Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курай О.В. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Курай О.В. на решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Курай О.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ ОПФР по Краснодарскому краю, пенсионный орган) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что решением пенсионного органа от 17 марта 2021 года ей было отказано в назначении досрочной пенсии страховой пенсии по старости по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии. При этом в ее педагогический стаж не учтены периоды её работы с 10 октября 1989 года по 01 октября 1993 года в должности воспитателя в детском комбинате N78 в управлении социально-производственного развития треста "Новороссийскморстрой" (позднее "Спецморстрой"), поскольку детские комбинаты не предусмотрены Списком N463 от 06 сентября 1991 года, Списком N1067 от 22 сентября 1999 года, Списком N 781 от 29 октября 2002 года, и с 01 сентября 2009 года по 22 декабря 2020 года в должности заведующей заочным отделением ГБПОУ "Новороссийский социально педагогический колледж" в связи с тем, что названная должность не предусмотрена Списком N 463 от 06 сентября 1991 года, Списком N1067 от 22 сентября 1999года, Списком N781 от 29 октября 2002 года. Полагает решение пенсионного органа незаконным, поскольку в отношении первого спорного периода "детский комбинат" относится к дошкольным воспитательным учреждения и является разновидностью детского сада, а в отношении второго спорного периода занимаемая ею должность "заведующей заочным отделением" не требовала заключения отдельного трудового договора либо дополнительного соглашения о совмещении должности преподавателя, которую она фактически исполняла в спорный период времени в образовательном учреждении среднего профессионального образования, в котором обучалось не мене 50% детей в возрасте до 18 лет, что подтверждено представленными ею документами, выданными ГБГЮУ "Новороссийский социально-педагогический колледж".
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила суд признать незаконным решения ГУ УПФР г. Новороссийска Краснодарского края от 17 марта 2021 года в части отказа в зачете в льготный педагогический стаж периодов ее работы с 10 октября 1989 года по 01 октября 1993 года и с 01 сентября 2009 года по 22 декабря 2020 года; возложить на ответчика обязанность включить названные спорные периоды работы в льготный педагогический стаж и назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 декабря 2020 года.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2022 года, которое представлено в материалы дела не в полном объеме (без листа 7) исковые требования удовлетворены частично.
Решение ГУ УПФР г. Новороссийска Краснодарского края от 17 марта 2021 года в части отказа включения в специальный стаж Курай О.В. периода ее работы с 10 октября 1989 года по 01 октября 1993 года (03 года 11 месяцев 22 дня) в должности воспитателя в детском комбинате N78 в управлении социально-производственного развития треста "Новороссийскморстрой" признано незаконным.
На пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж Курай О.В. период ее работы с 10 октября 1989 года по 01 октября 1993 года (03 года 11 месяцев 22 дня) в должности воспитателя в детском комбинате N78 в управлении социально-производственного развития треста "Новороссийскморстрой". В остальной части исковые требования Курай О.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 мая 2022 года решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения в части отказа в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности зачесть в специальный стаж истца период с 01 сентября 2009 года по 22 декабря 2020 года, как принятых в указанной части с нарушением норм материального и процессуального права, просит постановить по делу новое решение, которым названные требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 23 декабря 2020 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ от 17 марта 2021г. Курай О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом страховой стаж Курай О.В. составил 32 года 02 месяца 10 ней, а специальный стаж по состоянию на 31 декабря 2019 года определен 11 лет 03 месяца 12 дней, при требуемом специальном стаже 25 лет.
При этом пенсионным органном не учтены в педагогический стаж истца периоды ее работы с 10 октября 1989 года по 01 октября 1993 года в качестве воспитателя в детском комбинате N78 в управлении социально-производственного развития треста "Новороссийскморстрой" и с 01 сентября 2009 года по 22 декабря 2020 года в должности заведующей заочным отделением ГБПОУ "Новороссийский социально-педагогический колледж".
В трудовой книжке Курай О.В. содержатся записи N от 10 октября 1989 года о приеме на временную работу в детский комбинат N управлении социально-производственного развития треста "Новороссийскморстрой" и об увольнении с 01 октября 1993 года (запись N), а также запись N от 01 сентября 2009 года о переводе Курай О.В. на должность заведующей заочным отделением ГБПОУ "Новороссийский социально-педагогический колледж", где она работает по настоящее время.
