Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Жогина О.В, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Керчи Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Керчи Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Керчи Республики Крым "Школа N15 имени Героя Советского Союза Е.М. Рудневой" (третье лицо: Управление образования администрации г. Керчи Республики Крым) о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, по кассационной жалобе администрации г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Керчи Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском к ответчикам.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 16 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 октября 2022 года, исковые требования удовлетворены.
На администрацию г. Керчи Республики Крым возложена обязанность в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Керчи Республики Крым "Школа N15 имени Героя Советского Союза Е.М.Рудневой" (далее - МБОУ г. Керчи "Школа N 15 им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой", школа) для обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
На МБОУ г. Керчи РК "Школа N 15 им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой" возложена обязанность в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путем обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В кассационной жалобе администрация г. Керчи Республики Крым просит отменить вынесенные судебные постановления по мотиву их незаконности.
Заявитель полагает, что суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела. Ссылается на положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 5 октября 2009 года, согласно которой в обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Указывает, что перечень расходов, связанных с обеспечением предусмотренных Законом об образовании государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования отнесено к полномочиям в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; перечень расходов, связанных с обеспечением указанных прав, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Также указывает, что отсутствие межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации на мероприятия для обеспечения охраны образовательных учреждений путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов, не возлагает на органы местного самоуправления обязанности осуществлять расходы на указанные цели за счет местного бюджета.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровской Е.Н, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, для проверки соответствия Требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, 19 сентября 2019 года уполномоченной комиссией произведено обследование МБОУ г. Керчи РК "Школа N 15 им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой" по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Фурманова, д. 67, по результатам проверки составлен акт обследования и категорирования объекта, где зафиксировано, что МБОУ г. Керчи РК "Школа N 15 им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой" установлена третья категория в соответствии п. 13 раздела 2 вышеуказанного постановления.
Рекомендовано оснастить МБОУ г. Керчи РК "Школа N 15 им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой" охранной сигнализацией, обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Сроки осуществления указанных мероприятий, с учетом объема работ и планирования финансирования, определены на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
В соответствии с разделом VI Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 года, начальником Управления образования администрации г. Керчи Республики Крым 5 декабря 2019 года утвержден паспорт безопасности образовательного учреждения, согласно которому МБОУ г. Керчи РК "Школа N 15 им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой" относится к третьей категории опасности объекта.
В 2021 году прокуратурой г. Керчи Республики Крым проведена повторная проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в муниципальных образовательных учреждениях администрации г. Керчи Республики Крым, по результатам которой установлено, что в МБОУ г. Керчи РК "Школа N 15 им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой" требования по антитеррористической защищенности объекта образования выполнены не в полном объеме.
18 октября 2021 года прокурором г. Керчи Республики Крым в адрес Главы администрации г. Керчи Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму. Указанное представление рассмотрено 23 ноября 2021 года, по результатам проверки и выявленных нарушений виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, учитывая, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование муниципальных учреждений, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку осуществление деятельности учреждения образования при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном применении норм материального и процессуального права.
Отсутствие денежных средств не является основанием для отмены судебных актов и не освобождает ответчика от обязанности соблюдения требований законодательства об антитеррористической безопасности, в том числе, по устранению нарушений, создающих реальную опасность возникновения травматизма, причинения вреда жизни и здоровью в случае возникновения террористической угрозы.
Приведенные выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, нарушений норм материального или процессуального права не усматривается. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств судами не допущено.
Как усматривается из содержания кассационной жалобы, возражения её заявителя сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данной судом, следовательно, не могут являться основанием для пересмотра апелляционного определения, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств и означает, что правильные по существу судебные постановления не могут быть отменены по одним только формальным соображениям.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления кассационные жалобы не содержат, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 октября 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г. Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.