Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Щербаковой Н.В. и Константиновой Ю.П, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3473/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Коммерсант" о признании незаконными действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управления Росреестра по Москве, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, по апелляционным жалобам ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и ППК "Роскадастр" на решение Московского городского суда от 13 сентября 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Константиновой Ю.П, пояснения представителя ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" Абросимовой П.А, представителя ППК "Роскадастр" Филипповой Е.С, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителя административного истца Ильясовой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
АО "Коммерсант" обратилось в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 2 087, 7 кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 кадастровая стоимость указанного здания утверждена по состоянию на 1 января 2018 года в размере 60 530 961, 69 руб.
Актом ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" N N от 12 апреля 2021 года на основании сведений, поступивших из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена по состоянию на 5 марта 2021 года в размере 168 957 435, 74 руб.
Сведения о новой кадастровой стоимости внесены Управлением Росреестра по Москве в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 14 апреля 20121 года.
Административный истец считает действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Управления Росреестра по Москве незаконными, нарушающими права и интересы административного истца, поскольку основания для изменения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в период между датами государственной кадастровой оценки не предусмотрены положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ).
С учетом изложенного, уточнив заявленные требования в ходе рассмотрения дела, АО "Коммерсант" просило признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 5 марта 2021 года и обязать ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения путем аннулирования акта N N от 12 апреля 2021 года в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 5 марта 2021 года; признать незаконными действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 5 марта 2021 года; признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 14 апреля 2021 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости согласно акту N N от 12 апреля 2021 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N; обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 168 957 435, 74 руб, определенной по состоянию на 5 марта 2021 года и внесенной 14 апреля 2021 года в ЕГРН на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N N от 12 апреля 2021 года.
Решением Московского городского суда от 13 сентября 2022 года (с учетом определения об исправлении описки от 3 октября 2022 года) административное исковое заявление удовлетворено. Признаны незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 5 марта 2021 года в размере 168 957 435, 74 руб. На ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Коммерсант" путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости N N от 12 апреля 2021 года в части, определяющей кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 5 марта 2021 года.
Признаны незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 5 марта 2021 года.
Признаны незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 14 апреля 2021 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости согласно акту N N от 12 апреля 2021 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 168 957 435, 74 руб. На филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве возложена обязанность исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 5 марта 2021 года, внесенной в ЕГРН 14 апреля 2021 года на основании акта N N от 12 апреля 2021 года.
С данным решением ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве не согласились.
В апелляционной жалобе ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Среди доводов апелляционной жалобы указано на наличие оснований для пересмотра установленной на 1 января 2018 года кадастровой стоимости на основании статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ, так как изменились характеристики объекта недвижимости в его наименовании: предыдущее значение "-" на "помещение" по состоянию на 5 марта 2021 года. Изменение указанной характеристики является основанием для пересмотра оценочной подгруппы с учетом дополнительных источников информации, актуальных на дату изменения сведений, зданию присвоена оценочная подгруппа 4.2 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (дополнительная территория)". При этом положения Порядка определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514 (далее - Порядок N 514), к ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" не применимы, так как учреждение не является органом, осуществляющим функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав. Направление филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве сведений в отношении спорного объекта стало основанием для определения его кадастровой стоимости по состоянию на 5 марта 2021 года в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 237-ФЗ.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в своей апелляционной жалобе указывает, что имелись основания для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в порядке статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ, так как Управлением Росреестра по Москве в отношении данного объекта недвижимости в ЕГРН внесены сведения об изменении его характеристики, а именно исключены сведения о связи здания с земельными участками.
Представителем административного истца поданы письменные возражения относительно доводов апелляционных жалоб ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, в которых он полагает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем ППК "Роскадастр" заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве со ссылкой на реорганизацию ФГБУ "ФКП Росреестра" в форме присоединения.
Определением суда апелляционной инстанции (занесено в протокол судебного заседания от 31 января 2023 года) произведена замена административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" его правопреемником ППК "Роскадастр".
Представители Управления Росреестра по Москве и Департамента городского имущества г. Москве будучи извещенными о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, явка которых обязательной судом не признавалась.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что каких-либо изменений в ЕГРН в сведения об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером N не вносилось. При этом уточнение наименования объекта с "-" на "помещение" не является основанием для пересмотра кадастровой стоимости в порядке статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ и пункта 1 Порядка N 514. Как указал суд, предусмотренная статьей 16 Федерального закона N 237-ФЗ обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости. С учетом изложенного, суд признал информацию, направленную филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве письмом от 5 апреля 2021 года в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", недостаточным основанием для пересмотра кадастровой стоимости по состоянию на 5 марта 2021 года. Как следствие, суд указал на незаконность действий ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости актом от 12 апреля 2021 года в отношении спорного объекта недвижимости.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку они являются ошибочными.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" поставленного на кадастровый учет 23 мая 2012 года.
При постановке объекта с кадастровым номером N на кадастровый учет в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) были определены основные сведения об объекте недвижимости, касающиеся его вида - "здание", а также дополнительные сведения, в частности о его назначении - "нежилое".
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N установлена по состоянию на 1 января 2018 года в размере 60 530 961, 61 руб. распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557.
Из письма ФГБУ "ФКП Росреестра" от 5 апреля 2021 года N N ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" стало известно об изменении характеристик объекта.
12 апреля 2021 года ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" принято решение N N о расчете и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 5 марта 2021 года, которая составила 168 957 435, 74 руб.
