Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Карповой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1864/2022 по иску Хлевного Владимира Петровича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Хлевного Владимира Петровича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 24 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хлевной В.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области (далее ОПФР по Тюменской области) с требованиями, в которых просил включить:
- в страховой стаж периоды работы:
с 01 сентября 1979 года по 22 апреля 1981 года в совхозе им. 22 съезда КПСС рабочим, с 22 апреля 1981 года по 06 апреля 1982 года - механизатором, с 21 января 1985 года по 27 сентября 1985 года в совхозе им. 22 съезда КПСС водителем 3 класса, с 14 октября 1985 года по 05 мая 1986 года в совхозе им. 22 съезда КПСС шофером, с 08 июля 1986 года по 09 октября 1986 года в Автобазе "Сибкомплектмонтаж" водителем 3 класса, с 09 октября 1986 года по 28 сентября 1989 года в Автобазе "Сибкомплектстрой" водителем 3 класса, с 03 октября 1989 года по 07 июня 1990 года маляром в Стройкооперативе, с 11 июня 1990 года по 05 января 1992 года в кооперативе "Алькадар" водителем 2 класса, с 17 января 1992 года по 03 января 1995 года в акционерном обществе закрытого типа "КомтрансАвто" водителем 2 класса, с 01 августа 1998 года по 03 июля 2000 года в акционерном обществе закрытого типа "КомтрансАвто" водителем 2 класса, с 12 ноября 2000 года по 20 сентября 2006 года в крестьянском хозяйстве "Людмила" водителем 2 класса;
- в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 01 января 2021 года по 30 сентября 2021 года в ООО "Комтрансавто", - назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения.
В обоснование исковых требований указал, что 30 августа 2021 года обратился в ОПФР по Тюменской области с заявлением о назначении пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностях (МКС). Решением пенсионного органа от 08 октября 2021 года в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового и специального (северного) стажа. Ответчиком не зачтены спорные периоды работы, с учетом которых у него имеется право на досрочную страховую пенсию.
Решением Центрального районного суда города Тюмени от 24 января 2022 года (с учетом определения об исправлении описки от 11 апреля 2022 года), оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 июля 2022 года, исковые требования Хлевного В.П. удовлетворены частично: на ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы Хлевного В.П. в ООО "Комтрансавто" с 01 января 2021 года по 30 сентября 2021 года, включить в страховой стаж периоды работы с 01 сентября 1979 года по 22 апреля 1981 года в совхозе им. 22 съезда КПСС рабочим, с 22 апреля 1981 года по 06 апреля 1982 года - механизатором, с 21 января 1985 года по 27 сентября 1985 года в совхозе им. 22 съезда КПСС водителем 3 класса, с 14 октября 1985 года по 05 мая 1986 года в совхозе им. 22 съезда КПСС шофером, с 03 октября 1989 года по 07 июня 1990 года маляром в Стройкооперативе, с 11 июня 1990 года по 05 января 1992 года в кооперативе "Алькадар" водителем 2 класса, с 17 января 1992 года по 03 января 1995 года в акционерном обществе закрытого типа "КомтрансАвто" водителем 2 класса, с 01 августа 1998 года по 03 июля 2000 года в акционерном обществе закрытого типа "КомтрансАвто" водителем 2 класса, с 12 ноября 2000 года по 20 сентября 2006 года в крестьянском хозяйстве "Людмила" водителем 2 класса; на ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области возложена обязанность назначить Хлевному В.П. страховую пенсию по старости с момента возникновения права; в остальной части иска отказано. С ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области в пользу Хлевного В.П. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе Хлевной В.П. просит изменить решение суда первой инстанции, признав за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 15 июня 2022 года, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Поскольку заявителем оспаривается решение Центрального районного суда г. Тюмени от 24 января 2022 года, которое было оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 июля 2022 года, при этом в кассационной жалобе также содержаться доводы, выражающие несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, проверке по доводам кассационной жалобы подлежат оба судебных акта.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" произошла реорганизация Пенсионного фонда РФ в форме присоединения с Фондом социального страхования РФ, в связи с чем наименование ответчика " Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области" изменено на "Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области", о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены судебных постановлений в той части, в которой удовлетворены исковые требования о возложении на пенсионный орган обязанности назначить Хлевному В.П. страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Хлевной В.П, "данные изъяты" года рождения, обратился с заявлением в УПФР в Тюменском районе Тюменской области о назначении ему страховой пенсии по старости 30 сентября 2021 года.
08 октября 2021 года решением государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области Хлевному В.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа - 25 лет.
Из решения пенсионного органа следует, что стаж Хлевного В.П. по пункту 6 части 1 статьей 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" составил 12 лет 02 месяца 04 дня, страховой стаж - 18 лет 03 месяца 10 дней.
