Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Карповой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2670/2021 по иску Годованчук Елены Юрьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Годованчук Е.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - ОПФ по Ямало-Ненецкому автономному округу) (до реорганизации государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - УПФ в г. Ноябрьске) о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 01 декабря 1991 года по 26 августа 1995 года, с 26 августа 1996 года по 15 марта 2016 года, с 16 марта 2016 года по 31 августа 2017 года; о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 21 октября 2018 года; о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.
В обоснование исковых требований указала, что 21 ноября 2018 года обратилась в УПФ в г. Ноябрьске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением пенсионного органа от 12 апреля 2019 года в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием педагогического стажа требуемой продолжительности. В специальный стаж не включены периоды работы с 01 декабря 1991 года по 26 августа 1995 года, с 26 августа 1996 года по 15 марта 2016 года, с 16 марта 2016 года по 31 августа 2017 года на территории Республики Казахстан в связи с непредставлением в территориальный орган пенсионного фонда компетентным органом документов, подтверждающих трудовую деятельность. Считает, что указанные периоды её трудовой деятельности подтверждаются трудовой книжкой, справками работодателей, уплата страховых взносов подтверждается справкой Центрального филиала некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения", являющегося уполномоченным органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов. В связи с тем, что стаж её педагогической деятельности составляет 25 лет, полагает, что у неё возникло право на досрочное назначение пенсии по старости с даты обращения за её назначением - с 21 октября 2018 года.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 ноября 2021 года Годованчук Е.Ю. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2022 года решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 ноября 2021 года отменено, принято новое решение, которым на ОПФ по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность включить в страховой стаж Годованчук Е.Ю, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 26 августа 1996 года по 31 августа 2000 года в должности учителя истории в средней школе N 7 г. Алтай Республики Казахстан, с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года в должности директора и учителя истории технического лицея N12 г. Алтай Республики Казахстан; за Годованчук Е.Ю. признано право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 31 января 2019 года, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 июня 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2022 года в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанности по включению в специальный стаж Годованчук Е.Ю. периода работы с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года в должности директора и учителя истории технического лицея N 12 г. Алтай Республики Казахстан, признания за Годованчук Е.Ю. права на досрочную страховую пенсию по старости с 31 января 2019 года отменено, дело в отмененной части направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2022 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономного округу - в части без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 сентября 2022 года решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 ноября 2021 года в части отказа в возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанности по включению в специальный стаж Годованчук Е.Ю. периода работы с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года в должности директора технического лицея N 12 г. Алтай Республики Казахстан и признании за Годованчук Е.Ю. права на досрочную страховую пенсию по старости отменено, в указанной части принято новое решение, которым на Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность включить в страховой стаж Годованчук Е.Ю, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года в должности директора технического лицея N 12 города Алтай Республики Казахстан, за Годованчук Е.Ю. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 31 января 2019 года со сроком ее назначения не ранее чем через шесть месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, а именно, с 31 июля 2019 года.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" произошла реорганизация Пенсионного фонда РФ в форме присоединения с Фондом социального страхования РФ, в связи с чем наименование ответчика " Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу" изменено на "Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу", о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
В представленных на кассационную жалобу возражениях Годованчук Е.Ю. просит оставить обжалуемое апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Годованчук Е.Ю. с 15 августа 1989 года осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в том числе с 15 августа 1989 года - в должности учителя истории в средней школе имени Ленина, с 01 сентября 1989 года по 26 августа 1995 года - в должности организатора внеклассной, внешкольной работы, с 26 августа 1996 года - в должности учителя истории в средней школе N 7 города Алтай, с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года - в должности директора технического лицея N 12 и учителя истории в данном лицее, с 16 марта 2016 года по 31 августа 2017 года - в должности учителя истории и обществознания коммунального государственного учреждения "Школа-Лицей" города Зыряновска (до издания постановления Акима Зыряновского района город Зыряновска от 11 августа 2004 года N 906 о переименовании в государственное учреждение ГУ "Школа-Лицей" Отдела образования Зыряновского района - города Зыряновска).
