Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мальманова Э.К. рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 18 июля 2022 года и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "Военторг-Юг" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
АО "Военторг-Юг" (далее также - Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты", нежилых помещений с кадастровыми номерами: "данные изъяты"
Определением Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2022 года требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" выделены в отдельное производство.
В обоснование административного иска Общество указало, что является собственником спорных земельных участков. Утвержденная кадастровая стоимость данных объектов значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, являющегося плательщиком земельного налога.
Решением Краснодарского краевого суда от 18 июля 2022 года удовлетворен уточненный административный иск, на дату определения кадастровой стоимости - января 2020 года в отношении земельного участка: с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" (далее - участок N 91), установлена его рыночная стоимость в размере 18 304 000 рублей; с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" (далее - участок N 5), установлена его рыночная стоимость в размере 28 932 000 рублей; с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" (далее - участок N 220), установлена его рыночная стоимость в размере 8 014 000 рублей. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости перечисленных земельных участок определено считать 29 декабря 2021 года.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 года решение Краснодарского краевого суда от 18 июля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 6 февраля 2023 года, администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) ставит вопрос об отмене решения Краснодарского краевого суда от 18 июля 2022 года и апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 года. Как указывает заявитель, обжалуемыми судебными актами кадастровая стоимость земельных участков N 91, 5, 220 снижена на 35%, 46% и 32% соответственно. Ссылается на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Считает, что снижение кадастровой стоимости, установленной уполномоченным органом, до оспаривания приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 5 октября 2020 года N 1882 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", противоречит нормам действующего законодательства.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2023 года кассационная жалоба принята к производству.
В возражениях относительно кассационной жалобы АО "Военторг-Юг" выражает несогласие с доводами жалобы.
На основании части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В статье 66 ЗК РФ закреплено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 12 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1); итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 2).
Статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Обществу на праве собственности принадлежат участки N 91, 5, 220.
Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2020 года и утверждена приказом департамента от 5 октября 2020 года N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в следующих размерах: для участка N 91 - 28 295 816, 9 рублей; для участка N 5 - 53 765 417, 2 рублей; для участка N 220 - 11 920 909, 44 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 7, 9 и 17 декабря 2020 года соответственно.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости спорных объектов в размере их рыночной стоимости, Общество представило в суд отчет об оценке от 9 ноября 2021 года N, выполненный оценщиком "данные изъяты", из которого следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2020 года составляет: для земельного участка N 91 - 15 998 000 рублей; для земельного участка N 5 - 27 801 000 рублей; для земельного участка N 220 - 6 474 000 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости на основании статьи 77 КАС РФ судом первой инстанции определением от 2 марта 2022 года была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам "данные изъяты"
Из заключения эксперта "данные изъяты" от 31 мая 2022 года N следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2020 года составляет: для участка N 91 - 18 304 000 рублей; для участка N 5 - 28 932 000 рублей; для участка N 220 - 8 014 000 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, пришли к выводу о том, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом суды исходили из того, что экспертное заключение "данные изъяты" соответствует положениям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию администрации в суде апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка.
По существу доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 18 июля 2022 года и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Краснодар - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.