По результатам оценки пенсионных прав истца в его страховой стаж пенсионным органов зачтены: период службы в армии по призыву с 07 апреля 1982 года по 21 ноября 1984 года, а также периоды его трудовой деятельности с 08 июля 1986 года по 09 октября 1986 года, с 10 октября 1986 года по 28 сентября 1989 года, с 01 декабря 2006 года по 03 апреля 2012 года, с 01 апреля 2013 года по 30 июня 2013 года, с 01 марта 2014 года по 31 декабря 2020 года.
В специальный стаж включены периоды работы с 01 декабря 2006 года по 03 апреля 2012 года, а также с 01 марта 2014 года по 31 декабря 2020 года.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Хлевного В.П. о включении в страховой стаж периодов работы: с 01 сентября 1979 года по 22 апреля 1981 года в совхозе им. 22 съезда КПСС рабочим, с 22 апреля 1981 года по 06 апреля 1982 года - механизатором, с 21 января 1985 года по 27 сентября 1985 года в совхозе им. 22 съезда КПСС водителем 3 класса, с 14 октября 1985 года по 05 мая 1986 года в совхозе им. 22 съезда КПСС шофером, с 03 октября 1989 года по 07 июня 1990 года маляром в Стройкооперативе, с 11 июня 1990 года по 05 января 1992 года в кооперативе "Алькадар" водителем 2 класса, с 17 января 1992 года по 03 января 1995 года в акционерном обществе закрытого типа "КомтрансАвто" водителем 2 класса, с 01 августа 1998 года по 03 июля 2000 года в акционерном обществе закрытого типа "КомтрансАвто" водителем 2 класса, с 12 ноября 2000 года по 20 сентября 2006 года в крестьянском хозяйстве "Людмила" водителем 2 класса, а также в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01 января 2021 года по 30 сентября 2021 года в ООО "Комтрансавто", суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 32, статьей 11, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения указанных периодов в страховой и специальный стаж, поскольку периоды работы подтверждаются данными трудовой книжки истца, а также справкой о работе и заработной плате Хлевного В.П.
Отказывая во включении в страховой стаж периода работы с 08 июля 1986 года по 09 октября 1986 года в Автобазе "Сибкомплектмонтаж" водителем 3 класса, с 09 октября 1986 года по 28 сентября 1989 года в Автобазе "Сибкомплектстрой" водителем 3 класса, суд первой инстанции, исходил из того, что указанные периоды уже включены в страховой стаж истца, что подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета, права истца в данной части не нарушены.
Принимая решение о возложении на ОПФР по Тюменской области обязанности назначить Хлевному В.П. страховую пенсию по старости с момента возникновения права, суд первой инстанции, исходил из того, что право на страховую пенсию по старости с учетом положений пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и с учетом приложения 6 к указанному закону возникнет у истца по достижению возраста 60 лет в 2024 году.
Проверяя законность решения по доводам апелляционной жалобы истца, указывающим на то, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло у него с 15 июня 2022 года, суд апелляционной инстанции указал, что с учетом периодов работы, учтенных пенсионным органом и судом первой инстанции, на день обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии его страховой стаж составлял 35 лет 10 месяц 19 дней, а стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС) 12 лет 11 месяцев 03 дня. С учетом имеющегося у истца северного стажа право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникает у него в возрасте 60 лет, которого он еще не достиг.
В остальной части решение суда первой инстанции сторонами в апелляционном порядке не оспаривалось и не обжалуется в кассационном порядке, следовательно, предметом кассационной проверки являются выводы судов первой и апелляционной инстанций в части разрешения требования истца о назначении досрочной страховой пенсии.
Отклоняя доводы истца о том, что у него возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по достижению им возраста 58 лет 3 месяца, то есть с 15 июня 2022 года, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 32, статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", исходил из того, что у истца в 2019 году и в 2020 году отсутствовали необходимые условия для назначения пенсии, поскольку его специальный стаж составил менее 15 лет в РКС и менее 20 лет в МКС.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на то, что требование истца, изложенное им в апелляционной жалобе о признании права на назначении досрочной страховой пенсии с 15 июня 2022 года, судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку не являлось предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы истца, основанные на положениях части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", приложения N 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанием на то, что право на досрочную страховую пенсию возникло у истца в возрасте 58 лет 03 месяца, которого он достиг 15 июня 2022 года, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
С 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 01 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действующей до 01 января 2019 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона, действующей с 01 января 2019 года), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть 2 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Приложением N 6 к указанному Федеральному закону установлено, что возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, в том числе досрочную по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" для мужчин, увеличивается поэтапно с 2019 года: в 2019 года на 12 месяцев, в 2020 году на 24 месяца, в 2021 году на 36 месяцев, в 2022 году на 48 месяцев, в 2023 года и последующие годы на 60 месяцев.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Таким образом, днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является день наступления совокупности условий, указанных в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", явившихся основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
До 01 января 2019 года пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" была предусмотрена совокупность условий для досрочного назначения пенсии для мужчин: наступление возраста для мужчины - 55 лет, наличие специального стажа 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, наличие страхового стажа не менее 25 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
С 01 января 2019 года предусмотрена совокупность условий, необходимых для досрочного назначения пенсии по указанному основанию, для мужчин: наступление возраста - 60 лет (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением N6 Федерального закона "О страховых пенсиях"), наличие специального стажа 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, наличие страхового стажа не менее 25 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Приложение N 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" предусматривает поэтапное увеличение возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, в том числе досрочную по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При этом переходный период по повышению пенсионного возраста также применяется в тех случаях, когда северный стаж выработан не полностью и происходит снижение возраста назначения пенсии за каждый отработанный год в северном регионе.
