Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Богатых О.П. и Русакова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ОП (Адлерский район) УВД по городу Сочи к Геворгизову Ю.В. об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационного представления, выслушав прокурора Давыдова А.А, судебная коллегия
установила:
ОП (Адлерский район) УВД по городу Сочи обратился в Адлерский районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к Геваргизову Ю.В. в котором просит: установить административный надзор в отношении Геваргизова Ю.В. сроком на три года, с момента постановки на профилактический учет, одновременно установить ему следующие ограничения: запретить пребывание вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 23:00 часов до 06:00 часов; обязать являться один раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации, запретить выезжать за пределы муниципального образования по избранному месту жительства.
Решением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 12 апреля 2022 года административное исковое заявление ОП (Адлерский район) УВД по городу Сочи к Геваргизову Ю.В. об установлении административного надзора удовлетворено. Суд постановил:установить административный надзор в отношении Геваргизова Ю.В. сроком на три года, с момента постановки на профилактический учет, одновременно установить ему следующие ограничения: запретить пребывание вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 23:00 часов до 06:00 часов. Обязать являться один раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации. Запретить выезжать за пределы муниципального образованию по избранному месту жительства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 августа 2022 года решение от 12 апреля 2022 года изменено. В отношении Геваргизова Ю.В. установлен административный надзор сроком на три года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения до погашения судимости, установлен запрет выезжать за пределы Краснодарского края. В остальной части решение Адлерского районного суда города Сочи от 12 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поступившем в суд первой инстанции 27 декабря 2022 года, прокурор просит апелляционное определение изменить в части срока административного надзора, определив его на три года со дня вступления в законную силу судебного акта.
Определением от 30 января 2022 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, доводы кассационного представления, выслушав прокурора, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что при рассмотрении настоящего административного дела апелляционным судом были допущены такого характера нарушения.
Из материалов дела следует, что Геваргизов Ю.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден ДД.ММ.ГГГГ Адлерским районным судом Краснодарского края по п. "а", части 3 статьи "данные изъяты" УК РФ к ДД.ММ.ГГГГ месяцам лишения свободы, с присоединённым приговором от 14 июня 2018 года по части 1 статьи "данные изъяты" УК РФ и окончательно назначено наказание в виде лишением свободы на срок три месяца исправительной колонии общего режима. Отбывал наказание в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Краснодарскому краю, освободился ДД.ММ.ГГГГ Судом установлено, что Геваргизов Ю.В. поставлен на профилактический учет как лицо, формально подпадающее под административный надзор (дата погашения судимости ДД.ММ.ГГГГ). Геваргизов Ю.В. предупрежден, что административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющие непогашенную, либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления и /или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года NФЗ-64 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ). Однако Геваргизов Ю.В. в течение года 2 раза привлекался к административной ответственности: по части 1 статьи 6.9 Кодекса административного правонарушения Российской Федерации (далее КоАП РФ) от 2 сентября 2021 года, по части 2 статьи 20.1 КоАП РФ от 18 января 2022 года.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания. Как указывает прокурор, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости.
Проверяя законность решения районного суда. апелляционная инстанция, изменяя решение установилаадминистративный надзор в отношении Геваргизова Ю.В. сроком на три года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения до погашения судимости, запретил выезжать за пределы муниципального образования городской округ город курорт Сочи Краснодарского края. При этом судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение в частности тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьи 11.9, и (или) статьи 12.8. и (или) статьи 12.26 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 указанного Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 данного закона со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Таким образом, срок административного надзора необходимо исчислять не со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, а со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора. Кроме того, апелляционная инстанция, устанавливая административный надзор сроком на три года и до погашения судимости не учла, что данные периоды не совпадают, поскольку срок погашения судимости Геваргизова Ю.В. - 20 февраля 2028 года. Однако указанное не принято во внимание краевым судом, в связи с чем, данные обстоятельства дела подлежат дополнительному исследованию.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм действующего законодательства, в силу статей 238, 329 КАС РФ являются основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет задачи административного судопроизводства и принципы, в соответствии с которыми является правильное рассмотрение административных дел, а также законность и справедливость при разрешении административных дел.
В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены, исследованы судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В данном случае судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения настоящего административного дела, в связи с чем, апелляционное определение подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию в ином составе судей.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (пункт 3 статьи 329 КАС РФ).
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо учесть изложенное, разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, проверить правильность установления административного надзора по всем видам ограничений.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 августа 2022 года отменить, направить административное дело на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 марта 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Богатых О.П.
Русаков А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.