Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Щербаковой Ю.А, Кудряшова В.К, при ведении протокола помощником судьи Сухоруковой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2/2022 по административному исковому заявлению администрации Великого Новгорода о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков N N и N N от 9 апреля 2021 года
по апелляционной жалобе администрации Великого Новгорода на решение Новгородского областного суда от 10 октября 2022 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Ю.А, судебная коллегия
установила:
администрация Великого Новгорода (далее также - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее также - Комиссия) NN N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N от 9 апреля 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Свои требования мотивировала тем, что является получателем средств, поступающих в бюджет городского округа в виде доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границе городского округа. Оспариваемые решения Комиссии нарушают права и законные интересы данного муниципального образования, в виду того, что ими уменьшена кадастровая стоимость земельных участков, исходя из которой закрытому акционерному обществу " "данные изъяты"" (далее - ЗАО) рассчитывается арендная плата, что уменьшает поступления доходов в местный бюджет. Отчеты об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, на основании которых приняты оспариваемые решения, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, что повлекло существенное занижение рыночной стоимости объектов.
Определением Новгородского областного суда от 20 августа 2021 года административные исковые требования администрации Великого Новгорода в части оспаривания решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области N N от 9 апреля 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости и N N от 9 апреля 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости, выделены в отдельное производство.
Решением Новгородского областного суда от 21 октября 2022 года административное исковое заявление в выделенной части оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе администрация Великого Новгорода просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции дана неверная оценка имеющимся доказательствам.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области представлены возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности постановленного судебного решения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, по вызову суда апелляционной инстанции не явились. Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, не представили. Ходатайств об отложении судебного заседания, не поступало.
На основании статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции сочла возможным рассмотрение административного дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на них, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 2.1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы местного самоуправления вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 135-ФЗ) решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
В силу положений статей 61, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков по нормативу 100 процентов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" размер арендной платы при аренде земельных участков определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Новгородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержден постановлением Правительства Новгородской области от 1 марта 2016 года N N, в соответствии с которым для определения размера арендной платы применяется кадастровая стоимость земельных участков.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (Арендодатель) и ЗАО " "данные изъяты"" (Арендатор) заключен договор аренды N от 26 июня 2013 года земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, в соответствии с условиями которого, ЗАО " "данные изъяты"" во временное владение и пользование в территориальной зоне Ж.4 (зона застройки многоквартирными домами этажностью в 6-9 этажей), в границах согласно кадастровым паспортам земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес", переданы наряду с иными земельные участки с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. метров и с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. метров.
Дополнительными соглашениями N от 21 января 2021 года, N от 22 марта 2021 года в договор аренды N от 26 июня 2013 года внесены изменения в части исключения земельных участков с кадастровыми номерами N, N из пункта 1.1 договора. Фактическое пользование участками прекращено 16 сентября 2020 года и 13 января 2021 года соответственно, в связи с переходом вышеприведенных земельных участков в общедолевую собственность граждан и юридических лиц в связи с окончанием строительства многоквартирного дома и введением его в эксплуатацию.
Из содержания приложений к договору N от 26 июня 2013 года следует, что расчет арендной платы на 2018-2021 годы установлен исходя их кадастровой стоимости земельных участков.
21 марта 2021 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области поступило четыре заявления ЗАО " "данные изъяты"" о пересмотре кадастровой стоимости 37 земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами N, N.
С заявлениями представлен соответствующий пакет документов, предусмотренный статьей 24.18 Федеральный закон N 135-ФЗ, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости N от 24 марта 2021 года, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" в отношении четырех земельных участков, в том числе и спорных.
По результатам рассмотрения представленных документов, в том числе и отчета об оценке N, 9 апреля 2021 года Комиссией, наряду с иными, приняты решения N N и N N об удовлетворении заявления ЗАО " "данные изъяты"" и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости (земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля; земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей).
Как указано выше, решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, принятые 9 апреля 2021 года в отношении иных арендуемых ЗАО " "данные изъяты"" земельных участков оспаривались администрацией Великого Новгорода в рамках административного дела N 3а-1/2022, находящегося в производстве Новгородского областного суда.
Вступившим в законную силу решением Новгородского областного суда от 28 апреля 2022 года администрации Новгородской области в удовлетворении требований отказано.
В ходе рассмотрения указанного выше дела, поскольку администрация Великого Новгорода полагала отчеты об оценке, составленные ООО " "данные изъяты"", в том числе и отчет N от 24 марта 2021 года, несоответствующими федеральному законодательству об оценочной деятельности, определением суда от 20 августа 2021 года назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено Автономной некоммерческой организацией Экспертно-правовой центр " "данные изъяты"" (далее также - АНО Экспертно-правовой центр " "данные изъяты"")
По результатам судебной экспертизы, выполненной экспертом АНО Экспертно-правовой центр " "данные изъяты"" ФИО1 представлено заключение N от 15 ноября 2021 года, в котором указано на допущенные оценщиками ООО " "данные изъяты"" нарушения при формировании выводов о рыночной стоимости объектов оценки нарушения методологии оценки, повлекших формирование необоснованных выводов о стоимости земельных участков.
Полагая, что выводы эксперта ФИО1 носят вероятностный характер, поскольку не приведено ни одного исследования, подтверждающего сделанные выводы, а ответы, данные им в ходе допроса в судебном заседании, не восполнили недостатков экспертного заключения и не устранили противоречий в выводах, определением Новгородского областного суда от 28 января 2022 года назначено проведение повторной оценочной экспертизы, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты" (далее также - ООО " "данные изъяты" "данные изъяты"
Из содержания полученного заключения N от 5 апреля 2022 года, составленного экспертом ФИО2 следует, что отчеты об оценке ООО " "данные изъяты"", в том числе и отчет N от 24 марта 2021 года, соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки.
Проверяя законность принятых Комиссией решений, проанализировав положения приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, утвердившего порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд сделал вывод о принятии оспариваемых решений компетентным органом, с соблюдением установленного порядка. Оценив заключение повторной судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорных земельных участков, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований администрации Великого Новгорода.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В настоящем деле участвуют те же лица, которые являлись участниками процесса при рассмотрении административного дела N 3а-1/2022 и в отношении них установлены обстоятельства, являющиеся предметом данного спора. Вступившее в законную силу решение Новгородского областного суда от 28 апреля 2022 года об отказе в удовлетворении требований принято в результате рассмотрения дела по существу, в том числе с учетом проведенных судебных экспертиз, оценка которым дана в судебном акте.
Поскольку имеется вступивший в законную силу судебный акт, устанавливающий отсутствие оснований для вывода о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новгородской области при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 9 апреля 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельных участков, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку по существу, податель жалобы выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств по вступившему в законную силу решению суда, принятому в рамках иного административного дела.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Новгородского областного суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новгородского областного суда от 10 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.