21 ноября 2018 года Годованчук Е.Ю. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске (далее - УПФР в городе Ноябрьске) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста).
Решением УПФР в городе Ноябрьске от 12 апреля 2019 года Годованчук Е.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Как следует из решения пенсионного органа, стаж педагогической деятельности Годованчук Е.Ю. составил 02 года 07 месяцев 17 дней (том 1 л.д. 8-10).
При этом период работы Годованчук Е.Ю. с 15 августа 1989 года по 26 августа 1995 года в должности учителя истории пенсионный орган засчитал частично, а период работы с 26 августа 1996 года по 15 марта 2016 года и с 16 марта 2016 года по 31 августа 2017 года не включил в специальный стаж Годованчук Е.Ю. в должности директора школы, учителя истории, по тому основанию, что документы, подтверждающие указанные периоды работы, из компетентных органов Казахстана не поступили (том 1, л.д. 8-10, 121-122).
10 декабря 2019 года Годованчук Е.Ю. вновь обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста) (том 1, л.д.123-125).
Решением УПФР в городе Ноябрьске от 27 марта 2020 года Годованчук Е.Ю. вновь было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. По результатам оценки пенсионных прав Годованчук Е.Ю. стаж её педагогической деятельности составил 08 лет 03 месяца 21 день (том 1, л.д.126).
При этом период работы Годованчук Е.Ю. с 15 августа 1989 года по 26 августа 1995 года в должности учителя истории, а также период работы с 01 сентября 2017 года по 09 октября 2019 года в должности учителя истории и обществознания пенсионный орган засчитал в страховой стаж в качестве лица, осуществляющего педагогическую деятельность.
В специальный стаж Годованчук Е.Ю. не засчитан период её работы с 26 августа 1996 года по 15 марта 2016 года в должности учителя истории средней школы N 10, директора технического лицея N 12 и учителя истории в данном лицее, а также с 16 марта 2016 года по 31 августа 2017 года в должности учителя истории и обществознания коммунального государственного учреждения "Школа-Лицей города Зыряновска", так как с 01 января 1998 года вступил в силу Закон Республики Казахстан от 16 июля 1996 года N 32-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР", которым назначение пенсии за выслугу лет не предусмотрено (том 1, л.д. 126).
Период работы Годованчук Е.Ю. с 26 августа 1996 года по 31 августа 2000 года в должности учителя истории в средней школе N7 города Алтай Республики Казахстан включен в стаж педагогической деятельности апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2022 года, вступившим в законную силу в указанной части.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Годованчук Е.Ю. включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года в должности директора и учителя истории технического лицея N 12 г. Алтай Республики Казахстан и досрочно назначить страховую пенсию по старости с момента обращения за её назначением, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, статьей 11, пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", исходил из того, что в спорный период времени работа истца проходила на территории иностранного государства, являющегося участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, которым предусмотрена возможность учета стажа для установления права гражданина на пенсию, приобретенного за весь период существования СССР вплоть до его распада - до 13 марта 1992 года, спорный период работы истца имел место после указанного события; в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" не предусматривается назначение досрочных пенсий педагогическим работникам с 01 января 1998 года; компетентным органом Республики Казахстан стаж работы истца не подтвержден; сведений, подтверждающих уплату работодателем за истца страховых взносов в период с 26 августа 1996 года по 31 августа 2017 года в материалы дела не представлено.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в указанной части, отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела указал, что в настоящее время истец Годованчук Е.Ю. является гражданкой Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации и осуществляет педагогическую деятельность в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" в муниципальном образовании город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа.
Подлинником ответа Центрального филиала Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 17 сентября 2019 года подтверждена уплата обязательных пенсионных взносов работодателями за истца Годованчук Е.Ю, начиная с 30 ноября 1999 года по 20 апреля 2016 года (том 1, л.д.26-36).
