Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Кудряшова В.К, Щербаковой Ю.А, при ведении протокола помощником судьи Кубаевой И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-166/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" о признании решений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельных участков) в размере рыночной и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельных участков) в размере рыночной стоимости
по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" на решение Рязанского областного суда от 25 октября 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс", административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений об отказе в установлении кадастровой стоимости 26 земельных участков в размере рыночной и установлении кадастровой стоимости данных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежат 16 земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты":57, "данные изъяты":198, "данные изъяты":197, "данные изъяты":195, "данные изъяты":155, "данные изъяты":154, "данные изъяты":204, "данные изъяты":86, "данные изъяты":123, "данные изъяты":122, "данные изъяты":85, "данные изъяты":86, "данные изъяты":59, "данные изъяты":69, "данные изъяты":67, "данные изъяты":101, и на основании договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 1 июля 2021 года находятся в пользовании 10 земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты":67, "данные изъяты":90, "данные изъяты":89, "данные изъяты":77, "данные изъяты":98, "данные изъяты":94, "данные изъяты":123, "данные изъяты":87, "данные изъяты":262, "данные изъяты":92.
24 января 2022 решениями Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ РО "Центр ГКО") N ОРС-62/2022/001017; N ОРС-62/2022/001018; N ОРС-62/2022/001019; N ОРС-62/2022/001020; N ОРС-62/2022/001021; N ОРС-62/2022/001022; N ОРС-62/2022/001023; N ОРС-62/2022/001024; N ОРС-62/2022/001025; N ОРС-62/2022/001026; N ОРС-62/2022/001027; N ОРС-62/2022/001028; N ОРС-62/2022/001029; N ОРС-62/2022/001030; N ОРС-62/2022/001031; N ОРС-62/2022/001032; N ОРС-62/2022/001033; N ОРС-62/2022/001034; N ОРС-62/2022/001035; N ОРС-62/2022/001036; N ОРС-62/2022/001037; N ОРС-62/2022/001038; N ОРС-62/2022/001039; N ОРС-62/2022/001040; N РС-62/2022/001041; N ОРС-62/2022/001042 в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости отказано.
Просил суд признать незаконными решения ГБУ РО "Центр ГКО" от 24 января 2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости 26 земельных участков в размере их рыночной стоимости и установить кадастровую стоимость данных земельных участков по состоянию на 16 августа 2021 года в размере их рыночной стоимости на основании отчёта об оценке N 182/21 от 16 августа 2021года, подготовленного частнопрактикующим оценщиком (далее - ЧПО) "данные изъяты" С.И.
Решением Рязанского областного суда от 25 октября 2022 года заявленные требования удовлетворены частично; по состоянию на 16 августа 2022 года установлена кадастровая стоимость равной рыночной стоимости земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты":57 в размере 2 580 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":198 - 4 946 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":197 - 4 737 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":195 - 2 413 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":155 - 2 979 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":154 - 4 561 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":204 - 3 119 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":86 - 2 575 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":123 - 2 561 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":122 - 2 412 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":85 - 2 703 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":86 - 2 678 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":59 - 2 852 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":69 - 1 679 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":67 - 1 922 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":101 - 9 198 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":67 - 2 346 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":90 - 2 031 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":89 - 2 143 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":77- 3 382 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":98 - 3 663 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":94 - 3 180 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":123 - 1 994 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":87 - 2 358 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":262 - 8 091 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":92 - 2 612 000 рублей.
В удовлетворении требований о признании незаконным решений ГБУ РО "Центр ГКО" об отказе в установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной, отказано.
В апелляционной жалобе ГБУ РО "Центр ГКО" (далее также - административный ответчик) просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, указывая, что судом неверно применены нормы материального и процессуального права, неверно дана оценка доказательствам, содержащимся в материалах дела, поскольку полагает, что судом не принято во внимание, что предметом спора является не отчёт об оценке, а решения ГБУ РО "Центр ГКО" об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков, однако вопросы, поставленные перед экспертом направлены исключительно на проверку соответствия отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки; считает, что, отказав в удовлетворении требований о признании незаконными решения об отказе в установлении рыночной стоимости земельных участков на основании отчёта об оценке и установив при этом рыночную стоимость данных объектов недвижимости на основании судебной экспертизы, суд выполнил полномочия административного ответчика; полагает, что имеет место злоупотребления правом со стороны административного истца, поскольку при вынесении оспариваемого решения административный ответчик руководствовался поданными административным истцом документами и отчётом о рыночной стоимости, сведениями о иной рыночной стоимости, которую в дальнейшем рассчитал эксперт, учреждение не располагало, и рыночная стоимость, определённая экспертом, не являлась предметом рассмотрения при вынесении оспариваемого решения, считают, что заключение эксперта не соответствует действующему законодательству.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Представитель филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Рязанской области (правопреемник федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области) просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, приходит к следующему.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьёй 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ определён порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, действующий в силу пунктов 1, 3 части 2, части 3 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ, и распоряжением Правительства Рязанской области от 13 ноября 2020 года N 534-р на территории Рязанской области установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ с 1 января 2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершённого строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в сфере кадастровой оценки в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьёй).
