Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Ивановой Е.В, Косарева И.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному дорожному агентству, Федеральному казенному учреждению управлению федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства, администрации муниципального образования "Икрянинский район" об устранении препятствий в пользовании земельным участком, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 18 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 28 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному дорожному агентству, Федеральному казенному учреждению управлению федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства, администрации муниципального образования "Икрянинский район" об устранении препятствий в пользовании земельным участком. С учетом уточнения требований просила суд:
- обязать Федеральное дорожное агентство, Федеральное казенное учреждение управления федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства устранить препятствие в пользовании земельным участком с кадастровым номером N, путем демонтажа металлического барьерного ограждения, установленного вдоль автомобильной дороги общего федерального значения Р-215 "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" на 71 километре (70 км 560 м);
- обязать Федеральное дорожное агентство, Федеральное казенное учреждение управления федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства, администрацию муниципального образования " "адрес"" обустроить съезд с автодороги Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" на 71 км (70 км 560 м) на земельном участке с кадастровым номером N, шириной не менее 6 метров, согласно координатам точек:
N точек Х У Дирекционный угол Длина линии
"данные изъяты"
"данные изъяты"
В обоснование иска указано, что ФИО1 является собственником 1/18 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", муниципальное образование "Сергиевский сельсовет", южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автодороги Астрахань-Махачкала, площадью 91006+/-2640 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок расположен в непосредственной близости с земельным участком с кадастровым номером N, принадлежащим ФИО19, который имеет общие границы с полосой отвода автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала. По договоренности с ФИО19 ФИО1 разрешено пользоваться указанным земельным участком для проезда. Земельные участки окружены водой, единственный съезд был расположен через участок с кадастровым номером N, расположенный непосредственно у автомобильной дороги. В сентябре 2018 года Федеральным казенным учреждением управления федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства в результате реконструкции автодороги Р-215 установлены металлические барьерные ограждения-отбойники, которые полностью перекрыли доступ к земельным участкам, на которых ведется хозяйство по выпасу скота и сенокоса, в связи с чем, ФИО1 лишена возможности использовать принадлежащий ей земельный участок по целевому назначению. Считает, что установка металлических барьерных ограждений-отбойников является незаконной, произведенной без учета интереса собственников смежных автодороге земельных участков. Согласно заключению кадастрового инженера ФИО10 земельные участки образованы в 2008 году путем выдела из земельного участка с кадастровым номером N колхоза "Волга". По результатам межевания участки сформированы в границах, существующих на местности.
При выезде на место, в 2020 году, произведена топографо-геодезическая сьемка контрольных поворотных точек границ участков по периметру и установлено, что земельные участки используются в границах, установленных при межевании, фактически земельный участок расположен на острове, омывается р. Бушмой. Фактически проезд на земельный участок возможно осуществить со стороны автодороги, который перекрыт "отбойником" - металлическим ограждением барьерного типа, высотой 0, 75 м.
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 18 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 28 сентября 2022 года решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 18 июля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 18 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 28 сентября 2022 года, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Федерального дорожного агентства - ФИО11 просил оставить решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 18 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 28 сентября 2022 года без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, ФИО1 является собственником 1/18 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", муниципальное образование "Сергиевский сельсовет", южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автодороги Астрахань-Махачкала, площадью 91006+/-2640 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Иными сособственниками земельного участка с кадастровым номером N являются ФИО17 (4/9 долей), ФИО18 (1/2 доля).
ФИО19 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", муниципальное образование "Сергиевский сельсовет", южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автодороги Астрахань-Махачкала, площадью 32500+/-4988 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для производства сельхозпродукции.
Вышеуказанные земельные участки - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и находится в собственности Российской Федерации на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ Упрдор "Каспий" и ООО "Капитал-Инвест" заключен государственный контракт на выполнение дорожных работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения N/КРАД. Согласно условиям государственного контракта подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ на объекте: Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Махачкала км 69+000 км - 75+000 - в Астраханской области (1 этап) (ремонт), в соответствии с утвержденной проектной документацией, а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
По заказу ООО "Капитал-Инвест" ООО "Дорпроект сервис" разработана проектная документация по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Махачкала км 69+000-км- 75+000 в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФАУ "Главгосэкспертиза России" Ростовским филиалом утверждено положительное заключение государственной экспертизы N на основании представленной проектной документации.