Удовлетворяя требования Годованчук Е.Ю. о включении в стаж педагогической деятельности периода её работы с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года в должности директора технического лицея N 12 г..Алтай Республики Казахстан, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и пунктом 8, 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре", исходил из того, что Годованчук Е.Ю, являясь гражданкой Российской Федерации, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем, стаж её педагогической деятельности должен определяться с учетом требований вышеприведенного пенсионного законодательства, независимо от того,
что по законодательству Республики Казахстан не предусматривается назначение досрочных пенсий педагогическим работникам с 01 января 1998 года.
Давая правовую оценку пенсионным правам истца в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Голованчук Е.Ю. в период с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года работала в должности и в учреждении которые предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Проверяя норму педагогической нагрузки, суд принял в качестве достоверного и допустимого доказательства справку - подтверждение от 31 августа 2022 года N213, представленную Коммунальным государственным учреждением "Школа-лицей города Алтай" отдела образования по району Алтай Управления образования Восточно-Казахстанской области, из содержания которой следует, что количество академических часов в неделю, выработанных Годованчук Е.Ю. в должности директора, с учетом сведений о выходных, нерабочих днях (согласно производственному календарю, табелю учета рабочего времени), периодов нахождения в отпуске, периодов нетрудоспособности по годам составляет по 9 часов в неделю, суммарно в год 369 часов в период с сентября 2002 года по декабрь 2009 года; по 9 часов в неделю, суммарно в год 423 часа с января по декабрь 2010 года; по 9 часов в неделю, суммарно в год 414 часов с января 2011 года по декабрь 2011 года; по 9 часов в неделю, суммарно в год 360 часов в период с января 2012 года по декабрь 2013 года; по 9 часов в неделю, суммарно в год 369 часов в период с января 2014 года по декабрь 2015 года; по 9 часов в неделю в период с января 2016 года по 15 марта 2016 года.
Установив, что все необходимые условия для включения спорного периода работы истца в стаж педагогической деятельности соблюдены, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения периода работы истца с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года в должности директора технического лицея N 12 г. Алтай Республики Казахстан в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции о включении в педагогический стаж истца периода работы с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года в должности директора технического лицея N 12 г. Алтай Республики Казахстан и назначении досрочной страховой пенсии с 31 июля 2019 года, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Так, в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется в том числе Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 - за периоды педагогической деятельности, имевшей место с 01 января 2002 года, либо за весь период трудовой деятельности.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, подлежащими применению к спорным отношениям, предусмотрены должности - учитель, директор (начальник, заведующий), а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований, лицеи.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 данных Правил работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 01 сентября 2000 года засчитывается в специальный стаж независимо от ведения преподавательской работы. Данная работа за период, начиная с 01 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 года N 94, постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 603), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений. Норма преподавательской работы для директоров учреждений указанными нормативными актами не установлена.
Из изложенных норм права следует, что право на досрочное назначение пенсии имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях, к которым, в том числе, отнесены лицеи. Периоды их работы после 01 сентября 2000 года по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (при работе в 5-11 (12) классах не менее 18 часов в неделю).
Работа в режиме нормальной или сокращенной рабочей недели в должности директора в лицее, имевшая место до 01 сентября 2000 года, засчитывается в специальный стаж независимо от ведения преподавательской работы, а с 01 сентября 2000 года при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю, но при этом не менее 240 часов в год.
Таким образом, основным условием для досрочного пенсионного обеспечения директора лицея является выполнение работы за ставку заработной платы (должностной оклад) в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, и одновременном с 01 сентября 2000 года ведении, как директором, преподавательской деятельности не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Условием для досрочного пенсионного обеспечения учителя лицея является выполнение нормы педагогической нагрузки не менее 18 часов в неделю.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Доводы представителя ответчика о том, что периоды работы, имевшие место в Республике Казахстан после 01 января 1998 года, не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку в данном государстве прекратил действие институт досрочных пенсий и лица, работавшие в этом государстве после указанной даты, не формировали право на такую пенсию, в связи с чем данные периоды не могут включаться в специальный стаж, а могут быть приняты к зачету только в страховой стаж, являлись предметом судебной проверки по данному делу, признаны основанными на неправильном применении норм материального права, о чем было указано судом кассационной инстанции в определении судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 июня 2022 года, вступившим в законную силу.
