Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Махкамовой В.Р. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 8 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 29 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Махкамовой В.Р. к администрации г. Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Махкамова В.Р. обратилась в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь (далее - Комиссия) от 18 августа 2021 года, оформленного протоколом, в части отказа в выдаче Махкамовой В.Р. заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: "адрес"; возложить на администрацию г. Симферополя Республики Крым (далее - администрация) обязанность повторно рассмотреть заявление Махкамовой В.Р. о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства и выдаче заключения о признании постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, жилым домом, с учетом установленных по делу обстоятельств; возложить на администрацию обязанность сообщить в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым, Махкамовой В.Р. об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.
В обоснование административного искового заявления Махкамова В.Р. указала, что обратилась в администрацию с заявлением о выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства. К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 4 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252. Заявление административного истца 9 ноября 2018 года было рассмотрено на заседании Комиссии, и по итогам заседания было принято решение, которым самовольная постройка признана объектом индивидуального жилищного строительства. Письмом от 31 марта 2022 года N администрация уведомила административного истца о том, что заявление 18 августа 2021 года было еще раз рассмотрено на заседании Комиссии и принято решение об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства в связи с несоответствием самовольной постройки условиям Порядка предоставления земельного участка. Полагая указанное решение незаконным, административный истец указывает на то, что при повторном рассмотрении заявления Комиссией не было принято во внимание наличие действующего не отмененного заключения Комиссии от 9 ноября 2018 года о возможном использовании в качестве объекта индивидуального жилищного строительства самовольной постройки. Действующий порядок, которым в своей деятельности руководствуется Комиссия, не предполагает наличия у Комиссии полномочий по пересмотру ранее принятых решений.
Таким образом, по мнению административного истца, наличие двух противоречивых решений по результатам рассмотрения одного и того же заявления административного истца свидетельствует о нарушении принципов правовой определенности.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 8 сентября 2022 года в удовлетворении административного иска отказано. С Махкамовой В.Р. в пользу "данные изъяты" взысканы судебные расходы на проведение экспертизы в сумме 30 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 29 ноября 2022 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 8 сентября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 декабря 2022 года, Махкамова В.Р. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 8 сентября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 29 ноября 2022 года. Как указывает заявитель, действующий порядок, которым в своей деятельности руководствуется Комиссия, не предполагает наличие у Комиссии полномочий по пересмотру ранее принятых решений. Ссылается на отсутствие в оспариваемом решении администрации конкретного подпункта пункта 15 Порядка предоставления земельного участка, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии аргументированной позиции со стороны администрации. Также выражает несогласие с результатами судебной экспертизы, поскольку эксперт, по мнению Махкамовой В.Р, фактически провел картографическую экспертизу.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 января 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
В возражениях относительно кассационной жалобы Управление выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения путем использования систем видео-конференц-связи представителя Махкамовой В.Р. по доверенности Гафарова Т.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, в порядке статьи 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" административный истец Махкамова В.Р. 31 мая 2018 года обратилась в администрацию с заявлением (вх. N) о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
Заявление административного истца было рассмотрено на заседании Комиссии в соответствии с Порядком предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N
По итогам заседания Комиссии принято решение о признании самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства, что подтверждается протоколом от 8 ноября 2018 года (пункт 15).
На основании результатов заседания Комиссии администрацией 9 ноября 2018 года выдано заключение о возможности использования самовольной постройки, расположенной по адресу: г. Симферополь, ул. Полигонная, 125, в качестве объекта индивидуального жилищного строительства.
Вышеуказанная информация доведена до сведения административного истца в письме от 15 ноября 2018 года N с приложением к нему заключения от 9 ноября 2018 года о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства, а также с указанием на то, что заявление и заключение направлены в департамент развития муниципальной собственности администрации для рассмотрения вопроса предварительного согласования предоставления земельного участка.
Департаментом развития муниципальной собственности заявление административного истца с прилагаемым пакетом документов передано на доработку в отдел по межнациональным отношениям администрации, что доведено до сведения административного истца в письме от 5 апреля 2019 года N
Заявление административного истца от 31 мая 2018 года N повторно было рассмотрено 18 августа 2021 года на заседании Комиссии, и по итогам заседания принято решение, оформленное протоколом от 18 августа 2021 года, об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: "адрес", в связи с несоответствием самовольной постройки условиям, указанным в Порядке, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252, а именно: согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, по состоянию на 18 марта 2014 года на испрашиваемом земельном участке указанное строение отсутствует.