В рамках исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ N/КРАД на участке 69+000 км 75+000 км автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кизляр-Махачкала в 2018 году ООО "Капитал-Инвест" выполнен капитальный ремонт дороги.
В соответствии с актом обследования кадастрового инженера ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения ФИО12 проведены работы по обследованию земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", муниципальное образование "Сергиевский сельсовет", южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автодороги Астрахань-Махачкала. Определено, что земельный участок образован путем выдела из земельного участка колхоза "Волга" с кадастровым номером N По результатам межевания участок сформирован в границах, существующих на местности. В настоящее время находится в общей долевой собственности у ФИО1 (1/18 доля), ФИО17 (4/10 доля), ФИО17 (1/2 доля).
По публичной кадастровой карте Росреестра определено местоположение участков и земель общего пользования. С северной и южной стороны границей земельного участка является река Бушма, с западной стороны земельный участок с кадастровым номером N, с юга - неотмежеванная территория, входящая в состав земельного участка с кадастровым номером N, с восточной стороны - земельный участок с кадастровым номером N.
При выезде на место в феврале 2022 года для визуального осмотра установлено, что участок расположен на острове, омываемом рекой Бушма, попасть на территорию участка можно только со стороны федеральной трассы Астрахань-Махачкала, через земельный участок с кадастровым номером N, а также через участок с кадастровым номером N но сделать это фактически не удалось, так как проезд в настоящее время перекрыт. С трассы можно проехать только на противоположную сторону острова, вместо перекрестка с равноценными съездами с трассы проектировщиками автодороги сделан только один съезд. Для того, чтобы попасть на территорию обследуемого участка, необходимо каким-то способом преодолеть "отбойник" - металлическое ограждение барьерного типа высотой 0, 75 м, остановившись на трассе, что опасно. За многолетнее существование сельскохозяйственных земель в данном массиве сложился определенный порядок пользования: как проездами, то есть землями общего пользования, так и территориями, выделенными из колхозных земель в частную собственность. Обследуемый участок используется в соответствии с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. В настоящее время собственники столкнулись с проблемами, связанными с невозможностью проезжать свободно на свои земельные участки. На автотранспорте невозможно заехать на территорию, даже если съехать на противоположную сторону острова, и вернуться вдоль дороги в сторону моста, - там тоже не предусмотрено организованного проезда под мостом. Можно этот путь пройти пешком, что составит приблизительно 1 км, это несколько дольше, чем напрямую (расстояние от трассы до участка до установления ограждения составляло примерно 350 м), но некоторые работы на участках просто невозможно осуществить без применения транспортных средств. А также в сезон паводка проход невозможен и под мостом. Собственниками участка соблюдаются все меры пожарной безопасности.
По итогам обследования земельного участка установлено, что в настоящее время на земельный участок с кадастровым номером N нет доступа с земель общего пользования, со всех других сторон осуществление доступа невозможно, так как участок расположен на острове. Для обеспечения прохода и проезда, обеспечения проезда для ремонта инженерных сетей, расположенных на обследуемой территории, для полноценного использования сельскохозяйственных земель, а также принятия мер противопожарной безопасности относительно земельного участка с кадастровым номером N, а также других смежных земельных участков с кадастровыми номерами N, необходимо произвести демонтаж части металлического ограждения проходящего вдоль трассы Астрахань-Махачкала на 71 км (70 км 560 м), согласно представленной схеме напротив съезда с противоположной стороны дороги на схеме от точки 1 до точки 2, протяженностью 6 м.
В соответствии с заключением кадастрового инженера ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения ФИО19 проведены работы по обследованию земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", район Икрянинский, южнее "адрес" 1, 8 км, правая сторона автодороги "Астрахань-Махачкала", южнее ерика Бирючий.
Согласно представленным документам определено, что земельный участок образован в 2010 году путем выдела из земельного участка колхоза "Волга" с кадастровым номером N По результатам межевания участок сформирован в границах, существующих на местности. При выезде на место в 2020 году произведена топографо-геодезическая съемка контрольных поворотных точек границ участка и установлено, что земельный участок используется в границах, определенных при межевании. С северной и южной стороны границей земельного участка является река Бушма, с западной стороны земельный участок с кадастровым номером N и неотмежеванная территория, входящая в состав земельного участка с кадастровым номером N с восточной стороны - автодорога. Границы участков, возможно, так и формировались естественным образом по границам объектов природного происхождения - русла реки, огибающего земельный участок. Фактически на земельный участок попасть можно только со стороны автодороги.