Приведенные ответчиком доводы повторяют ранее изложенную им позицию, которая основана на неправильном толковании норм материального права.
Не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, довод кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции необоснованно включен в специальный педагогический стаж период работы истца с 26 августа 1996 года по 31 августа 2000 года в должности учителя истории в средней школе N 1 г. Алтай Республики Казахстан, поскольку обжалуемый судебный акт не содержит выводов относительно данного периода трудовой деятельности; правовые основания для включения данного периода работы в стаж педагогической деятельности истца установлены апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2022 года, законность которого в указанной части подтверждена определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 июня 2022 года.
Согласно части 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приведенный довод не может являться предметом проверки в рамках настоящего кассационного производства, поскольку законность ранее обжалованного апелляционного определения от 11 марта 2022 года по настоящему делу в части включения в специальный педагогический стаж периода работы с 26 августа 1996 года по 31 августа 2000 года в должности учителя истории в средней школе N 1 г. Алтай Республики Казахстан установлена определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 июня 2022 года.
Довод кассационной жалобы о том, что выводы о включении в специальный стаж периода работы с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года суд апелляционной инстанции основывает на справке коммунального государственного учреждения "Школа-лицей города Алтай" отдела образования по району Алтай Управления образования Восточно-Казахстанской области от 22 февраля 2022 года N 68 в совокупности с ответом Центрального филиала Некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 17 сентября 2019 года об уплате страховых взносов, которая представлена истцом, а не по запросу суда, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку достоверность данного доказательства ответчиком не опровергнута, обстоятельств, указывающих на недостоверность данного доказательства, судом не установлено, факт уплаты страховых взносов за спорный период установлен судом на основании совокупности представленных в материалы дела доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что норма педагогической нагрузки Годованчук Е.Ю. в должности директора не подтверждена, сведения о педагогической нагрузке, указанные в справке-подтверждении N 213 от 31 августа 2022 года о количестве академических часов не основаны на первичных документах, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не опровергают правильность выводов суда и законность принятого им решения.
В целях разграничения педагогической нагрузки истца как директора и как учителя технического лицея N 12, определения суммарной педагогической работы Годованчук Е.Ю. в должности директора технического лицея в период с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года судом апелляционной инстанции была запрошена дополнительная информация у работодателя истца.
Согласно представленной коммунальным государственным учреждением "Школа-лицей города Алтай" Отдела образования по району Алтай Управления образования Восточно-Казахстанской области" справке-подтверждению от 31 августа 2022 года N 213 Годованчук Е.Ю. в период с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года работала по основному месту работы в Государственном учреждении "Технический лицей N 12" (в дальнейшем переименована в школу-лицей), расположенном на территории Республики Казахстан, Восточно-Казахстанская область, город Алтай (ранее город Зыряновск), работа осуществлялась в должности директора и учителя истории, обществознания.
Как указано в справке, должность директора организации образования предполагает, что в рабочее время включается преподавательская, воспитательная работа, практическая подготовка обучающихся, научная, творческая и исследовательская работа, нормы часов педагогической нагрузки в должности директора - не более 9 часов в неделю.
Количество академических часов в неделю, выработанных Годованчук Е.Ю. в должности директора, с учетом сведений о выходных, нерабочих днях (согласно производственному календарю, табелю учета рабочего времени), периодов нахождения в отпуске, периодов нетрудоспособности по годам составляет по 9 часов в неделю, суммарно в год 369 часов в период с сентября 2002 года по декабрь 2009 года; по 9 часов в неделю, суммарно в год 423 часа с января по декабрь 2010 года; по 9 часов в неделю, суммарно в год 414 часов с января 2011 года по декабрь 2011 года; по 9 часов в неделю, суммарно в год 360 часов в период с января 2012 года по декабрь 2013 года; по 9 часов в неделю, суммарно в год 369 часов в период с января 2014 года по декабрь 2015 года; по 9 часов в неделю в период с января 2016 года по 15 марта 2016 года.