Заявление об установлении рыночной стоимости подаётся в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, по результатам рассмотрения которого названное бюджетное учреждение вправе принять решение как об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, так и об отказе в установлении кадастровой стоимости равной рыночной в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчётными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчёта об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (части 2, 11 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Поскольку статья 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ не регулирует процедуру рассмотрение судом вопроса об установлении рыночной стоимости, возможность её установления с учётом данной нормы следует отнести применительно к главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом в силу части 1 пункта 2 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В данном случае, несмотря на то, что требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения, оно подлежит рассмотрению по существу в соответствии нормами процессуального законодательства, при этом согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда должно содержаться также указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.
Такое решение позволит избежать неоправданного использования временных, финансовых и кадровых ресурсов органов судебной власти государства в ходе рассмотрения дела, избыточности процессуальных процедур, исключить затягивание или необоснованное возобновление судебного разбирательства; создаст условие для предоставления своевременной судебной защиты.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 ноября 2014 года N 28-П, о том, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Прогресс" является собственником земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты":57 общей площадью 1 537 313 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":198 общей площадью 3 999 201 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":197 общей площадью 3 753 598 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":195 общей площадью 1 392 227 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":155 общей площадью 1 899 852 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":154 общей площадью 3 550 492 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":204 общей площадью 2 028 800 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":86 общей площадью 1 532 207 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":123 общей площадью 1 524 857 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":122 общей площадью 1 390 809 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":85 общей площадью 1 645 558 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":86 общей площадью 1 625 042 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":59 общей площадью 1 778 508 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":69 общей площадью 816 594 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир населённый пункт.
Участок находится примерно в 3300 м, по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":67 общей площадью 995 742 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир населённый пункт. Участок находится примерно в 2200 м, по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":101 общей площадью 9 979 890 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир населённый пункт. Участок находится примерно в 2200 м, по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Рязанская область, "данные изъяты".
ООО "Прогресс" является также арендатором десяти земельных участков, расположенных на территории Скопинского муниципального района Рязанской области:
с кадастровым номером "данные изъяты":67 общей площадью 1 335 231 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":90 общей площадью 1 081 004 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":89 общей площадью 1 168 094 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":77 общей площадью 2 286 034 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1600 м, по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Рязанская область, Скопинский район, поселок Широкий, улица Центральная, дом 11, с кадастровым номером "данные изъяты":98 общей площадью 2 572 716 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":94 общей площадью 2 089 879 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":123 общей площадью 1 051 358 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":87 общей площадью 1 346 370 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":262 общей площадью 8 246 461 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир населённый пункт. Участок находится примерно в 1000 метрах по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Рязанская область, "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты":92 общей площадью 1 565 044 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, "данные изъяты".
Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14 сентября 2020 года N 18-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения на территории Рязанской области" по состоянию на 1 января 2020 года установлена кадастровая стоимость земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты":57 в размере 8 485 967, 76 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":198 - 22 075 589, 52 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":197 - 20 719 860, 96 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":195 - 7 685 093, 04 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":155 - 15 616 783, 44 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":154 - 28 616 965, 52 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":204 - 16 088 384 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":86 - 8 856 156, 46 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":123 - 8 813 673, 46 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":122 - 8 038 876, 02 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":85 - 13 263 197, 48 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":86 - 13 097 838, 52 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":59 - 14 334 774, 48 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":69 - 6 598 079, 52 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":67 - 7567 639, 20 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":101 - 82 034 695, 80 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":67 - 7 864 510, 59 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":90 - 6 367 113, 56 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":89 - 6 739 902, 38 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":77 - 13 190 416, 18 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":98 - 19 552 641, 60 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":94 - 12 309 387, 31 рубля, с кадастровым номером "данные изъяты":123 - 8 473 945, 48 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":87 - 10 851 742, 20 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":262 - 41 149 840, 39 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":92 - 9 045 954, 32 рублей.
В силу положений статей 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении 16 земельных участков, которые находятся в его собственности, является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В силу положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также условий договоров аренды, административный истец в отношении 10 арендуемых спорных земельных участков является плательщиком арендной платы, размер которой определяется в размере годовой ставки земельного налога, которая исчисляется исходя из кадастровой стоимости арендуемого объекта недвижимости.
Таким образом, результатами определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости затрагиваются права и обязанности административного истца, в связи с чем он вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд.
Соблюдая установленный статьёй 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ порядок, административный истец обратился к административному ответчику (одним из основных видов деятельности которого является рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним) с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и представил отчёт об оценке рыночной стоимости от 16 августа 2021 года N 182/21, подготовленный ЧПО "данные изъяты" С.И, согласно которому по состоянию на 16 августа 2021 года рыночная стоимость земельных участков составляет:
с кадастровым номером "данные изъяты":57 - 3 637 283 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":198 - 5 598 881 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":197 - 5 255 037 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":195 - 1 949 118 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":155 - 2 659 793 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":154 - 4 970 689 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":204 - 2 840 320 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":86 - 2 145 090 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":123 - 2 134 800 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":122 - 1 947 133 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":85 - 2 303 781 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":86 - 2 275 059 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":59 - 2 489 911 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":69 - 1 347 380 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":67 - 1 394 039 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":101 - 13 971 846 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":67 - 1 869 323 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":90 - 1 513 406 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":89 - 1 635 332 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":77 - 3 200 448 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":98 - 3 601 802 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":94 - 2 925 831 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":123 - 1 471 901 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":87 - 1 884 918 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":262 - 11 545 045 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":92 - 2 191 062 рублей.
