (действующего на момент возведения Багиянцом Ш.Г. спорного объекта капитального строительства) в охранных зонах гидрометеорологических станций, входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, запрещается возводить любые здания и сооружения.
В охранных зонах гидрометеорологических станций, не входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, работы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, могут производиться только с согласия республиканских или территориальных управлений по гидрометеорологии и контролю природной среды или соответствующих органов других министерств и ведомств, в систему которых входят эти гидрометеорологические станции (п. "б" п. 3 названного выше постановления).
Также в силу п. 2.2.2 Порядка выполнения работ в охранных зонах гидрометеорологических станций, утвержденного приказом Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды от 29 июня 1983 года N 132, в охранных зонах гидрометеорологических станций, не входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, работы по возведению любых зданий и сооружений могут производиться только с согласия республиканских или территориальных управлений по гидрометеорологии и контролю природной среды или соответствующих органов других министерств и ведомств, в систему которых входят эти гидрометеорологические станции.
Подпункт "а" п. 16 действующего в настоящее время Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 марта 2021 года N 392, запрещает в границах охранной зоны строительство объектов капитального строительства, возведение некапитальных строений и сооружений, размещение предметов и материалов, посадка деревьев и кустарников (далее - препятствия) на расстоянии менее или равном 10-кратной высоте препятствия вокруг стационарного пункта наблюдений, а для препятствий, образующих непрерывную полосу с общей угловой шириной более 10 градусов, - на расстоянии менее или равном 20-кратной максимальной высоте препятствия вокруг стационарного пункта наблюдений.
Соблюдение установленных в границах охранных зон ограничений является обязательным при использовании земельных участков и водных объектов (п. 20 названого выше Положения).
Исходя из буквального толкования данных положений, возведение зданий и сооружений в пределах границы охранной зоны и в непосредственной близости от метеорологических пунктов наблюдения оказывает существенное влияние на точность измерений, ведет к недостоверности сведений, получаемых метеостанциями о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Все это создает опасность причинения вреда в будущем для жизни и здоровья граждан вследствие получения недостоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке и в рассмотренном случае препятствует осуществлению публичной деятельности по наблюдению за состоянием окружающей среды.
Приведенное толкование правовых норм согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, отраженной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02 апреля 2013 года N 18-КГПР13-11.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений, прямо запрещающих строительство объектов капитального строительства в охранной зоне, и отраженных в разрешении на строительстве параметров строительства, а также отказа ФГБУ "Уральское УГМС" в согласовании строительных работ на земельном участке, переданному Багиянцу Ш.Г. в аренду, суды обоснованно пришли к выводу, что возведение им здания в границах охранной зоны метеорологической станции противоречит нормам ранее и ныне действующего законодательства, регулирующего деятельность стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, и нарушает требование об ограничении хозяйственной деятельности в охранной зоне, препятствует получению достоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке, осуществлять публичную деятельность по наблюдению за состоянием окружающей среды.
Между тем в силу п. 5 ст. 107 ЗК РФ снос объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках в границах зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется в случае, если в соответствии с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, размещение объектов недвижимого имущества запрещается, или в случае, если собственник объекта недвижимости не изменил его разрешенное использование (назначение) на вид разрешенного использования, допустимый в соответствии с указанными ограничениями и градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории, в срок, предусмотренный соглашением о возмещении убытков, а в случае отсутствия указанного соглашения в срок, предусмотренный пунктом 4 настоящей статьи.
Федеральным законом от 03 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ГсК РФ дополнен главой 6.4 "Снос объектов капитального строительства".
Согласно пояснительной записке к проекту указанного выше Федерального закона законопроектом восполняется правовой пробел в части урегулирования процедурных вопросов, связанных с таким этапом жизненного цикла объекта капитального строительства, как его снос. В частности им регулируются особенности сноса и приведения в соответствие с установленными требованиями объектов капитального строительства, в отношении которых в соответствии с гражданским законодательством принято решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства, не являющихся самовольными постройками, но расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории, режим которых не допускает размещение таких объектов.
Так, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями регламентированы ст. 55.32 ГсК РФ, которая в ч. 1 прямо отсылает к положениям ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка", а особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов капитального строительства в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий, - ст. 55.33 ГсК РФ.
По настоящему делу прокурором в иске не заявлялось и нижестоящими судами не устанавливалось, что спорный объект капитального строительства является самовольной постройкой, следовательно, спорные правоотношений подпадают под регулирование ст. 55.33 ГсК РФ, ссылка на которую также имеется в апелляционном определении судебной коллегии областного суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.33 ГсК РФ объект капитального строительства, расположенный в границах зоны с особыми условиями использования территории, подлежит сносу или приведению в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, в случае, если режим указанной зоны не допускает размещения такого объекта капитального строительства и иное не предусмотрено федеральным законом.
