Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Чернецовой С.М, Бурматовой Г.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-4288/2022 по иску Мойдуновой Масийпы Дурусбековны к Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени о признании незаконным решения, включении в список, по кассационной жалобе Мойдуновой Масийпы Дурусбековны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мойдунова М.Д. обратилась с иском к Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени о признании незаконным решения, включении в список.
В обоснование требований указала на то, что 30 декабря 2020 года Департаментом имущественных отношений администрации города Тюмени было принято решение о признании семьи Мойдуновой М.Д, составом семьи 5 человек, участницей мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Многодетная семья Мойдуновой М.Д. была включена в сводный список. Однако в декабре 2021 года семья Мойдуновой М.Д. незаконно была исключена из участников данной программы. На момент формирования списков возраст Мойдуновой М.Д. не превышал 35 лет.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 24 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Мойдунова М.Д. просит об отмене вышеуказанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной инстанции.
Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени в письменных возражениях просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
При рассмотрении дела было установлено, что приказом от 30 декабря 2020 N 5197 молодая семья Мойдуновой М.Д, с составом семьи 5 человек, включая четверых несовершеннолетних сыновей признана нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты и участницей мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жилье и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
30 декабря 2020 администрации г. Тюмени Мойдуновой М.Д. было направлено уведомление о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты и признании участницей мероприятия ведомственной целевой программы на планируемый (2022) год.
Мойдунова М.Д. и члены ее семьи состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма (общие основания) на основании распоряжения администрации Тугулымского городского округа от 26 января 2015 N54-р.
Приказом директора Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени N 4782 от 06 декабря 2021 принято решение и направлено уведомление от 07 декабря 2021 об исключении семьи Мойдуновой М.Д. из списка участников мероприятия ведомственной целевой программы, поскольку возраст Мойдуновой М.Д. на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2022 году превышает 35 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и исходил из того, что, как федеральное, так и региональное законодательство предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме соответствие членов семьи возрастному критерию (не более 35 лет для каждого из супругов), молодая семья должна соответствовать данному критерию на всем протяжении участия в подпрограмме. Несоблюдение указанного условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, исключает возможность участия семьи в подпрограмме.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцы не подлежали исключению из числа участников муниципальной программы в связи с превышением Мойдуновой М.Д. 35-летнего возраста после признания участниками программы, являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Порядок участия молодых семей в мероприятиях ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" определен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 N 78-п "Об утверждении порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства".
В соответствии с Правилами и Порядком орган местного самоуправления ежегодно до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует список участников.
На основании списка участников Главное управление строительства Тюменской области утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Согласно п. 1.4 Порядка, п.п. "а" п. 6 Правил установлены возрастные ограничения в отношении каждого из супругов на момент принятия решения о включении молодой семьи - участницы ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
При этом, участники программы должны соответствовать ее условиям, в том числе и возрасту, на день принятия исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в Сводный список.
Так, согласно п. 26 Правил исполнительный орган субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует сводный список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем государственной программы. Сводный список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Утвержденный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации сводный список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется ответственному исполнителю государственной программы в установленный ответственным исполнителем государственной программы срок в составе заявки об участии в мероприятии в планируемом году, предусмотренной п. 3 приложения N 5 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что прямо предусмотрено п. 27 названных Правил.
Поскольку на момент утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2022 (06 декабря 2021) возраст Мойдуновой М.Д. ("данные изъяты") составлял 36 лет, то суды сделали обоснованный вывод о законности действий ответчика по исключению семьи истца из списка участников мероприятий ведомственной целевой программы 2022.
Само по себе включение органом местного самоуправления в список изъявивших желание получить социальные выплаты не означает, что такие семьи обладают субъективным правом на получение таких выплат. Молодые семьи должны соответствовать требованиям программ на протяжении всего времени до момента получения выплаты.
Доводы истца о том, что не подлежат исключению из списка другие члены молодой семьи (несовершеннолетние дети) не состоятельны, поскольку противоречат абз. 2 п. 27 Правил, п.п. "а" п. 1.4 Порядка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителей, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мойдуновой Масийпы Дурусбековны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.