Количество академических часов в неделю, выработанное Годованчук Е.Ю. в должности учителя истории и обществознания, за период с 03 сентября 2022 года по 15 марта 2016 года составляет от 6 до 12 часов в неделю.
В подтверждение представленного расчета в суд направлены скан-копии приказов об отпуске, табеля по начислению заработной платы за период 2010 - 2016 годов, листки нетрудоспособности, а также копия акта об уничтожении документов за 1991 - 2009 годы, из содержания которого следует, что табеля начисления заработной платы за указанный период уничтожены, в связи с чем норма педагогической нагрузки за период работы Годованчук Е.Ю. в должности директора и учителя истории, обществознания с 03 сентября 2002 года по 31 декабря 2009 года указана в соответствии с производственными календарями по годам и тарификационными списками.
Таким образом, сведения о педагогической нагрузке за период работы с 03 сентября 2002 года по 31 декабря 2009 года представлены работодателем не только на основании производственного календаря, но в соответствии с тарификационными списками, которыми определяется педагогическая нагрузка.
С учетом того, что табели начисления заработной платы за период с 03 сентября 2002 года по 31 декабря 2009 года уничтожены в связи с истечением срока их хранения, выводы суда апелляционной инстанции о том, что педагогическая нагрузка Годованчук Е.Ю. в должности директора в период с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года превышала установленную 6 часов в неделю и 240 часов в год, основаны на сведениях, предоставленных работодателем в соответствии с тарификационными списками, достоверность которых в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иными достоверными и допустимыми доказательствами не опровергнута.
Установив, что педагогическая нагрузка в должности учителя составляет не более 12 часов в неделю, что является недостаточным для учета этого педагогического стажа в стаж педагогической работы учителя, дающий право на досрочное назначение пенсии, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии необходимых условий для включения периода работы с 03 сентября 2002 года по 31 декабря 2009 года в должности директора технического лицея.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции, признавая за истцом право на назначение досрочной пенсии с 31 января 2019 года и определяя дату назначения досрочной пенсии с 31 июля 2019 года, вышел за пределы заявленных требований, так как истцом было заявлено требование о признании права на досрочную пенсию с 21 октября 2018 года, при этом право истца на досрочную пенсию с 21 октября 2018 года не возникло, следовательно, вывод суда о назначении досрочной пенсии является неверным, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Таким образом, с учетом разъяснений, изложенных в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), требования граждан о назначении страховой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию. Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Суд апелляционной инстанции при разрешении исковых требований Годованчук Е.Ю. правильно применил к спорным отношениям нормы пенсионного законодательства, регулирующие порядок установления и выплаты страховой пенсии, спор разрешилв пределах заявленных требований.
Установив, что с учетом периодов педагогической деятельности с 15 августа 1989 года по 26 августа 1995 года (включен на основании решения пенсионного органа от 10 декабря 2019 года), с 26 августа 1996 года по 31 августа 2000 года, с 03 сентября 2002 года по 15 марта 2016 года (включен на основании решения суда), с 01 сентября 2017 года по 20 ноября 2018 года (включен на основании решения пенсионного органа от 10 декабря 2019 года), а также с учетом педагогического стажа 02 месяца 09 дней, отработанного истцом после обращения за назначением пенсии (после 21 ноября 2018 года), право на пенсию с учетом требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности возникло у истца 31 января 2019 года, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 19 части 1 статьи 30, статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", пришел к правильному выводу, что право на назначение пенсии с учетом отложенного срока (6 месяцев) возникло у истца с 31 июля 2019 года.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Поскольку отпали основания для приостановления исполнения судебного постановления, суд кассационной инстанции на основании статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 сентября 2022 года.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.