Дело N 2а-1959/2022
г. Краснодар 02.03.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Сергеева С.С, рассмотрев в открытом судебном заседании поданное 23.11.2022 кассационное представление прокуратуры Волгоградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18.08.2022, вынесенное по апелляционной жалобе Комитета социальной защиты населения Волгоградской области на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 12.05.2022 по административному делу по административному иску исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области к Комитету социальной защиты населения Волгоградской области, заинтересованные лица: ФИО9, Комитет строительства Волгоградской области о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Стрелковского С.Н, поддержавшего кассационное представление, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Волгоградской области (прокурор) в интересах ФИО8 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным приказ Комитета социальной защиты населения Волгоградской области (Комитет) от 08.10.2021 N 2136 "О включении (об отказе во включении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями", в части отказа во включении в список ФИО8 Обязать административного ответчика включить ФИО8 в соответствующий список. В обоснование требований указано на то, что на основании обращения ФИО8 прокуратурой области проведена проверка нарушения его жилищных прав.
В ходе проверки установлено, что ФИО8 24.03.1991 года рождения, относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в 1999 его мать ФИО5 лишена родительских прав, сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери.
Постановлением Администрации Городищенского района Волгоградской области от 09.06.1999 ФИО8 определен в детское интернатное учреждение для детей - сирот, за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", квартал 1.
Также проверкой установлено, что в вышеназванном жилом помещении общей площадью 30, 2 кв.м. с 1997 по настоящее время зарегистрированы три человека, том числе и ФИО8, в связи с чем общая площадь жилого помещения, приходящегося на одного человека составляет 10, 06 кв.м, что менее учетной нормы жилого помещения, установленной на территории Ерзовского городского поселения Волгоградской области.
Приказом председателя Комитета от 08.10.2021 ФИО8 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (списки) в связи с достижением заявителем возраста 23 лет.
Прокурор считает оспариваемый приказ, мотивированный несвоевременностью обращения ФИО8 по вопросу включения в список, незаконным.
Ссылаясь на нарушение прав ФИО8 на обеспечение жилым помещением, гарантированное ему государством, прокурор просил об удовлетворении административного иска.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 12.05.2022 административный иск удовлетворен.
Суд признал незаконным приказ Комитета от 08.10.2021 в части отказа во включении ФИО8 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Обязал Комитет включить ФИО8 в соответствующий список лиц.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18.08.2022 решение районного суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в административном иске.
В кассационном представлении прокурор просит об отмене апелляционного определения ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Кассационное представление рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационный суд находит предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для отмены судебного акта по доводам кассационного представления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Судами установлено, что заочным решением Городищеннского районного суда Волгоградской области от 04.06.1999 ФИО6 лишена родительских прав в отношении сына - ФИО7, 24.03.1991 года рождения. Сведения об отце в свидетельство о рождении ФИО7 внесены со слов матери.
Постановлением Администрации Городищенского района Волгоградской области от 09.06.1999 N 321 ФИО8 определен в детское интернатное учреждение для детей сирот на полное государственное обеспечение с закреплением за ним жилой площади по адресу: "адрес".
В ходе прокурорской проверки установлено, что в квартире 8, по вышеуказанному адресу, общей площадью 30, 2 кв.м, с 1997 по настоящее время вместе с ФИО8 зарегистрированы еще 2 человека, в связи с чем общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного человека, составляет 10, 06 кв.м, что менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 15.06.2005 N 19/342 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде".
Актом главы Администрации Кировского района г. Волгограда от 20.03.2019 установлен факт невозможности проживания ФИО8 в упомянутом жилом помещении.
Согласно уведомлению из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии N N от 19.06.2021 в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных за ФИО8 жилых помещениях за период с 05.12.1998 по18. 06.2021.
На основании заявления ФИО8 14.09.2021Администрацией вынесено заключение N 10362 о необходимости включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Оспариваемым приказом от 08.10.2021 N 2136 ФИО8 отказано во включении в список в связи с достижением им возраста 23 лет.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ФИО8 является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, право на обеспечение жилым помещением которого возникло до 01.01.2013 и не было реализовано по независящим от него причинам, поскольку последний не был проинформирован уполномоченными органами о наличии у него права на обеспечение жилым помещением.
В этой связи районный суд пришел к выводу о неправомерности оспариваемого решения уполномоченного органа и, как следствие, об удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия в ходе апелляционного пересмотра дела руководствовалась положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Обзорами практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013, 23.12.2020).
Отменяя решение районного суда и отказывая в удовлетворении административного иска, судебная коллегия исходила из того, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на жилищный учет.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что поскольку ФИО8 обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении только в 2021 - по истечении 23-летнего возраста, доказательств исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению ФИО8 в компетентный орган по вопросу постановки на учет материалы дела не содержат, административный иск удовлетворению не подлежит.
С выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Федеральный закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 статьи 8 указанного федерального закона порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя принято Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"(вместе с "Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства").
Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (пункт 1 Правил).
Федеральный закон N 159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, достигшие возраста 23 лет), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 указано, что отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения (абзац 23).
Разрешая споры, связанные с предоставлением жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, судам необходимо установить, обращались ли указанные лица (их представители) с заявлениями о постановке их на учет на получение жилого помещения, причины, по которым данные лица не состояли на учете либо были сняты с такого учета, их жилищные условия на время обращения в суд и иные обстоятельства.
Пересматривая дело в апелляционном порядке, судебная коллегия не выяснила причины несвоевременного обращения ФИО8 с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, следовательно, не проверила оспариваемые действия на соответствие закону, и, как следствие, в нарушение положений статьи 308 КАС РФ не осуществила пересмотр дела в полном объеме, что свидетельствует о необоснованности постановленного судебного акта и наличии оснований для его отмены.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене, административное дело направлению на новое апелляционное рассмотрение.
В ходе повторного апелляционного пересмотра дела судебной коллегии надлежит установить юридически значимые обстоятельства, необходимые для разрешения спора, и постановить по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18.08.2022 отменить.
Административное дело N 2а-1959/2022 направить на новое апелляционное рассмотрение в Волгоградский областной суд в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03.03.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.