Решениями ГБУ РО "Центр ГКО" от 24 января 2022 года N ОРС-62/2022/001017; N ОРС-62/2022/001018; N ОРС-62/2022/001019; N ОРС-62/2022/001020; N ОРС-62/2022/001021; N ОРС-62/2022/001022; N ОРС-62/2022/001023; N ОРС-62/2022/001024; N ОРС-62/2022/001025; N ОРС-62/2022/001026; N ОРС-62/2022/001027; N ОРС-62/2022/001028; N ОРС-62/2022/001029; N ОРС-62/2022/001030; N ОРС-62/2022/001031; N ОРС-62/2022/001032; N ОРС-62/2022/001033; N ОРС-62/2022/001034; N ОРС-62/2022/001035; N ОРС-62/2022/001036; N ОРС-62/2022/001037; N ОРС- 62/2022/001038; N ОРС-62/2022/001039; N ОРС-62/2022/001040; N РС-62/2022/001041; N ОРС-62/2022/001042 отказано в установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, поскольку как указано в разделах V решений, причинами к отказу послужили: использование неполных и (или) недостоверных сведений, расчётные или иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости, нарушение требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчёта об оценке рыночной стоимости.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Для оценки правомерности выводов в решении ГБУ РО "Центр ГКО" относительно представленного отчёта об оценке судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза на предмет определения соответствия отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтверждения рыночной стоимости объектов недвижимости на дату их оценки, которая поручена обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты"").
Согласно экспертному заключению N 548/2022 от 29 июля 2022 года и заключению проведённой в дальнейшем дополнительной судебной оценочной экспертизы N 548-1/2022 от 3 октября 2022 года, подготовленных экспертом ООО " "данные изъяты"" "данные изъяты" В.А.:
отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков ЧПО "данные изъяты" С.И. N 182/21 от 16 августа 2021 года об определении рыночной стоимости спорных земельных участков не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, при составлении отчёта допущены ошибки, в том числе ошибки, указанные в решениях ГБУ РО "Центр ГКО", повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости.
по состоянию на 16 августа 2021 года рыночная стоимость земельных участков составляет:
с кадастровым номером "данные изъяты":57 - 2 580 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":198 - 4 946 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":197 - 4 737 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":195 - 2 413 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":155 - 2 979 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":154 - 4 561 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":204 - 3 119 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":86 - 2 575 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":123 - 2 561 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":122 - 2 412 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":85 - 2 703 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":86 - 2 678 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":59 - 2 852 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":69 - 1 679 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":67 - 1 922 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":101 - 9 198 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":67 - 2 346 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":90 - 2 031 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":89 - 2 143 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":77 - 3 382 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":98 - 3 663 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":94 - 3 180 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":123 - 1 994 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":87 - 2 358 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":262 - 8 091 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":92 - 2 612 000 рублей.
Оценив заключение эксперта "данные изъяты" В.А, с учётом дополнительного экспертного заключения в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу, суд первой инстанции установил, что экспертное заключение, с учётом дополнительного заключения составлено в установленной письменной форме, содержит подробное описание проведённого исследования и его результаты, с указанием применённых методов, ссылки на использованные нормативные правовые акты и литературу, конкретные ответы на поставленные судом вопросы не противоречат действующему законодательству; эксперт является незаинтересованным по делу лицом, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, по уровню своего образования, квалификации, длительному стажу оценочной работы отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, и пришёл к выводу, что данное заключение с учётом дополнительного заключения эксперта является надлежащим доказательством по делу.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку порядок проведения экспертиз, форма и содержание экспертных заключений соответствуют положениям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", следовательно, отвечают требованиям статей 49, 77, 79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, установив, что содержание оспариваемого решения ГБУ РО "Центр ГКО" в полной мере соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не могла быть установлена в размере рыночной стоимости определённой в отчёте об оценке, пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании решений ГБУ РО "Центр ГКО" от 24 января 2022 года незаконными и установилкадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определённой в заключении эксперта.
Вопреки доводам жалобы, из анализа действующего законодательства следует, что требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть заявлено при предъявлении административного иска только одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения, и в случае признания такого решения законным суд не вправе отказать в удовлетворении заявленного административным истцом требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, поскольку иное противоречит гарантиям судебной защиты права административного истца на установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости для целей, предусмотренных законодательством.
В связи с чем также не усматривается злоупотребления процессуальными правами со стороны административного истца, действующего в установленном законом порядке.
Выводы суда первой инстанции основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования полученных судом доказательств. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришёл к вышеуказанным выводам, подробно, со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, их правильность не вызывает сомнений.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Рязанского областного суда от 25 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.