Дорога относительно прямая, нет крутых поворотов, слева по направлению от Астрахани имеется съезд. Расстояние примыкания земельного участка дороги с кадастровым номером N к обследуемому земельному участку с кадастровым номером N - 1.004 м. Проход и проезд на земельный участок фактически возможно осуществлять только со стороны автомобильной дороги, который с недавнего времени перекрыли "отбойником" - металлическим ограждением барьерного типа, высотой 0, 75 м. В настоящее время доступ на земельный участок отсутствует, чтобы попасть на земельный участок приходится каким-то образом преодолевать ограждение, которое установлено только с одной стороны дороги, собственники таких же земельных участков для сельскохозяйственного использования, находящихся через дорогу, могут беспрепятственно проезжать на свои земельные участки, так как имеется съезд. Необходимость оборудования "отбойниками" участков дорог, находящихся в эксплуатации, устанавливается на основе анализа аварийности, оценки тяжести последствий ДТП, наличия участков концентрации ДТП, в данном случае данная необходимость возникла почему-то только с правой стороны дороги.
На момент проведения межевания с 2009 года по 2010 год в силу ч. 2.1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок мог быть образован и поставлен на кадастровый учет, пройти регистрацию прав в регистрационной палате только с условием обеспечения доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к данному земельному участку. То есть при образовании участка доступ обеспечивался с земель общего пользования, каковыми является автодорога с кадастровым номером 30:04:010301:6, входящая в состав трассы Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала и включенная в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, и находящаяся в собственности Российской Федерации.
За многолетнее существование сельскохозяйственных земель в данном массиве сложился определенный порядок пользования: как проездами, то есть землями общего пользования, так и территориями, выделенными из колхозных земель в частную собственность. Земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования: под сенокос, выпас скота, производство сельскохозяйственной продукции, с использованием специальной сельхозтехники. Собственником участка ФИО19 соблюдаются по меры пожарной безопасности. По итогам обследования участка установлено, что в настоящее время на земельный участок с кадастровым номером N нет доступа с земель общего пользования, так как он перекрыт "отбойником", со всех других сторон территория, на которой расположен обследуемый участок и смежные с ним участки, примыкает к берегам реки, соответственно доступа нет. Для обеспечения прохода и проезда на земельный участок, находящийся в собственности у ФИО19, предлагается демонтировать небольшую часть (6 м) металлического ограждения, проходящего вдоль трассы Астрахань-Махачкала на 71 км (70 км 560 м).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования "Икрянинский район" на обращение ФИО12, действующей в интересах ФИО1, сообщила, что обращение от ДД.ММ.ГГГГ N перенаправлено для рассмотрения в отдел земельно-имущественных отношений Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства".
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ Упрдор "Каспий" в ответ на претензию ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером N путем демонтажа части барьерного ограждения на участке км.70+000-км.71+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-215 "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" указало, что организация и (или) строительство съездов от автомобильной дороги федерального значения в целях организации подъезда к отдельным населенным пунктам и (или) земельным участкам не относится к компетенции Учреждения. В соответствии с положениями ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения, также как и утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, позволяющие обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников объектов недвижимости и возможность доступа к указанным объектам аварийно-спасательных служб.
Формирование земельных участков выполняется в соответствии с Градостроительным и Земельным кодексами Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которыми установлено, что при формировании земельных участков, которые не имеют путей доступа с улиц и дорог местного значения, пути доступа к таким земельным участкам необходимо согласовывать с владельцами автомобильных дорог, с которых планируется осуществлять доступ. В графической части межевого плана указываются сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установление сервитута. Доступ к земельным участкам (проезд, заезд, выезд, проход), образуемым (формируемым) органом местного самоуправления, предусматривается органом местного самоуправления. Согласно данным, полученным с публичной кадастровой карты, участок с кадастровым номером N не имеет общих границ с полосой автомобильной дорогой общего пользования федерального значения Р-215 "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала". Таким образом, ФКУ Упрдор "Каспий" не имеет законной и обоснованной возможности организации проезда через территорию земельных участков, принадлежащих третьи лицам. На основании чего у ФКУ Упрдор "Каспий" отсутствуют основания для удовлетворения требований, изложенных в претензии от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) в ответ на обращение ФИО1 об устранении препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером N путем демонтажа части барьерного ограждения на участке км.70+000-км.71+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала, сообщило, что по информации ФКУ на участке км 69+000 - км 75+000 автомобильной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала в 2018 году ООО "Капитал-Инвест" в ходе реализации государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N/КРАД выполнен капитальный ремонт на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы Ростовского филиала ФАУ "ГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ" по технической части N/РГЭ-3354/02 от ДД.ММ.ГГГГ. Подрядной организацией реализованы технические решения, предусмотренные проектной документацией, в полном объеме. Согласно данным, полученным с публичной кадастровой карты, участок с кадастровым номером N не имеет общих границ с полосой отвода автомобильной дороги Р-215. Таким образом, отсутствует возможность организации проезда через территорию земельных участков, принадлежащих третьим лицам. Также разъяснено, что деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения.
