Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО2, действующего в интересах ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет", на вступившие в законную силу постановление Управления Росреестра по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Управления Росреестра по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет" (далее-ФГБОУ "ДГТУ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ постановление Управления Росреестра по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Решением судьи Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО2, действующий в интересах ФГБОУ "ДГТУ", ставит вопрос об отмене судебных постановлений и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на необходимость назначения наказания с применением положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
На основании части 1 статьи 25 и части 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ), права на земельные участки, возникающие по основаниям предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и подтверждаются соответствующими документами о государственной регистрации прав.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является орган местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенных на его территории.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в. государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства реконструкции.
Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил выдачи разрешения и использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Правила N).
Согласно указанным Правилам N разрешение выдается на основании заявления заинтересованного лица, поданного в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании вышеизложенного, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.33, подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.34 ЗК РФ правовым основанием для использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства является выданное в установленном Правилами N порядке разрешение уполномоченного органа.
До выдачи соответствующего решения в установленном законом порядке юридические основания для использования земельного участка в указанных целях отсутствуют.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером N площадью 7307 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ "ДГТУ".
Обмером земельного участка с кадастровым номером N установлено, что его площадь которая выходит за границы земельного участка с кадастровым номером N составляет 7998, 61 кв.м. Часть земельного участка, площадью 691, 61 кв.м, огорожена сеткой-забором, и на нем расположено имущество ФГБОУ "ДГТУ".
Правоустанавливающие документы на самовольно занятую часть земельного участка, расположенную в кадастровом квартале N, площадью 691, 61 кв.м, занимаемую ФГБОУ "ДГТУ", отсутствуют.
Поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком органом местного самоуправления является администрация "адрес".
Разрешение на использование прилегающего земельного участка, площадью 691, 61 кв.м, расположенного в кадастровом квартале N, ФГБОУ "ДГТУ" не получало.
Таким образом, ФГБОУ "ДГТУ", не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав, фактически использует часть территории, площадью 691, 61 кв.м, относящейся к землям общего пользования до разграничения права, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером N по адресу: "адрес", переданного на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ "ДГТУ".
Факт совершения ФГБОУ "ДГТУ" правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, подтверждается распоряжением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровой выпиской, протоколом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, обмером границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные доказательства оценены судьей на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, а судьями, на основании анализа представленных доказательств, сделан правильный вывод о наличии в действиях ФГБОУ "ДГТУ" состава административного правонарушения.
Доводы жалобы о применении положения статьи 2.9 КоАП РФ подлежат отклонению, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности юридическим лицом в материалах дела отсутствуют).
Таким образом, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения ФГБОУ "ДГТУ" от административной ответственности отсутствуют.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о том, что имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов, а указывают на несогласие с выводами судей о фактических обстоятельствах дела.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения ФГБОУ "ДГТУ" административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, материалы дела не свидетельствуют о нарушении должностным лицом административного органа и судьями норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену постановления и судебных решений, вступивших в законную силу, полагаю, что постановление Управления Росреестра по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление Управления Росреестра по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2, действующего в интересах ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет", - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.