Дело N 88-6236/2023 - (88-43855/2022)
N дела суда 1-й инстанции 2-39-490/2022
г. Краснодар 17 февраля 2023 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бетрозовой Н.В, рассмотрев гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории Республики Крым к Андращук Н.В. о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, третье лицо: ГКУ Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в Республике Крым", по кассационной жалобе начальника Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории Республики Крым - Селивейстровой Н.Д. на решение мирового судьи судебного участка N 39 Евпаторийского судебного района Республики Крым от 28 июня 2022 года и апелляционное определение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30 сентября 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым (далее - Департамент) обратился к мировому судье с иском к Андращук Н.В. о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба. В обоснование заявленных требований указано, что 24 апреля 2018 года Андращук (до брака - Володькина) Н.В. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей государственной услуги по назначению государственной социальной помощи ежемесячно и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба. В соответствии с предоставленными Андращук Н.В. сведениями о доходах от 24 апреля 2018 года совокупный доход ее семьи, состоящей из четырех человек, за месяц составил 18 500, 81 руб. при установленной величине - 38 758 руб, исходя из расчета 9 689, 50 руб. на одного человека. При подаче соответствующих заявлений Андращук Н.В. была разъяснена обязанность уведомлять органы труда и социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, которые могут повлиять на получение социальных выплат, не позднее, чем в месячный срок. На основании поданных Андращук Н.В. документов Департаментом были назначены государственная социальная помощь с 01 апреля 2018 года по 30 сентября 2018 года в размере 3 000 руб. и ежемесячная денежная выплата на приобретение социально значимых сортов хлеба с 01 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года в размере 121, 54 руб, которые выплачивались Андращук Н.В. за счет средств бюджета Республики Крым. 25 декабря 2020 года Андращук Н.В. обратилась с заявлением о продлении выплаты государственной социальной помощи. 15 февраля 2021 года Департаментом получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости N N, согласно которой Андращук Н.В. на основании договора купли-продажи от 29 ноября 2017 года принадлежит жилое помещение, общей площадью 76, 89 кв.м. по адресу: "адрес".
Согласно предоставленному ответчиком 02 марта 2021 года договору купли-продажи от 29 ноября 2017 года, она приобрела в собственность вышеуказанный объект недвижимости за 453 026 руб. Таким образом, в течение 12 месяцев, предшествующих обращению за предоставлением вышеуказанных мер социальной поддержки, ответчик осуществила покупку и оплатила услуги на сумму, превышающую на время обращения десятикратную величину прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для семьи - 9 689, 50 руб. 02 марта 2021 года было принято решение о прекращении назначения ответчику мер социальной поддержки "Государственная социальная помощь" и "Ежемесячная денежная выплата на приобретение социально значимых сортов хлеба" с 01 апреля 2018 года. Согласно справкам-расчетам ГКУ "Центр социальных выплат" NN N, N от 25 января 2022 года, ответчику Андращук Н.В. были выплачены из бюджета Республики Крым денежные средства в виде государственной социальной помощи за период с 01 апреля 2018 года по 30 сентября 2018 года в размере 18 000 руб. и в виде ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с 01 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года в размере 1 458, 48 руб. В добровольном порядке ответчик указанные суммы не возместила.
На основании изложенного, Департамент просил взыскать с Андращук Н.В. в доход бюджета Республики Крым излишне выплаченные суммы государственной социальной помощи за период с 01 апреля 2018 года по 30 сентября 2018 года в размере 18 000 руб. и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с 01 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года в размере 1 458, 48 руб, а также в пользу Департамента почтовые расходы на отправление копий искового заявления ответчику и третьему лицу в общей сумме 355, 76 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 39 Евпаторийского судебного района Республики Крым от 28 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Департамента отказано.
Апелляционным определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30 сентября 2022 года решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе начальник Департамента - Селивейстрова Н.Д. ставит вопрос об отмене решения мирового судьи и апелляционного определения и вынесении нового судебного акта. В обоснование доводов жалобы указано, что проверка данных, влияющих на право назначения ежемесячной денежной выплаты, являлась правом истца, а не обязанностью, тогда как о факте сокрытия данных ответчиком Департамент узнал лишь 15 февраля 2021 года, при этом договор купли-продажи объекта недвижимости был представлен истцу лишь 02 марта 2021 года, в связи с чем, срок исковой давности заявителем не пропущен, поскольку должен исчисляться именно с 15 февраля 2021 года.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), данная кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, изучив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, судья кассационной инстанции приходит к выводу, что такие нарушения не были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, 24 апреля 2018 года Андращук (до брака - Володькина) Н.В. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба.