Письмом МЧС ФИО4 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщалось, что её обращение по факту пожара рассмотрено.
Согласно материалам проверки прокуратуры "адрес" Nж-2021 обращение ФИО1 о нарушений законодательства о пожарной безопасности рассмотрено. В рамках проверки прокуратурой "адрес" запрошены из ГУ МЧС России по "адрес", ОНД и ПР по "адрес" ГУ МЧС России по "адрес", МКУ "ЕДДС" "адрес", ФКУ Упрдор "Каспий" сведения, составлен акт проверки.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Икрянинского района Астраханской области на обращение ФИО1 по вопросу нарушения законодательства о пожарной безопасности, в частности возгорания ДД.ММ.ГГГГ сухой растительности на участке местности, расположенном вне границ населенного пункта, по адресным ориентирам: "адрес", муниципальное образование "Сергеевский сельсовет" южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автомобильной дороги "Астрахань-Махачкала", разъяснено, что вопреки требованиям земельного законодательства должностными лицами администрации муниципального образования " "адрес"" не приняты меры к надлежащему содержанию земельного участка, в том числе, ликвидации сухой растительности, которая явилась причиной возгорания. Пожарно-спасательным отрядом ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд к месту возгорания, на которое проследовать не представилось возможным ввиду обустройства на автомобильной дороге федерального значения Р-215 "Астрахань-Махачкала" металлического барьерного ограждения. Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения P-215 "Астрахань-Махачкала" выполняются ФКУ Упрдор "Каспий". Установлено, что ФКУ Упрдор "Каспий" в рамах реализации программы безопасности дорожного движения заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-215 "Астрахань-Махачкала", разработана проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, предусматривающая обустройство металлических барьерных ограждений на участке км.72+000-73+000 указанной автомобильной дороги. Для согласования работ по строительству подъездов, съездов и примыканий в автомобильной дороге федерального значения разъяснено право на обращение с соответствующим заявлением в ФКУ Упрдор "Каспий".
ДД.ММ.ГГГГ Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) в ответ на повторное обращение ФИО1 о демонтаже барьерного ограждения на участке км 70+000- км 71+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала для пользования земельным участком с кадастровым номером 30:04:150301:12 сообщило, что исчерпывающий ответ дан письмом от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования " "адрес"" ФИО13 внесено представление об устранений нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, о водоснабжении и водоотведении, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, о бюджетных учреждениях, об энергосбережении.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ Упрдор "Каспий" на письмо от ДД.ММ.ГГГГ об организации доступа к земельному участку, расположенному по адресным ориентирам: "адрес", муниципальное образование "Сергеевский сельсовет", южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автомобильной дороги Р-215 "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" сообщило, что металлическое барьерное ограждение на участке автомобильной дороги общего пользования, федерального значения Р-215 "Астрахань-Махачкала" км 72+000 - км 731+000 установлено в соответствии с требованиями по безопасности дорожного движения, а также на основании положений "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Пунктом 1 статьи 20 Закона N257-ФЗ указывается, что строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускается при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований, несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий.
Возложение на ФКУ Упрдор "Каспий" обязанности организовать пожарный проезд незаконно и в силу норм действующего федерального законодательства, регулирующего отношения в области пожарной безопасности, поскольку обязанность по организации пожарного проезда к строящимся, реконструируемым, эксплуатируемым зданиям лежит на застройщике либо собственнике здания. Таким образом, у ФКУ Упрдор "Каспий" отсутствует возможность организации съезда к земельному участку, расположенному по адресным ориентирам: Икрянинский район, муниципальное образование "Сергиевский сельсовет", южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автомобильной дороги Р-215 "Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала".