14 апреля 2021 года в сведения ЕГРН внесена запись об установлении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на 5 марта 2021 года в размере 168 957 435, 74 руб. на основании акта ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" N N от 12 апреля 2021 года.
Как указано ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", учреждением определена кадастровая стоимость ранее учтенного объекта недвижимости, в отношении которого в ЕГРН внесены изменения, которые влекут за собой изменение его кадастровой стоимости в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ.
Изменение кадастровой стоимости на 5 марта 2021 года обусловлено уточнением оценочной группы в связи с изменением сведений об объекте недвижимости в ЕГРН (присвоена оценочная группа "4.2 Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечения, включая объекты многофункционального назначения (дополнительная территория)"), поскольку при определении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года объект недвижимости с кадастровым номером N был отнесен к 7 оценочной группе "Объекты производственного назначения" подгруппе 7.8 "Прочая промышленность"
В результате 14 апреля 2021 года в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 168 957 435, 74 руб, определенной по состоянию на 5 марта 2021 года.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона N 237-ФЗ, а отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость - Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, в данном случае - Управление Росреестра по Москве.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент осуществления оспариваемых действий) предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
Из части 7 статьи 15 Федерального закона N 237-ФЗ следует, что подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, с учетом следующих особенностей: 1) в перечень объектов недвижимости включаются виды объектов недвижимости (для земельных участков - категории земель), в отношении которых проводилась государственная кадастровая оценка; 2) перечень объектов недвижимости формируется и предоставляется в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
Порядок формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержден Приказом Росреестра от 06 августа 2020 года N П/0283.
Согласно подпункту 4 пункта 2 данного Порядка для целей определения кадастровой стоимости перечни объектов недвижимости подразделяются, в том числе, на перечень вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, формируемый в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 237-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 указанного Порядка в перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, включаются актуальные по состоянию на день формирования такого перечня сведения ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектах недвижимости, в сведения ЕГРН о которых, предусмотренные пунктами 1, 3, 8 - 19, 23, 24, 27 части 4 и пунктами 2 - 12, 17, 18, 21, 24 части 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, внесены изменения (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения хотя бы об одной из характеристик, указанных в пункте 13 настоящего Порядка).
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, вносит соответствующие сведения в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Поскольку 5 марта 2021 года Управлением Росреестра по городу Москве в ЕГРН внесены сведения об изменении характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером N, предусмотренной в пункте 8 части 4 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ (исключены сведения о связи здания с земельными участками), филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве указанный объект недвижимости включен в перечень объектов, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, для передачи в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 237-ФЗ, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
В силу пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений, в сфере государственной кадастровой оценки.
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 декабря 2016 года N 41602 "О наделении полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости" ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" (образовано в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 августа 1995 года N 694 и входит в состав Комплекса экономической политики и имущественно-земельных отношений и является подведомственным учреждением Департамента городского имущества города Москвы), наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей государственной кадастровой оценки на территории города Москвы в соответствии с нормами Федерального закона N 237-ФЗ.
Статьей 16 Федерального закона N 237-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент оспариваемых действий) установлено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1); орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях (часть 2).
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции, действовавшей в юридически значимый период) определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением, за исключением случая определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Согласно части 5 указанной статьи в течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости (часть 6 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ).
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки (часть 7 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ).
Приведенная норма статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ не допускает произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывает возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
При этом, ссылку суда первой инстанции на то, что количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, изменение которых влечет за собой изменение кадастровой стоимости, установлены исключительно Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 514, судебная коллегия находит ошибочной.
Согласно пункту 8 части 4 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости в качестве основных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения о кадастровых номерах иных объектов недвижимости, в границах которых или в которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства.
Как следует из материалов административного дела, 5 марта 2021 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве проведены мероприятия (в рамках поступившего из Управления Росреестра по Москве поручения от 22 декабря 2020 года N N) по вопросу удаления связи объектов капитального строительства и земельных участков в соответствии с письмом Департамента городского имущества города Москвы от 10 декабря 2020 года N ДГИ-Э-143767/20-1 и принято положительное решение по исключению связи здания с кадастровым номером N с земельными участками с кадастровыми номерами N и N (с видом разрешенного использования: "эксплуатация улично-дорожной сети), в связи с чем сведения об этом в рамках статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ письмом от 5 апреля 2021 года N N направлены в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования".
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226, принятым в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 237-ФЗ, утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке (далее также - Методические указания).
В пункте 12.1 Методических указаний было предусмотрено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.
В силу требований пункта 12.2 Методических указаний результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из анализа данных пунктов Методических указаний следует, что поступление в бюджетное учреждение информации о внесении в ЕГРН сведений об изменении связи с земельными участками, в границах которых расположен объект недвижимости, является основанием для рассмотрения вопроса об определении кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости в порядке статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ.
Актом ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" N N от 12 апреля 2021 года определена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 5 марта 2021 года, сведения о которой затем внесены в ЕГРН.
Как следует из материалов административного дела, акт об определении кадастровой стоимости, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости, составлен в форме электронного документа.
Указанный акт ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" N N от 12 апреля 2021 года содержит результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
16 июня 2022 года по обращению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" разъяснения (сведения) об определении кадастровой стоимости на бумажном носителе были представлены административному истцу.
Учитывая изложенное, определение кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в порядке статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ произведено уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий, порядок определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением был соблюден.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционные жалобы ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и ППК "Роскадастр" - удовлетворить.
Решение Московского городского суда от 13 сентября 2022 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований АО "Коммерсант" о признании незаконными действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управления Росреестра по Москве, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.