Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Симферополя в интересах муниципального образования городской Симферополь Республики Крым, неопределенного круга лиц к Шевченко Инне Анатольевне, Администрации города Симферополя Республики Крым о признании договора социального найма недействительным, признании сделок недействительными, по кассационному представлению прокурора Республики Крым ФИО9 на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04 августа 2022 года, Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Симферополя, действующий в интересах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил:
признать недействительным договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенный между администрацией г. Симферополя и Шевченко И.А.;
признать недействительным договор передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенный между администрацией г. Симферополя и Шевченко И.А.;
признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Шевченко И.А. на жилое помещение (квартиру), расположенную по адресу: "адрес", кадастровый N;
исключить запись из EГРH о государственной регистрации права собственности Шевченко И.А. на жилое помещение (квартиру), расположенную по адресу: "адрес", кадастровый N;
возложить обязанность на Шевченко И.А. возвратить жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в муниципальную собственность.
Требование мотивированы тем, что правовые основания для заключения с Шевченко И.А. договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N у Администрации города Симферополя отсутствовали, равно как и для последующего заключения договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ N ввиду того, что Шевченко И.А. состояла в очереди соответствующей номеру N.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04 августа 2022 года, в удовлетворении иска прокурора города Симферополя Республики Крым отказано.
В кассационном представлении прокурор Республики Крым ФИО9 просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, не правильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Письменных возражений не поступило.
Участвующий в деле прокурор Стрелковский С.Н. в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в кассационном представлении, просил отменить принятые по делу судебные акты.
Представитель Администрации города Симферополя по доверенности ФИО2 в суде кассационной инстанции настаивал на оставлении судебных актов без изменения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителей.
Как следует из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N Шевченко И.А. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Шевченко И.А. обратилась в МКУ Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополя с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения. К указанному заявлению также представлено ходатайство Главы Администрации г. Симферополя о предоставлении Шевченко И.А. служебного помещения.
Вопрос был рассмотрен на заседании жилищной комиссии и согласно протоколу N от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано предоставить Шевченко И.А. "адрес".
Постановлением Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 3.1 Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 25.09.2015 N 429, учитывая рекомендации жилищной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь, оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, Шевченко И.А. предоставлено служебное жилое помещение из специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Симферополь, а именно, "адрес"
Постановлением Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ N служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", исключено из специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Симферополь.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Симферополя и Шевченко И.А. заключен договор социального найма N, согласно которому в бессрочное владение и пользование передано жилое помещение - "адрес", находящееся в муниципальной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Симферополя и Шевченко И.А. заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан N, согласно которому последней безвозмездно в порядке приватизации передается жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Постановлением следователя следственного отдела по Железнодорожному району г. Симферополя ГСУ СК РФ по Республике Крым и г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении руководителем аппарата Администрации г. Симферополя Шевченко И.А. злоупотребления служебными полномочиями при получении служебной квартиры, то есть преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285, ч.1 ст.286 УК РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава указанных преступлений (п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 166 Гражданского кодекса РФ, регулирующих правоотношения об оспаривании сделок, статей 5, 92, 104 Жилищного кодекса РФ, а также анализируя положения Гражданского кодекса Украины, действующего в юридически значимый период, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может признать соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела выводы предыдущих судебных инстанций по разрешению спора по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Названные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" установлено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. ст. 1, ч. З ст. 1 ГПК Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям принятые по делу судебные постановления не отвечают.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилого фонда социального использования на территории Российской Федерации, правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище определены Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Статьей 2 названного Закона предусмотрено право граждан Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статьи 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения, предназначенные согласно статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Норма аналогичного содержания закреплена в части 3 статьи 92 ЖК РФ в соответствии с которой специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.
В тоже время, законодатель не исключает приватизацию служебных жилых помещений с учетом соблюдения особенностей, предусмотренных частью 2 статьи 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в котором указано, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, учитывая особое назначение служебных жилых помещений, статья 4 указанного Закона содержит в качестве общего правила запрет на отчуждение служебных жилых помещений путем приватизации (часть 1), но одновременно закрепляет правомочие собственника жилого фонда или уполномоченных ими органов принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Так, на основании постановления администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ N Шевченко И.А. предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Постановлением администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ N жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", исключено из специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Каких-либо иных положений, определяющих дальнейшую юридическую судьбу указанного жилого помещения, указанное постановление не содержит.