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ Упрдор "Каспий" разъяснено ФИО1, что металлическое барьерное ограждение, перекрывшее несогласованные (незаконные) съезды с автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-215 "Астрахань-Кочубей-Кизляр- Махачкала" на участке км 70+000 - км 71+000, установлено в обеспечение соблюдения требований по безопасности дорожного движения в рамках реализации государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N/КРАД, заключенного с ООО "Капитала Инвест", выполнен капитальный ремонт с межремонтным сроком на 12 лет. Капитальный ремонт осуществлялся на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы Ростовского филиала ФХУ "Главгосэкспертиза ФИО4" по технической части N от ДД.ММ.ГГГГ. Подрядной организацией реализованы технические решения, предусмотренные проектной документацией, в полном объеме. Согласно данным, полученным с публичной кадастровой карты, участок с кадастровым номером N не имеет общих границ с полосой автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-215 "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала". Таким образом, ФКУ Упрдор "Каспий" не имеет законной и обоснованной возможности организации проезда через территорию земельных участков, принадлежащих третьим лицам, на основании чего у ФКУ Упрдор "Каспий" отсутствуют основания для удовлетворения требований.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, 3 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разъяснениями, содержащимися в пунктах 45, 46, 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и исходил из того, что земельный участок истца с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", муниципальное образование "Сергиевский сельсовет", южнее ерика Бирючий, восточнее ерика Бушма, западнее автодороги Астрахань-Махачкала, площадью 91006+/-2640 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства не имеет общих границ с полосой отвода автомобильной дорогой общего пользования федерального значения Р-215 "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала", в связи с чем истцом не доказано нарушение его прав, как собственника земельного участка, а также то обстоятельство, что данный съезд имелся до ремонта автомобильной дороги.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указав, что истцу разъяснялся установленный действующим законодательством порядок получения технических условий для организации съезда с автомобильной дороги к участку, однако, в адрес ФКУ Упрдор "Каспий" соответствующих, надлежаще оформленных обращений от ФИО1, либо от ФИО19 не поступало. Истцом выбран иной способ защиты своих прав, несоответствующий по мнению судебной коллегии Астраханского областного суда, требованиям действующего законодательства, которым не предусмотрена организация съезда с федеральной автомобильной дороги лишь путем демонтажа имеющегося ограждения.
С выводами судов нижестоящих инстанций судебная коллегия кассационного суда согласна по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что строительство, реконструкция являющихся сооружением пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Частью 7 статьи 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ установлено, что расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований, несут лица, в интересах которых осуществляется строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусматривает два вида примыканий: к другой автодороге и примыкания в целях доступа к объектам дорожного сервиса.
Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном Земельным кодексом Российской Федерации в порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.
Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 3.1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинский организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Согласно части 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кепмпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Из положений пункта 2 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах в случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта РФ или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.
На основании части 1 статьи 22 Федерального закона N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. При этом обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов (часть 3 статьи 22 закона N257-ФЗ).
В соответствии с частью 11 названной статьи реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона 257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:
1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;
2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;
4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;
5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;
6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
Согласно письму Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 25 ноября 2011 года N материалы по размещению объектов придорожной инфраструктуры в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения должны направляться в Росавтодор на предварительное согласование.
Таким образом, порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, но не органами местного самоуправления.
В связи с чем, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что возможность организации съездов с федеральной автомобильной дороги к каждому земельному участку и (или) объекту, не являющемуся объектом дорожного сервиса и расположенным в границах полосы отвода автомобильной дороги, не предусмотрена законодательством Российской Федерации, поскольку реализация каких-либо исключений из данного правила фактически сделала бы нормальное движение по автомобильным дорогам невозможным (из-за слишком большого количества примыканий), а также повлекла возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Установив, что до ремонта автодороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" 71 км (70 км+560 м) к участку истца подъезда также не было организовано, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что возложение на ответчиков обязанности по строительству за счет бюджетных средств съезда к участку истца нарушит часть 7 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ, что является явно несоразмерным предположительно нарушенному праву истца, а также последствиям, которые могут возникнуть у ответчиков.
При этом, судами сделан верный вывод о том, что истец не лишен права осуществить за свой счет оборудование съезда с дороги на свой участок с разрешения уполномоченных органов, при соблюдении определенного, установленного законом, порядка.
Вместе с тем, ФИО1, вопреки разъясненной ей процедуре организации съезда с автодороги, обратилась в суд с иском об устранении препятствий в пользовании земельным участком, не представив при этом доказательств необоснованного установления существующего барьерного ограждения, не соответствующего требованиям законодательства.
Все доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию истца при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судов, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 18 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи Е.В. Иванова
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.