Эта информация доведена до сведения административного истца в письме от 26 августа 2021 года N и повторно административный истец проинформирована о принятом решении в письме от 31 марта 2022 года N
На основании постановления администрации от 1 декабря 2021 года N Махкамовой В.Р. отказано в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: "адрес", с расположенной на нем самовольной постройкой.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в состав Российской Федерации новых субъекты - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из приведенного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ЗК РФ.
Закон Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК) в соответствии с ЗК РФ, Законом N 6-ФКЗ устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Статьей 22 Закона N 66-ЗРК/2015 определены особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до 18 марта 2014 года.
Так, согласно части 1 статьи 22 Закона N 66-ЗРК/2015 гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: 1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; 2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года; 3) имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; 4) объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; 5) на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.
Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии со статьей 22 обладают граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 4 упомянутого Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым (часть 2 статьи 22 Закона N66-ЗРК/2015).
В соответствии с частью 4 статьи 22 Закона N 66-ЗРК/2015 порядок предоставления земельных участков в соответствии с этой статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252 утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, согласно пункту 2 которого предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения.
В соответствии с пунктом 3 данного Порядка гражданин в целях предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по форме согласно приложению 1 к данному Порядку.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.
Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 14 Порядка).
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Порядка Комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 упомянутого Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.
Решение комиссии оформляется в виде протокола.
На основании решения комиссии уполномоченный орган: 1) обеспечивает подготовку и выдачу Заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 приведенного Порядка; 2) принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 указанного Порядка.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней обеспечивает направление заявителю Заключения или решения об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой.
На территории муниципального образования городской округ Симферополь предоставление гражданам земельных участков, как правомочие по распоряжению муниципальной собственностью, отнесено к полномочиям администрации (статья 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Симферопольского горсовета от 13 ноября 2014 года N 61).
В целях реализации пункта 14 вышеуказанного Порядка постановлением администрации от 28 июня 2017 года N 2046 создана Комиссия.
Вышеназванным постановлением также утверждено Положение о Комиссии (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с пунктом 3.1 которого Комиссия для решения возложенных на нее задач принимает решение о возможности или невозможности подготовки заключения.
В соответствии с пунктом 5.2, 5.5 Положения заседания комиссии проводятся по мере поступления и формирования материалов для их проведения, но не реже одного раза в месяц при наличии заявлений. Решение комиссии оформляется протоколом.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что решение о выдаче заключения о признании постройки, возведенной самовольно, объектом индивидуального жилищного строительства может быть принято Комиссией исключительно при соответствии такой постройки условиям, определенным в пункте 15 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252, при этом обязательным условием является возведение такой постройки в период до 18 марта 2014 года.
Судами установлено, что основанием для принятия решения об отказе в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно, объектом индивидуального жилищного строительства, оформленного протоколом от 18 августа 2021 года, послужили установленные обстоятельства о несоответствии самовольной постройки условиям, перечисленным в пункте 15 Порядка представления земельного участка с расположенной на нем постройкой, поскольку самовольная постройка возведена после 18 марта 2014 года.
Так, административный ответчик указал, что согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, было установлено, что строение, расположенное на земельном участке по адресу: "адрес", возведено после 18 марта 2014 года.
Из заключения судебной строительно-технической экспертизы, выполненной "данные изъяты" от 12 июля 2022 года N следует, что период возведения строения на земельном участке по адресу: "адрес" с 16 марта по 20 августа 2018 года; до 16 марта 2018 года на земельном участке по адресу: "адрес", не имелось исследуемого строения; на 20 августа 2018 года на земельном участке по адресу: "адрес", исследуемое строение было возведено. Кроме того, согласно выводам эксперта объект недвижимости (постройка), возведенная по названному адресу, не соответствует требованиям строительных норм и правил, предъявляемым к индивидуальным жилым домам.
Данное заключение также признано судами допустимым доказательством по делу.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения от 18 августа 2021 года не усмотрели.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 8 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Махкамовой В.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 17 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.