В системе персонифицированного учета Курай О.В. зарегистрирована с 06 октября 1997 года.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на имя Курай О.В. отражено, что с 01 сентября 2009 года по 22 декабря 2020 года истец работает в должности заведующей заочным отделением ГБПОУ "Новороссийский социально-педагогический колледж", при этом работодателем не указан код льготы, предусматривающий досрочное назначение страховой пенсии.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о возложении на ответчика обязанности учесть период работы истца с 10 октября 1989 года по 01 октября 1993 года, суд первой инстанции, установив, что детский комбинат N управления социально-производственного развития треста "Новороссийскморстрой", в котором истец в спорный период работала в должности воспитателя, являлся официальным дошкольным образовательным учреждением, выполнявшим функции детского сада, пришел к выводу о том, что в указанный период времени трудовая деятельность Курай О.В. связана с педагогической деятельностью в дошкольном учреждении, в связи с чем названный период подлежит включению в сё специальный трудовой стаж, дающих право на назначение пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку в указанной части решение районного суда не оспаривалось и предметом проверки суда апелляционной инстанции не являлось, оно также не является предметом проверки и в суде кассационной инстанции.
Разрешая требования о возложении на ответчика обязанность учесть в педагогический стаж истца период ее работы с 01 сентября 2009 года по 22 декабря 2020 года в должности заведующей заочным отделением ГБПОУ "Новороссийский социально-педагогический колледж", суд первой инстанции, указав, что занимаемая Курай О.В. в спорный период времени должность не предусмотрена Списком N781 от 29 октября 2002 года, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения названных требований.
Установив, что с учетом включенного судом периода (03 года 11 месяцев 22 дня) и периодов, учтенных пенсионным органом (11 лет 03 месяца 12 дней), продолжительность педагогического стажа истца составляет менее 25 лет, суд первой инстанции также пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 23 декабря 2020 года.
Суд апелляционной инстанции согласился в указанной части с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов нижестоящих инстанций в части отказа в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанность учесть в педагогический стаж истца период ее работы с 01 сентября 2009 года по 22 декабря 2020 года в должности заведующей заочным отделением ГБПОУ "Новороссийский социально-педагогический колледж" основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, нормы закона приводятся в редакции, действовавшей на момент обращения С. в пенсионный орган).
Право на страховую пенсию по старости, как установлено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 названного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно. Пунктом 2 названного постановления установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды льготной работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представляемых страхователями в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения.
Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника. При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как усматривается из материалов дела, Курай О.В. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 06 октября 1997 года.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы отражены без указания кода льготных условий труда.
Указывая на то, что в период с 01.09.2009г. по 22.12.2020г. работодателем ненадлежащим образом была исполнена обязанность по представлению в отношении Курай О.В. индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица, суд не выяснил, по какой причине работодатель при предоставлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Курай О.В. документально не подтвердил ее право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, тем самым не устранил противоречия между имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учета и представленными в судебное заседание документами работодателя о льготном характере работы Курай О.В, дающей ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Между тем устранение противоречий между представленными сторонами спора и имеющимися в деле доказательствами являлось в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанностью суда, неисполнение которой повлекло за собой вынесения решения, не отвечающего требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации..
Ввиду изложенного, принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционное определение в части оставления без изменения решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ГУ УПФР г.Новороссийска Краснодарского края от 17 марта 2021 года в части отказа в зачете периода работы Курай О.В. с 01 сентября 2009 года по 22 декабря 2020 года в должности заведующей заочным отделением ГБПОУ "Новороссийский социально-педагогический колледж" в специальный стаж, дающего права для назначения досрочной пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периода работы Курай О.В. с 01 сентября 2009 года по 22 декабря 2020 года в должности заведующей заочным отделением ГБПОУ "Новороссийский социально-педагогический колледж" и назначении Курай О.В. досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 декабря 2020 года, нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В остальной части принятые по делу судебные акты сторонами не обжалуются. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 мая 2022 года в части оставления без изменения решения Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ГУ УПФР г.Новороссийска Краснодарского края от 17 марта 2021 года в части отказа в зачете периода работы Курай О.В. с 01 сентября 2009 года по 22 декабря 2020 года в должности заведующей заочным отделением ГБПОУ "Новороссийский социально-педагогический колледж" в специальный стаж, дающего права для назначения досрочной пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периода работы Курай О.В. с 01 сентября 2009 года по 22 декабря 2020 года в должности заведующей заочным отделением ГБПОУ "Новороссийский социально-педагогический колледж" и назначении Курай О.В. досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 декабря 2020 года отменить.
В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
В остальной части решение Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 мая 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.