Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Н.Л, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО к государственному учреждению - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации, по кассационной жалобе Кузнецовой Н.Л. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 26 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Кузнецова Н.Л, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО, обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ СРО ФСС России, Фонд) о взыскании компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что она является матерью малолетней ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии со справкой экспертного состава N1 ФКУ "ГБ МСЭ по г..Севастополю" Минтруда России (серия МСЭ-2018 N) малолетняя ФИО с 12 мая 2015 года повторно признана ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до 11 мая 2027 года. В соответствии с действующей программой реабилитации или абилитации инвалида N от 17 декабря 2020 года, ФИО рекомендовано: кресло - коляска с ручным приводом с дополнительной "данные изъяты" с такими характеристиками: "данные изъяты". На основании указанной программы 27 мая 2021 года она приобрела у ООО "Территория здоровья" кресло-коляску с ручным приводом с дополнительной фиксацией "данные изъяты" стоимостью 220 000 рублей. Согласно акту сдачи-приемки товара приобретенная коляска соответствует полностью требованиям и характеристикам, которые установлены для ФИО в программе реабилитации или абилитации инвалида N от 17 декабря 2020 года. В связи с самостоятельным приобретением кресла-коляски для ФИО, она обратилась к ответчику с заявлением N от 03 июня 2021 г..о компенсации потраченных денежных средств, в размере 220 000 рублей. Решением Фонда N от 02 июля 2021 года за самостоятельно приобретенное 7-02-02 кресло-коляску с ручным приводом с дополнительной "данные изъяты" - 1 шт, она, как законный представитель ФИО принята на учет для перечисления оплаты за самостоятельно приобретенный товар на основании индивидуальной программы реабилитации N от 18 декабря 2020 года.
Согласно уведомлению от 02 июля 2021 года принято решение о сумме возмещения в размере 66 713 рублей 66 копеек. 06 июля 2021 года она обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении обоснованности принятого решения относительно суммы компенсации. В ответе от 05 августа 2021 года N "О предоставлении информации" Фондом разъяснено, что 02 июля 2021 года принято решение о выплате компенсации по заявлению N в сумме 66 713 рублей 66 копеек на основании закупки, которая была осуществлена по государственному контракту от 07 сентября 2020г. N. Полагая свои права нарушенными, поскольку заявление о компенсации ею подано 03 июня 2021г, в связи с чем ответчик, по мнению истца, не имел оснований руководствоваться закупочными ценами по государственному контракту от 07 сентября 2020г. N, Кузнецова Н.Л. просила суд взыскать с ответчика в ее пользу недоплаченную сумму компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации в размере 153 286 рублей 34 копеек.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 26 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским Севастопольского городского суда от 18 июля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права, без учета установленных по делу обстоятельств. Просит направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно справке МСЭ-2018 N, выданной экспертным составом N 1 ФКУ "ГБ МСЭ по г. Севастополю" Минтруда России", дочери истца - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 12 мая 2015 года установлена инвалидность по категории "ребенок-инвалид".
В соответствии с действующей индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида ребенка-инвалида N от 17 декабря 2020 года, ФИО рекомендовано: кресло - коляска с ручным приводом с дополнительной "данные изъяты" 1 шт, "данные изъяты".
27 мая 2021 года Кузнецова Н.Л. для ФИО приобрела в ООО "Территория здоровья" кресло-коляску с ручным приводом с "данные изъяты", стоимостью 220 000 рублей.
Согласно акту сдачи-приемки товара получателя N от 27 мая 2021 года истцом приобретено кресло - коляска с ручным приводом с "данные изъяты" 1 шт, "данные изъяты".
Кузнецова Н.Л. обратилась в Фонд с заявлением N от 03 июня 2021 года о компенсации потраченных денежных средств в размере 220 000 рублей.
Уведомлением N от 02 июля 2021 года Фонд сообщил, что за самостоятельно приобретенное кресло-коляску с ручным приводом с "данные изъяты" - 1 шт. (обеспечение с 27 мая 2021 г. по 26 мая 2025 г.), Кузнецова Н.Л, как законный представитель ФИО A.A, принята на учет для перечисления оплаты за самостоятельно приобретенный товар на основании индивидуальной программы реабилитации N N от 18 декабря 2020 года и решением по выплате компенсации от N от 02 июля 2021 года определена сумма возмещения в размере 66 713 рублей 66 копеек, которая была выплачена истцу 16 июля 2021 года.
В ответе ГУ СРО ФСС России NП от 26 апреля 2022 года разъяснило Кузнецовой Н.Л, что решение о выплате компенсации в сумме 66713 рублей 66 копеек принято на основании последнего исполненного Фондом государственного контракта от 07 сентября 2020 года N.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", исходил из того, что закупленные в соответствии с государственным контрактом от 07 сентября 2020 года N кресла-коляски отвечают требованиям техническим средствам реабилитации, предусмотренным ИПРА дочери истца, и являются аналогичными по техническим характеристикам приобретенной истцом коляски "Patron Tom 5 Streeter", в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности возмещения истцу в полном объёме компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации, поскольку на момент обращения 03 июня 2021 года Кузнецовой Н.Л. к ответчику с заявлением о возмещении расходов за самостоятельное приобретенное техническое средство реабилитации, последним по времени осуществления закупки аналогичного технического средства реабилитации является последний исполненный ответчиком государственный контракт от 07 сентября 2020 года N, согласно которому стоимость кресло-коляски с ручным приводом с "данные изъяты" составляет 66 713 рублей 66 копеек.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации является целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривает, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В силу частей 2 и 3 статьи 11.1 Федерального закона техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Пунктом 7 федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (в редакции с 21 декабря 2019 г.), предусмотрены кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 названного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией (абзац третий пункта 3 Порядка введен Приказом Минздравсоцразвития от 8 сентября 2011 г. N 1028н).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту технического средства реабилитации), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован и размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Следовательно, приобретение истцом более дорогого технического средства реабилитации право на возмещение полной его стоимости не порождает.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами закона, суды нижестоящих инстанций, установив, что самостоятельно приобретенное истцом кресло-коляска по своим техническим характеристикам не отличается от кресла-коляски с ручным приводом с "данные изъяты", приобретенных в рамках исполнения государственного контракта N от 07 сентября 2020 года по цене 66 713 рублей 66 копеек за одну единицу, пришли к правильному выводу о том, что размер компенсации за самостоятельно приобретенную истцом кресло-коляску не может быть более стоимости предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации, в котором нуждается дочь истца в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются. В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что поставленные по государственному контракту кресла-коляски не соответствуют индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, поскольку не имеют приспособлений, предусмотренных названной программой, а именно: боковых опор для головы, нагрудного ремня, поясного ремня, поясничного валика, являлись предметом подробного исследования судов нижестоящих инстанций, в обжалуемых судебных постановлениях им дана надлежащая правовая оценка, сомнений в законности которой у судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за самостоятельно приобретенное ее покойным супругом средство реабилитации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при проверке судебных постановлений в кассационном порядке.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции, проверяя законность принятых судебных постановлений, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Установление вновь обстоятельств дела, а также переоценка доказательств не входят в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 26 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецовой Н.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.