Хлевной В.П, "данные изъяты" года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" 30 сентября 2021 года.
Необходимыми условиями для назначения досрочной пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в 2021 году (на момент обращения истца в пенсионный орган) являлись: достижение возраста 58 лет (55 лет (возраст, предусмотренный для мужчин пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" до 01 января 2019 года) + 3 года (увеличение возраста в 2021 году согласно приложению N 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях") = 58 лет) и стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет.
На день обращения за назначением пенсии Хлевной В.П. достиг возраста 57 лет и имел стаж работы в МКС 12 лет 11 месяцев 03 дня (который соответствует стажу работы в РКС - 09 лет 08 месяцев 09 дней).
Таким образом, на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии у Хлевного В.П. отсутствовала совокупность условий, необходимых для назначения досрочной пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку истец не достиг возраста 58 лет и у него отсутствовал стаж работы в РКС 15 лет, в связи с чем оснований для назначения досрочной страховой пенсии не имелось.
Ссылка истца на применение части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" является несостоятельной.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Часть 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" не подлежит применению к данному спору, поскольку Хлевной В.П. в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не приобрел право на досрочное назначение пенсии, так как не достиг возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе на ее досрочное назначение и не приобрел стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии.
С учетом имеющегося у истца стажа работы в районах Крайнего Севера 09 лет 08 месяцев 09 дней и правил снижения общеустановленного пенсионного возраста при неполном северном стаже с учетом положений пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", с учетом переходных положений о поэтапном увеличении возраста, суды пришли к правильному выводу о том, что право Хлевного В.П. на досрочную страховую пенсию возникнет по достижению им возраста 60 лет, то есть 15 марта 2024 года (9 лет северного стажа х 4 месяца = 36 месяцев (3 года); 60 лет (возраст, предусмотренный для мужчин частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" до 01 января 2019 года) - 3 года = 57 + 3 года (увеличение возраста в 2021 году согласно приложению N 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях") = 60 лет).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца, поскольку у него право на досрочную страховую пенсию по старости не возникло ни на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (30 сентября 2021 года), ни при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии у судов не имелось.
Таким образом, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов в той части, в которой удовлетворены исковые требования Хлевного В.П. о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области обязанности назначить страховую пенсию по старости с момента возникновения у него соответствующего права, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, обратить внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
Из анализа приведенных норм права и акта их толкования следует, что решение суда должно быть исполнимым.
Принимая решение о возложении на пенсионный орган обязанности по назначению Хлевному В.П. страховой пенсии по старости с момента возникновения соответствующего права, приходя при этом к правильному выводу о том, что право на досрочную страховую пенсию по старости возникнет у истца с учетом имеющегося у него стажа, установленного на 30 сентября 2021 года, по достижению возраста 60 лет в 2024 году, суд первой инстанции не учел требования закона о его исполнимости, о назначении пенсии со дня обращения за её назначением (при наличии совокупности условий, требуемых для возникновения права на пенсию), а также то, что правильность оценки пенсионных прав истца в рамках данного спора производилась с учетом имеющегося у истца стажа работы по состоянию на день его обращения за назначением пенсии (30 сентября 2021 года), тогда как в случае обращения истца за назначением пенсии после принятого судом решения, пенсионные права истца будут оцениваться с учетом стажа, приобретенного после 30 сентября 2021 года, что может повлиять на порядок назначения пенсии.
Суд апелляционной инстанции данные нарушения не выявил и не устранил.
В целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций в применении и толковании норм материального и процессуального права, которая повлекла вынесение незаконных судебных актов в части назначения пенсии, учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судами установлены, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым судебные постановления в той части, в которой удовлетворены исковые требования о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области назначить Хлевному В.П. страховую пенсию по старости с момента возникновения права отменить, принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Хлевного В.П. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о назначении пенсии отказать.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 24 января 2022 года (с учетом определения об исправлении описки от 11 апреля 2022 года) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 июля 2022 года в той части, которой удовлетворены исковые требования о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области обязанности назначить Хлевному Владимиру Петровичу страховую пенсию по старости с момента возникновения права, отменить.
Принять в отмененной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Хлевного Владимира Петровича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о назначении пенсии отказать.
В остальной части решение Центрального районного суда города Тюмени от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 июля 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.