Часть 2 этой же статьи устанавливает, что в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, снос объекта капитального строительства (за исключением объекта капитального строительства, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, кроме случаев, если решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принято исключительно в связи с несоответствием указанного объекта капитального строительства предельному количеству этажей и (или) предельной высоте зданий, строений, сооружений, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, требованиями разрешения на строительство) или его приведение в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или собственников помещений в нем самостоятельно либо на основании соглашения о возмещении убытков, причиненных ограничением прав указанных собственника объекта капитального строительства или собственников помещений в нем в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории.
Указанное соглашение о возмещении убытков заключается собственником объекта капитального строительства или собственниками помещений в нем с правообладателем здания или сооружения, в связи с размещением которых установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемого строительства или реконструкции здания или сооружения с застройщиком, а при отсутствии указанных правообладателя или застройщика или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением здания или сооружения, с органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории либо установившими границы зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона. В случае недостижения соглашения о возмещении убытков снос такого объекта капитального строительства или его приведение в соответствие осуществляется исключительно на основании решения суда.
Таким образом, законодатель установилследующие основания для сноса объекта капитального строительства или его приведения в соответствие с ограничениями использования земельного участка, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территорий: решение собственника объекта капитального строительства или собственников помещений в нем; либо соглашение о возмещении убытков, причиненных ограничением прав указанных собственника объекта капитального строительства или собственников помещений в нем в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории; либо решение суда - в случае недостижения соглашения о возмещении убытков.
Соответственно, по смыслу приведенных выше положений снос объекта капитального строительства, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории, на основании решения суда допускается исключительно в случае, когда не достигнуто соглашение о возмещении убытков.
Пункт 6 ст. 107 ЗК РФ также предполагает возмещение правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости, публично-правовым образованиям убытков, причиненных ограничением их прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, которое осуществляется в соответствии со статьей 57.1 настоящего Кодекса.
Так, исходя из п. 9 ст. 57.1 ЗК РФ, в случае, если строительство здания, сооружения, объекта незавершенного строительства начато после дня принятия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории или дня определения границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона, и до дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости и в отношении таких здания, сооружения не принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), убытки собственникам таких здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства в размере, определенном исходя из рыночной стоимости таких объектов недвижимого имущества и убытков, связанных со сносом таких объектов недвижимого имущества или приведением их параметров или разрешенного использования (назначения) в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями использования земельных участков, возмещают органы государственной власти, органы местного самоуправления, которые приняли решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории либо подготовили сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу закона, и по вине которых сведения о зоне с особыми условиями использования территории не были внесены в установленный срок в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу п. 12 ст. 57.1 ЗК РФ возмещение убытков, предусмотренных настоящей статьей, а также снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приведение их параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями использования земельных участков осуществляются на основании соглашения о возмещении убытков, заключаемого лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, и указанными в пунктах 8 и 9 настоящей статьи правообладателями зданий, сооружений, застройщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, либо на основании решения суда.
Данное правовое регулирование направлено на предварительное возмещение лицу убытков, вызванных необходимостью сноса возведенного им объекта капитального строительства или приведения его параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельного участка в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями использования земельного участка, в случае, когда данный объект не является самовольной постройкой.
Из содержания ст. 55 ГПК РФ следует, что предмет доказывания по делу составляют факты материально-правового характера, подтверждающие обоснованность требований и возражений сторон и имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При таких обстоятельствах с учетом приведенных положений процессуального закона именно на суд возлагается обязанность по определению предмета доказывания как совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предмет доказывания определяется судом на основании требований и возражений сторон, а также норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Учитывая изложенное, по данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению являлись не только обстоятельства нахождения спорного объекта капитального строительства в охранной зоне метеорологической станции, но обстоятельства обсуждения соглашения о возмещении убытков между ответчиком и органами государственной власти или органами местного самоуправления, которые приняли решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории либо подготовили сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу закона, и по вине которых сведения о зоне с особыми условиями использования территории не были внесены в установленный срок в Единый государственный реестр недвижимости, а также обстоятельства недостижения упомянутого выше соглашения.
От выяснения данных обстоятельств зависело правильное разрешение судом спора по требованию прокурора о возложении на Багиянца Ш.Г. обязанности привести земельный участок в первоначальное состоянием путем демонтажа возведенного объекта - нежилого здания (кафетерия), однако суды первой и апелляционной инстанций эти юридически значимые обстоятельства не определили и не установили, фактически оставив их без внимания и правовой оценки.
Принимая во внимание допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, полномочия суда апелляционной инстанции, который осуществляет повторное рассмотрение дела с проверкой и оценкой фактических обстоятельств дела и их юридической квалификацией, учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 августа 2022 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учетом всех установленных обстоятельств и с соблюдением требований закона разрешить заявленные исковые требования.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 августа 2022 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.