Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев кассационную жалобу Пастушковой И.В., действующей в интересах администрации муниципального образования Лабинский район, на определение Лабинского городского суда Краснодарского края от 25 августа 2022 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Лабинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Лабинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, выразившегося в непринятии мер по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Лабинский район.
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 7 августа 2020 года административные исковые требования удовлетворены. На администрацию возложена обязанность организовать на территории сельских поселений Лабинского района, исходя из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, фактического накопления отходов, сроков хранения отходов, динамики развития территории сельских поселений, устройство мусоросборных контейнеров и контейнерных площадок для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, а также в необходимом количестве бункеров для сбора и вывоза крупногабаритных отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; утвердить нормативный правовой акт, определяющий схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и порядок ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также опубликовать данный реестр в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; составить планы-графики сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с территорий сельских поселений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил; организовать регулярный вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок, расположенных на территориях сельских поселений Лабинского района, в соответствии с требованиями санитарно- эпидемиологических правил; принять меры по организации ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территориях Каладжинского сельского поселения, Лучевого сельского поселения, Владимирского сельского поселения, Упорненского сельского поселения, Первосинюхинского сельского поселения и Ахметовского сельского поселения.
Администрация муниципального образования Лабинский район Краснодарского края обратилась в городской суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Определением Лабинского городского суда Краснодарского края от 25 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 ноября 2022 года, отказано в удовлетворении указанного заявления.
В кассационной жалобе представителем администрации муниципального образования Лабинский район Пастушковой И.В. ставится вопрос об отмене определения и апелляционного определения с разрешением вопроса по существу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации без проведения судебного заседания.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судами, о чем обоснованно указано в доводах кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 104-О указано, что основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суды исходили из того, что обстоятельства, на которые указывает заявитель, не носят исключительный характер, со дня вступления решения в законную силу прошло два года, в течение указанного срока у администрации было достаточно времени для изыскания денежных средств, необходимых для исполнения решения суда в полном объеме, отсутствие финансовой возможности не является основанием для предоставления отсрочки исполнения решения.
При этом, судами установлено, что административным ответчиком решение исполнено частично. Постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 20 октября 2020 года N 832 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории сельских поселений муниципального образования Лабинский район, постановление размещено на официальном сайте муниципального образования Лабинский район в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; порядок ведения реестра определен и ведется в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039; администрацией муниципального образования Лабинский район заключен муниципальный контракт от 9 июля 2021 года N 060 на оказание услуг по разработке схемы санитарной очистки муниципального образования Лабинский район, разработана генеральная схема по санитарной очистке муниципального образования Лабинский район; составлены графики сбора и вывоза ТКО и утверждены МУП "Санитарная очистка" Лабинского городского поселения и МУП Вознесенского сельского поселения Лабинского района; несанкционированные места размещения ТКО ликвидированы и постоянно ведется работа по ликвидации несанкционированных свалок; организация регулярного вывоза ТКО относится к ведению ООО "Экоцентр", в зону деятельности которого входит Лабинский район; 8 февраля 2022 года направлена заявка на участие в отборе для предоставления субсидии на осуществление закупки контейнеров для раздельного накопления ТКО на территории сельских поселений Лабинского района.
На заседании 27 сессии Совета муниципального образования Лабинский район 25 мая 2022 года вопрос о финансировании мероприятий по исполнению решения суда по устройству контейнерных площадок в 2022 году отклонен, вопрос о выделении средств будет рассмотрен при планировании бюджета на 2023 год.
Управлением имущественных отношений муниципального образования Лабинский район 4 июля 2022 года заключен муниципальный контракт N 58 на проведение кадастровых (землеустроительных) работ для определения координат местоположения контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Лабинского района в количестве 119 штук.
Постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 11 августа 2022 года утверждена ведомственная целевая программа "Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории сельских поселений Лабинского района", сроки реализации - 2023-2025 года, планируемый объем - 11 000 000 рублей.
Таким образом, администрацией муниципального образования Лабинский район предпринимаются меры для исполнения решения суда.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, установленные в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Разрешая вопрос о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что при отсутствии финансирования создать и обеспечить надлежащее исполнение решения суда невозможно.
В нарушении статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 104-О, нижестоящими судами не принято во внимание, что учитывая необходимость соблюдения баланса интересов взыскателя, требования которого признаны решением суда обоснованными, и ответчика, суд вправе удовлетворить заявление о рассрочке или отсрочке исполнения решения суда лишь в случае предоставления заявителем убедительных доказательств, подтверждающих невозможность своевременного исполнения судебного акта, и другие обстоятельства, которые могут служить основанием для названного действия. При этом отсрочка исполнения решения не должна привести к невозможности исполнения решения суда.
Судами не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что на заседании 27 сессии Совета муниципального образования Лабинский район 25 мая 2022 года вопрос о финансировании мероприятий по исполнению решения суда по устройству контейнерных площадок в 2022 году отклонен, вопрос о выделении средств подлежит рассмотрению при планировании бюджета на 2023 год.
Постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 11 августа 2022 года утверждена ведомственная целевая программа "Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории сельских поселений Лабинского района", сроки реализации - 2023-2025 года, планируемый объем - 11 000 000 рублей.
С учетом изложенных обстоятельств, учитывая интересы взыскателя и должника, принятие должником мер по исполнению судебного решения, а также, принимая во внимание организационные и технические особенности осуществления работ по устройству контейнерных площадок на территории сельских поселений для сбора отходов и их объем, судья кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Заявление об отсрочке исполнения решения суда не приведет к нарушению баланса интересов взыскателя, требования которого признаны решением суда обоснованными, и ответчика.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 329 данного Кодекса суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку судебными инстанциями неверно дана оценка указанным обстоятельствам, вынесенные районным судом и судом апелляционной инстанции судебные акты подлежат отмене, с предоставлением отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Лабинского городского суда Краснодарского края от 25 августа 2022 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 ноября 2022 года отменить.
Отсрочить исполнение решения Лабинского городского суда Краснодарского края от 7 августа 2020 года по административному делу N 2а-475/2020 по административному исковому заявлению Лабинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления до 1 декабря 2023 года включительно.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.