25 апреля 2018 года Департамент принято решение о назначении Андращук Н.В. мер социальной поддержки - государственной социальной помощи с 01 апреля 2018 года по 30 сентября 2018 года в размере 3 000 руб. и ежемесячной денежной выплаты на приобретение социально значимых сортов хлеба с 01 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года в размере 121, 54 руб, которые ей выплачивались за счет средств бюджета Республики Крым.
25 декабря 2020 года Андращук Н.В. обратилась в Департамент с заявлением о продлении выплаты государственной социальной помощи, после получения указанного заявления, специалистом Департамента были направлены межведомственные запросы, в том числе в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
15 февраля 2021 года Департаментом получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой на основании договора купли-продажи от 29 ноября 2017 года Андращук Н.В. принадлежит жилое помещение, общей площадью 76, 89 кв.м по адресу: "адрес". Из представленного Андращук Н.В. 02 марта 2021 года договора купли-продажи от 29 ноября 2017 года было установлено, что она приобрела вышеуказанный объект недвижимости в собственность за 453 026 руб.
Поскольку Департаментом было установлено, что в течение 12 месяцев предшествующих обращению Андращук Н.В. за предоставлением государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты она осуществила покупку и оплатила услуги на сумму, превышающую на время обращения десятикратную величину прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для семьи - 9 689, 50 руб, 02 марта 2021 года Департаментом принято решение о прекращении назначения Андращук Н.В. мер социальной поддержки "Государственная социальная помощь" и "Ежемесячная денежная выплата на приобретение социально значимых сортов хлеба " с 01 апреля 2018 года.
Согласно справкам-расчетам ТКУ "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в Республике Крым" N и N от 25 января 2022 года Андращук Н.В. из бюджета Республики Крым были выплачены денежные средства в виде государственной социальной помощи за период с 01 апреля 2018 года по 30 сентября 2018 года в размере 18 000 руб. и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с 01 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года в сумме 1 458, 48 руб.
При рассмотрении дела мировым судьей, Андращук Н.В. заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья руководствовался положениями статей 196, 199, 200, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона Республики Крым "О государственной социальной помощи в Республике Крым" от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014, положениями Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия (утв. Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 587) и исходил из того, что истцом заявлены требования о взыскании излишне выплаченных ответчику сумм государственной социальной помощи за период с 01 апреля 2018 года по 30 сентября 2018 года и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с 01 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года, тогда как настоящее исковое заявление подано лишь 25 мая 2022 года, то есть с пропуском срока исковой давности. Поскольку, исходя из положений норм действующего законодательства, у Департамента имелись полномочия и компетенция путем использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающей информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций проверять достоверность данных, влияющих на право назначения ежемесячной денежной выплаты, тогда как доказательств, указывающих на невозможность проверки достоверности представленных ответчиком сведений представлено не было, мировой судья пришел к выводу о пропуске Департаментом срока исковой давности по заявленным требованием, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение мирового судьи, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Доводы кассационной жалобы о том, что проверка данных, влияющих на право назначения ежемесячной денежной выплаты являлась правом истца, а не обязанностью, подлежит отклонению, как не влияющий на правомерность принятых по делу судебных постановлений, так как в отсутствие доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности получения соответствующих сведений, непринятие Департаментом своевременных мер к установлению имеющих значение обстоятельств и проверке представленных ответчиком сведений, не может влиять на течения срока исковой давности, поскольку зависит исключительно от воли самого истца, бездействие которого и явилось следствием несвоевременного получения таких сведений.
Учитывая изложенное, приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, выражают несогласие с выводами мирового судьи и суда апелляционной инстанции, а также иное мнение о характере разрешения спора, изложенное в оспариваемых судебных постановлениях, при этом выводов судов не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ не могут служить в качестве основания для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 39 Евпаторийского судебного района Республики Крым от 28 июня 2022 года и апелляционное определение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории Республики Крым - Селивейстровой Н.Д. - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.