В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Симферополя (наймодатель) и Шевченко И.А. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N, согласно условиям которого нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование передается жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты общей площадью "данные изъяты" кв. метров, расположенное по адресу:
"адрес", для проживания в нем.
В качестве основания заключения названного договора социального найма жилого помещения указывается приведенное выше постановление администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ N, которым не предусмотрено предоставление жилого помещения Шевченко И.А.
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 04.07.2019 N 2043 установлена учетная норма площади жилого помещения исходя из уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
При таких обстоятельствах, суду для правильного разрешения спора следовало установить в качестве юридически значимых обстоятельств основания о переводе служебного жилого помещения в жилищный фонд социального использования.
В силу положений частей 1-3 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Таким образом, правовыми основаниями заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, при условии, что такой гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке очередности.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 29.10.2013 N 1706 Шевченко И.А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 1 человек на основании подпункта 7 пункта 13 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений, утвержденных постановлением Совета министров УССР от 11.12.1984 N 470.
На момент заключения с Шевченко ИА. указанного договора социального найма, последняя состояла в соответствующей очереди под N.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.5 Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением 28 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым от 25.09.2015 N 429 (далее Порядок N429), исключение служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании постановления администрации, при наличии ходатайства предприятия, учреждения, за исключением предприятий, учреждений, прекративших свою хозяйственную деятельность и не имеющих правопреемника, при условии, если работник (сотрудник) проработал не менее десяти лет в органах местного самоуправления, или предприятиях, или учреждениях коммунальной формы собственности, созданных и осуществлявших деятельность на территории города Симферополя в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года.
Шевченко И.А. осуществляла трудовую деятельность в исполнительном комитете Симферопольского городского совета АР Крым Украины и в дальнейшем в администрации г. Симферополя АР Крым Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (менее десяти лет) Этому обстоятельству судами оценки не дано.
Согласно сведениям трудовой книжки Шевченко И.А. с декабря 2014 года принята на работу в администрацию г. Симферополя Республики Крым и назначена на должность заместителя начальника Управления торговли и бытового обслуживания населения администрации г. Симферополя. ДД.ММ.ГГГГ Шевченко И.А. уволена на основании пункта 7 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по причине отказа от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик трудовую деятельность не осуществляла. С ДД.ММ.ГГГГ принята на должность начальника Управления торговли и бытового обслуживания населения администрации г. Симферополя.
Кроме того, пунктом 9.1. постановления администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования" (в ред. Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N) предусмотрен исчерпывающий перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем, для получения муниципальной услуги.
Вместе с тем, документы, предусмотренные пунктом 9.1 Постановления N 767 при рассмотрении администрацией г. Симферополя вопроса о передаче в собственность Шевченко И.А. жилого помещения (заявление на приватизацию жилого помещения, справки из управляющей компании, справка о подтверждении неиспользованного права на приватизацию жилых помещений), сторонами не предоставлены.
Кроме того, администрацией города Симферополя в период с сентября 2020 года с момента заключения договора социального найма с Шевченко И.А. до декабря 2020 года в период передачи указанного жилого помещения в собственность ответчика не приняты меры к установлению сведений о наличии у Шевченко И.А. в собственности иных жилых помещений.
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилого помещения в собственность граждан N, заключенному между администрацией г. Симферополя и Шевченко И.А, последней безвозмездно в порядке приватизации передано жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Основания для передачи указанного жилого помещения в договоре не отражены.
Принимая обжалуемые решения суды первой и апелляционной инстанций не установили фактические обстоятельства дела, не определили юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, в нарушение ст. 56, 57 ГПК Российской Федерации возложили непропорциональное бремя доказывания исключительно на истца, не истребовав у сторон по делу доказательств в обоснование законности приобретения спорной квартиры.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции соблюдены не были.
Допущенные судами нарушения являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04 августа 2022 года подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04 августа 2022 года - отменить, направив дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.